Главные вкладки

    Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга
    статья по теме

    Антонова Вероника Валериевна

     обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются возможности использования презентаций, ЭОР, детской издательской деятельности, электронной базы файлов с фотографиями, картинками, аудио, видео, т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ikt_v_oznakomlenii_s_istoriey_i_kulturoy_spb_dlya_sayta.docx191.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 комбинированного вида                                               Красногвардейского района

     «Использование ИКТ в  работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»

    Методическая разработка

    воспитателя Антоновой Вероники Валериевны

    Санкт-Петербург

    2013

    Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий заключаются, среди прочего, в том, что с самого рождения эти дети оказываются в информационной среде. Их первые игрушки – это пульты от телевизора и DVD, мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты, диктофоны и видеокамеры, компьютеры и игровые приставки. И именно эти девайсы интересуют малышей больше, чем традиционные  конструкторы , куклы, мозаики, настольные игры. Мы можем по-разному оценивать значение этих изменений, но они есть, и неразумно было бы их игнорировать. Как бы мы не относились к проблеме, информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка проводником и наставником в мире новых технологий, сформировать основы информационной культуры личности ребенка».

    Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать новым способом формирования у детей представлений об окружающем мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия обеспечивает способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео.

    Маленькие петербуржцы с первых лет жизни могут быть вовлечены во взаимодействие с культурным наследием своего города. Однако, стоит учесть, что мы живем в спальном районе, в котором не так много достопримечательностей. Родители наших воспитанников редко знакомят детей с городскими музеями, парками, дворцами. Приобщение ребёнка к культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно в стенах дошкольного образовательного учреждения. Однако, возможности детского сада в этом вопросе тоже ограничены. Экскурсии по городу довольно затратны, и стали еще менее доступны из-за транспортных пробок. Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку. В этом вопросе бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-коммуникативные технологии. По сравнению с традиционными формами образовательной работы с дошкольниками  по ознакомлению  с родным городом, использование ИКТ  обладает рядом преимуществ:

    • предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
    • многообразие форм подачи информации: графика, анимация,  звук, видео надолго привлекает внимание ребенка;
    • позволяет моделировать  жизненные, вымышленные, исторические  ситуации;
    • делает доступными для рассматривания, изучения  объекты, которые в жизненной ситуации труднодоступны для обозрения ребенком (находятся высоко, далеко, закрыты строительными лесами, др.);
    • помогает сформировать ассоциативные связи;

    ИКТ используются как  средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. К вариантам использования информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления детей с историей и культурой города можно отнести:

    1. Игры, которые создаются в программе  Power Point с использованием триггеров, такие, как «Загадочные картинки», «Подбери картинку», т.д.

    1. Презентации различной тематики («Мосты Петербурга», «Ограды и решетки», «Хранители города», «Сказочные жители Петербурга», «Герои древних мифов в скульптуре», «Дворцовая площадь», «Невский проспект») могут использоваться:
    • в образовательной работе с детьми (игры-путешествия, беседы, досуги, игры-квесты, викторины);
    • в диагностических образовательных ситуациях;
    • в качестве электронного наглядного материала (иллюстрации,        

    мнемотаблицы, карты и схемы) 

    Современные информационно-коммуникативные технологии дают возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием; они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь презентация просто незаменима. Информация подается в привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации, ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и долговременным. Компьютерная презентация дает возможность по-новому представить наглядный материал.

     

    1. Использование ЭОР обеспечивает доступ к большому объему информации, представленному в занимательном виде за счет средств мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает путь и воспитателю,  и воспитаннику к большому объему новой информации, наглядного материала, который в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуем. В совместной с родителями работе по ознакомлению дошкольников с родным городом  можно использовать следующие интернет-ресурсы:

    Мир Петербурга проект центра петербурговедения ЦГПБ им. В.В.Маяковского и Всемирного клуба петербуржцев  http://mirpeterburga.ru/ 

    Энциклопедия Санкт-Петербурга http://www.encspb.ru/

    Окно в Санкт-Петербург. Сайт учителя истории и культуры Санкт-Петербурга ГОУ СОШ №324 Курортного района
    Смирновой А. А.
    http://www.gorod.324school.spb.ru/ 

    Петербурговедение для дошкольников. Детям дошкольного возраста о Петербурге в рассказах, сказках и играх http://peterburgforchildren.blogspot.ru/p/blog-page.html 

    Песочница  детский развивающий центр http://sand-play.ru/peterburg.html 

    Карта Спб http://karta-spb.livejournal.com/

    Петербургский фотографический журнал http://fotopiter.livejournal.com/

    Spbkids  Сайт для любопытных родителей http://www.spbkids.com/

    KidsReview http://www.kidsreview.ru/  и многие другие.

    1. Издательская деятельность.

    Использование цифрового  фотоаппарата, сканера, компьютера для создания детских книг, журналов,  программок для тематических досугов, вернисажей, карт для игр-квестов, презентаций проектов, фоторепортажей.

             D:\детсад\File0087.jpg                   D:\детсад\File0088.jpg

    1. Создание и использование электронной базы цифровых фотографий, аудио- и видеофайлов, которыми пользуется педагог.

    Каталог цифровых фотографий включает:

    • Подкаталог «Персоналии Санкт-Петербурга»

    фотографии памятников, посвященных известным людям Санкт-Петербурга, а также мест города, связанных с их памятью, интерьеров их музеев-квартир, портретов и другого материала

    • Подкаталог «Мифические существа и боги»

    фотографии скульптуры, барельефов и горельефов по теме        

    • Подкаталог «Реальные объекты»

    фотографии архитектуры, скульптуры и пейзажей Санкт-Петербурга.

    • Подкаталог «Флора и фауна»

    фотографии скульптуры наиболее популярных животных

    • Подкаталог «Праздники в Санкт-Петербурге»

    фотографии наиболее популярных городских традиций и праздников

             Каталог аудиофайлов включает

    • коллекцию шумовых семплов (звуковых отрывков, например, плеск волн, крики чаек, звуки городского транспорта, дождя, т.д.);
    • коллекцию песен о Петербурге;
    • коллекцию музыки для звукового оформления видеофильмов, клипов, презентаций-путешествий, др.

    Использование ИКТ в образовательной работе с дошкольниками может осуществляться

    • в начале совместной деятельности – для того, чтобы заинтересовать детей;
    • в середине – для смены вида деятельности,
    • в конце как поощрение, подтверждение правильности выполненного задания;
    • в качестве связующего звена в серии образовательных ситуаций.

    Применение информационно – коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений о родном городе ; формирует эмоционально-ценностное отношение , интерес к Санкт-Петербургу , его культурному наследию и процессу его познания, что становится основой действенного отношения к культурному наследию родного города.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

    Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

    Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

    Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

    Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

    Данный проект расчитан на 5 месяцев.Цель: воспитывать любовь юного петербуржца к родному городу, при взаимодействии семьи и ГДОУ,  формирование уважения к родному городу. Знакомство детей с архит...

    Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга с применением ИКТ

    Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий зак...

    Методическая разработка: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

    Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

    Статья "Система работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

    Планирование работы по ознакомлению детей с родным городом Санкт-Петербургом...