Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Еремеева Мария Николаевна

Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.  Обучающиеся с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению знаний без создания специальных условий.

Существует серьезная проблема отрицательной адаптации таких детей, поэтому практическая значимость работы заключается в том, чтобы при объяснении материала, связанного с лексическими темами при изучении культуры Санкт-Петербурга выявить результаты психологических особенностей детей ЗПР. Это может найти отражение в практике образовательных программ, реализуемых концепцию работы в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.

Авторы: Кудрявцева О.А. дефектолог

Зданович Е.Н. воспитатель

Еремеева М.Н. воспитатель

Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.  Обучающиеся с задержкой психического развития – это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению знаний без создания специальных условий.

Существует серьезная проблема отрицательной адаптации таких детей, поэтому практическая значимость работы заключается в том, чтобы при объяснении материала, связанного с лексическими темами при изучении культуры Санкт-Петербурга выявить результаты психологических особенностей детей ЗПР. Это может найти отражение в практике образовательных программ, реализуемых концепцию работы в дошкольном учреждении.

Ее целью является создание среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает разработку специальных учебных методик для педагогов, направленных на развитие их взаимодействия с особенными детьми. В нашем случае, в рамках изучения лексических тем изучение истории и культуры Санкт-Петербурга должно включать в себя специальные развивающие программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей в дошкольном учреждении и правильном усвоении материала.

Адаптация учебных зон проводится для повышения интереса к учебному процессу, формирования навыков письма и чтения в рамках изучения лексических тем, а также улучшению памяти и концентрации внимания. Также краеведение в детском саду имеет огромный потенциал для познавательного и социально-личностного развития ребенка-дошкольника, для взаимодействия с семьей и обогащения предметно-развивающей среды группы и ДОУ. Занятие по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического слуха и  слоговой структуры на тему об истории Санкт-Петербурга помогут активизировать речевую деятельность детей ЗПР. Развитие диалогической речи, общей моторики, согласования речи с движениями, памяти, зрительного внимания, мышления, речевого слуха  помогут в формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития, нарушениями в организации деятельности и поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени в выраженные недостатки в формировании высших психических функций.

Детям с ЗПР необходимо особое внимание и пристальное наблюдение за усваиванием лексической информации в индивидуальном порядке.

В работе с детьми ЗПР применяются следующие подходы:

1) индивидуальный подход;

2) предотвращение наступления  утомляемости;

3) активизация познавательной  деятельности;

4) проведение подготовительных занятий;

5) обогащение знаниями об окружающем мире;

6) коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

7) проявление педагогического такта.

Так как для задержки психического развития детей характерно преобладание игровых интересов и ограниченные представления об окружающем мире, то процесс раскрытия вопроса об истории и культуре Санкт-Петербурга стоит делать ярким и экспрессивным.

Изучение лексической темы «История и культура Санкт-Петербурга» поможет в стремлении развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Например, в коррекционно-развивающих целях можно использовать сюжетные картинки, карточки, мультипликационные материал. Стараться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении детей ЗПР.

Из опыта работы с детьми ЗПР – организуются  коррекционные занятия, которые направлены на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности.

Формы проведения занятий по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга в рамках лексических тем – игровые, в виде проектной деятельность. Осуществление различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, ролевых, информационных и других становится неотъемлемой частью системы воспитательной работы с детьми ЗПР и помогут успешно осуществить выполнение программы.

Итак, обобщим структуру занятия на опыте работы с особенными детьми:

 1) работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, связанных с культурологией;

2) речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми;

3) вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы, то есть связанное с историей Санкт-Петербурга. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, необходимо закреплять в свободных видах деятельности;

4) каждая новая тема должна начинаться с экскурсии, приобретения практического опыта, рассматривания, наблюдения, беседы по картине;

5) при изучении каждой темы о Санкт-Петербурге, начало идет с обогащения того словарного минимума (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи;

6) словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций.

Основой планирования работы педагогов дошкольной группы является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников, усвоение грамматических категорий и согласуется с задачами всестороннего развития детей ЗПР. Концентрированное изучение материала служит эффективным средством установления более тесных связей между детьми, так как работа по изучению культуры и истории Санкт-Петербурга может длиться на протяжении недели в рамках общей лексической темы.

Лучшие виды организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, наряду с подачей в учебном процессе целесообразно использовать внеурочные формы работы: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, архитектурные заповедники, культурные центры. Организация непосредственно образовательной деятельность с введением краеведческого материала поможет в подборе речевого материала о родном крае, а также иллюстративного и раздаточного материала в соответствии с темой. Организация в течение дня активной работы по расширению, уточнению, закреплению словарного запаса по культурному наследию Санкт-Петербурга, а также наблюдение за грамматически правильным оформлением речи у каждого воспитанника помогут привести к хорошему результату при работе с ЗПР. Такая форма работы позволяет не только расширить и реализовать познавательный интерес детей, но и получить моральное, эмоциональное удовлетворение.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с дошкольниками должны приобрести информационные технологии, аудио и видеоматериалы для большего привлечения детей с особенностями в развитии.

Применение игр в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга для детей ЗПР играет значительную роль, так как на занятиях систематически возникает необходимость демонстрации различных наглядных материалов в удобной для понимания форме.

Виды речевой деятельности детей ЗПР – слушание, осознание цели и ситуации устного общения, адекватное восприятие звучащей речи, понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом материале об истории Санкт-Петербурга и его достопримечательностях, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.

Список литературы

1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Смотрим, видим, запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания, памяти)». Санкт – Петербург 2016г.

2. Ертанова О.Н., Гордон М.М. Инклюзивное образование: Методология, практика, технологии. Москва 2011 г., стр.: 11 – 17.

3. Ольга Громова: Лексические темы по развитию речи детей: Методическое пособие

5. [Электронный ресурс]: В.М. Дюков, Л.А. Бойдик, И.Н. Семенов/: Теоретические и методологические основы преподавания для детей ЗПР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....

Методическая разработка по Истории и культуре Санкт-Петербурга «Дидактические игры с детьми по ознакомлению с Санкт-Петербургом».

В данной разработке даны игры с описаниями, правилами, вариантами проведения, что даст возможность педагогам творчески подойти к работе c детьми, продумывая свой материал, создавая новые варианты игр ...

Конспект совместной деятельности с элементами ТРИЗ для подготовительной логопедической группы по направлению "Патриотическое воспитание. Ознакомление с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Данный материал представляет собой результат моих поисков новых подходов к проблеме воспитания у детей интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга. В частности опыт по внедрению элементов ТРИЗ, исп...