Статья "Система работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"
статья

Ирина Владимировна Демидова

Планирование работы по ознакомлению детей с родным городом Санкт-Петербургом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План работы с детьми45.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

     Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания дошкольников. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

     В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры

     Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

     Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу – так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

  • Ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • Ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • Ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

     В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития – это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

      У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определённым признакам. У дошкольников формируются познавательные интересы - избирательная направленность личности на предметы и явления действительности. Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснение замеченным явлениям. Происходит переход от простого любопытства к любознательности, которая вызывается внутренней стороной предмета или явления. Ребенка начинают привлекать социальные явления, о чем свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков.

     К старшему дошкольному возрасту у ребят увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям.

Одной из существенных особенностей детей старшего дошкольного возраста является то, что в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов и на этой основе складываются общественные мотивы трудовой деятельности, стремление сделать что-то нужное, полезное для окружающих. Данный факт имеет большое значение для воспитания начал патриотизма у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств. Последние начинают возникать не только в связи с удовлетворением узко личных потребностей, но и в связи с интересами коллектива. Социальная мотивация труда детей старшего дошкольного возраста способствует повышению эффективности деятельности детей.

В дошкольном возрасте только начинается формирование воли, нравственных идеалов, важных для патриотического воспитания.

     Старшие дошкольники проявляют большой интерес к истории родного края, традициям, различным природным явлениям и др. Дети этого возраста любят наблюдать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи при знакомстве с фольклором и обычаями родного края. В этом возрасте совершенствуются умственные способности детей: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольными - память и внимание, появляется способность анализировать и обобщать, продолжает развиваться образное мышление и интенсивно формируется логическое мышление. Дети лучше понимают речь взрослого, символическое обозначение предметов и явлений; начинают рассуждать, делать умозаключения, строить предположения. Все это позволяет усложнять содержание патриотического воспитания, эмоциональные переживания детей старшего дошкольного возраста приобретают более глубокий и устойчивый характер.

  • До четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • В пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • В шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств

Целевой раздел.

Цель: Создание оптимальных условий для углублённого развития детей по ознакомлению с родным городом через грамотное построение целостного педагогического процесса на основе синтеза опыта традиционной системы дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, исторических материалов

Задачи в младшей группе:

  • Формирование способностей к самопознанию как члена семьи, члена коллектива
  • Формирование чувства уверенности, умения сопереживать, доброжелательности
  • Формирование умения ориентироваться в группе, в детском саду.
  • Формирование представлений о назначении зданий, домов, разных видов транспорта
  • Ознакомление с ближним городом (свой район, Микрорайон, прилегающие районы)

Задачи в средней группе:

  • Формировать начальные знания о родном городе.
  • Уточнить представления детей о жизни улицы (связи, зависимость, транспорт, профессии)
  • Знакомить с центральной частью города, районом (география, история, памятники)
  • Развивать желание заботиться о жителях города

Задачи в старшей группе:

  • Знакомить детей с некоторыми сведениями из истории возникновения города.  
  • Формировать представление о возрасте Санкт- Петербурга, о том, что у него есть день рождения, об изменении и благоустройстве город.                                                                                                                                                                                                                                            
  • Уточнить с детьми название города, района.                                                                                
  • Воспитывать детей в лучших традициях петербургской культуры.

Задачи в подготовительной группе:

  • Дать сведения об основание города, об основателе, о причинах, о выборе места
  • Ознакомление детей с основными памятниками искусства, архитектуры и скульптуры
  • Познакомить ребенка с музеями в нашем городе, с фауной земли.
  • Продолжать знакомить детей с историей города
  • Продолжить знакомить детей с подвигом Ленинграда в дни блокады
  • Изучать историю города через судьбы замечательных петербуржцев.
  • Закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (на экскурсиях, выставках, музеях, театрах)

Результаты освоения программы:

Группа

Что должен знать и уметь ребёнок к концу учебного года

Младшая

Знать:

- Россия многонациональная страна

- Москва главный город России -Символы России (герб, флаг, гимн)

- Президента России

- Названия города, района, улицы, дома, где они живут.

- Основателя города и основные памятники города

- Символы Санкт – Петербурга (герб, гимн, флаг)

- Домашний адрес

- Название группы

- Ф.И.О. Заведующего, медсестры, воспитателей …

Иметь представление:

- О многообразии культуры Санкт-Петербурга

- О людях прославивших свой город

- О защитниках нашего города в военные и блокадные годы - Об истории создания нашего города

- О замечательных людях нашего детского сада

- О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада

Уметь:

- Составлять схемы

- Создавать постройки - Составить рассказ,

провести элементарную экскурсию

- Ориентироваться в городе

- Ориентироваться в своем районе

- Составлять схему пути следования домой

Средняя

Знать:

- Название города, района, улицы, дома, где они живут; -Своё имя, фамилию, возраст

свой адрес;

-Назначение домов; -Название центральной улицы своего района, название центральной улицы Санкт- Петербурга, главной

реки;

-Символы Санкт-Петербурга;

Иметь представление:

-Об истории создания нашего города;

-О многообразии культуры Санкт -Петербурга;

-О людях, прославивших свой город;

-О защитниках нашего города в военные и блокадные годы

Уметь:

-Ориентироваться в городе;

-Определять на схемах месторасположения памятников города;

-Создавать постройки;

Старшая

Знать:

- Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна;

- Москва – главный город, столица нашей Родины;

- Символы России: флаг, герб, мелодия гимна;

- Государственные и народные праздники;  

-Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность;

- Называть части дома;

-Узнавать и различать городской дом и дом в деревне;

-Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает)

-Что такое улица, площадь, бульвар;

-Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин.

-Домашний адрес

- Знать и называть своих родственников

- Название группы.

- Инициалы некоторых сотрудников детского сада: воспитателей, пом. воспитателя, заведующей, ст. воспитателя, врача, мед. сестры, и т.д.

Иметь представления:

- О достопримечательностях, культуре, традициях родного края;

- О структуре городского пространства;

- О истории своего района;

- О других городах России;

-О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города;

- О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая, Летний сад – первый сад, Марсово поле;

- О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга.

- О замечательных людях нашего детского сада;

- О военных и ветеранах из числа близких родственников детей и сотрудников детского сада.

Уметь:

- На контурной карте показать Россию: моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города;  

-Провести элементарную экскурсию;

-Ориентироваться в городе;

-Определять на схемах месторасположения памятников города;

- Создавать постройки памятников зодчества;

- Составлять рассказ о достопримечательностях.

- Ориентироваться в своем районе;

- Составлять схему пути следования домой;

- Провести для малышей экскурсию по детскому саду.

Подготовительная

Знать:

- Ф.И.О. своих бабушек и дедушек, их специальность;

- Называть части дома;

- Дома с далеким прошлым

- Узнавать и различать городской дом и дом в деревне;

- Жизнь дома (рождается, живет, стареет, умирает)

- Что такое улица, площадь, бульвар;

-Жизнь улицы: почта, парикмахерская, ателье, магазин.

Иметь представления:

- О истории своего района;

- О глобусе, карте;

- О других городах России;

- О флаге России, гербе Санкт-Петербурга, гимне города;

- О том, что связано с основанием Санкт-Петербурга: Петр 1 (Великий), расположение города, первоначальные застройки, первая площадь – Троицкая,

Летний сад – первый сад, Марсово поле;

- О скульпторах, архитекторах, знаменитых людях Санкт-Петербурга, о святых

Уметь:

- Ориентироваться в городе;

- Определять на схемах месторасположения памятников города;

- Создавать постройки памятников зодчества; -Составлять рассказ о достопримечательностях.

Содержательный раздел

Содержание досуговых мероприятий по ознакомлению с Санкт-Петербургом

Младшая группа (3-4 года)

Дата

Содержание работы (тема)

Форма проведения

Сентябрь

Наш детский сад

- Экскурсии в  прачечную, медицинский кабинет, на кухню.

- Сюжетно –ролевые игры « Повар»,

« Больница», «Детский сад» и т.д.

- Рассматривание плана детского сада

Октябрь

Я и моя семья

- Беседа о семье

- Свободное общение на тему: « Кто Я»

(имя, фамилия, возраст ребенка)

- Рисование « Моя семья», « Моя мама».

- Чтение Е. Благинина « Научу одеваться и братца»,

«Посидим в тишине», « Вот какая мама», Кушнер « Песенка бабушки про непоседу»

Ноябрь

Улица, на которой я живу

- Прогулка с родителями по улице, на которой живет

ребенок.

- Рисование «Дом, в котором я живу»

- Виртуальная экскурсия «Зоопарк в Санкт-Петербурге»

- Составление альбома «Зоопарк в городе» (рисунки и фото)

Декабрь

Здания города

- Виртуальная прогулка «Здания нашей улицы».

- Рассматривание фотографий разных зданий.

- Конструирование «Разные здания»

Январь

Наш город Санкт-Петербург

- Беседа о том, где были дети, куда ездили с родителями.

- Знакомство с названием города.

- Показ слайдов, фотографий: Невский проспект, Ленинский проспект, Площадь Победы, Московский

вокзал, Памятник Петру Первому и т.д.

- Составление фотоальбома «Мой город»

Февраль

Главная река

- Показ фотографий, слайдов с видами Невы, разводящихся мостов, кораблей на Неве.

- Рисование «Корабли на Неве»

- Виртуальная экскурсия «Нева, на берегах которой построен наш город»

- Дидактическая игра «Найди ошибку»

Март

Красивый город

(Петропавловская крепость, Зимний дворец)

- Показ слайдов: Петропавловская крепость, Зимний дворец (вид с Невы, с

Дворцовой площади)

- Дидактическая игра «Найди и покажи»

(с фотографиями).

Рассматривание фотографий: виды города в разное время года.

Апрель

Красивый город

(Михайловский дворец

Исаакиевский собор)

- Показ слайдов: Исаакиевский собор, Михайловский собор.

- Виртуальная прогулка «Весна в городе»

- Виртуальная экскурсия «Транспорт на улицах города»

- Сюжетно-ролевая игра «Транспорт»

Май

Город, в котором я живу

- Просмотр слайдов на тему «День рождения нашего города»;

- Оформление альбома «Я и мой город»;

- Выставка рисунков и фотографий на тему «Моѐ любимое место города»;

- Разучивание стихотворения «Мы очень любим город свой», М. Борисова.

Средняя группа (4-5 лет)

Дата

Содержание работы (тема)

Форма проведения

Сентябрь

«Город в котором я живу»

- Беседа «Город, в котором я живу»

- Рассматривание иллюстраций и карты Санкт– Петербурга.

- Дидактическая игра «Что мы видим за окошком»

- Виртуальная прогулка на ближайший проспект

Октябрь

«Невский проспект»

- Беседа «Невский проспект»

- «Виртуальная экскурсия в  универмаг» - «Невский проспект» Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций.

- Сюжетно-ролевая игра «Поход в универмаг»

Ноябрь

«Нева»

- Беседа с детьми «Нева – главная река города Санкт – Петербурга»

- Экологическая сказка «На берегу реки»

- «Безопасное поведение на воде»

- Игра «Разведение мостов»

Декабрь

«Дома в нашем городе»

- Чтение: А. Барто «Дом переехал»

- Рассказ воспитателя «Дом на нашей улице»

- Рисование «Мой дом»

- Игровое упражнение «Что мы видим на улице»

Январь

«Подвиг нашего города в дни блокады»

- Беседа с детьми «Подвиг нашего города в дни блокады»

- Оформление ширмы «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»

- Чтение стихов о блокаде

- Тематическая беседа-досуг «История родных мест»

Февраль

«Дворцовая площадь»

- Виртуальная прогулка «Дворцовая площадь – одна из самых знаменитых площадей мира»

- Экскурсия в кабинет заведующего

- Рассказ воспитателя «Зимний дворец»

- Рисование «Александровская колонна»

Март

«Петропавловская крепость»

- Беседа «Петропавловская крепость»

- Альбом с фотографиями «Где мы были»

- «Монетный двор»

- Дидактическая игра «Что лишнее»

Апрель

«Наш район»

- Презентация Красногвардейского района

- Виртуальная прогулка в парк «Малиновка»

- Сюжетно-ролевая игра «Едем на автобусе»

Май

«День рождения нашего города»

- Беседа «История возникновения города»

- Рисование «Цветы для нашего города»

Старшая группа (5-6 лет)

Дата

Содержание работы (тема)

Форма проведения

Сентябрь

Посмотри как хорош детский сад, где ты живешь!

- Дискуссия на тему «Детский сад»

- Конкурс рисунков «Герб группы»

- Чтение стихов Е.Тараховская «Тихий час»

- Рассказ педагога: жизнь и работа детского сада

Октябрь

Здесь будет город заложен: царь Петр Великий, основание города, имя города, выбор места

- Беседа на тему «Петербург построен по приказу Петра I. Рассказ о великих делах Петра I»

- Чтение Рассказ В. Суслова «Двести лет он скачет над волной»

- Виртуальная экскурсия «Памятник Петру I- Медный всадник»

-Дидактическая игра «Машина времени»

Ноябрь

Символы города: герб, гимн, флаг.

-Чтение стихов: М. Борисова «Золотой кораблик», О. Чупров «Гимн Санкт-Петербургу»

- Виртуальная экскурсия «Символы города»

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин сувениров»

- Загадывание загадок о символах Санкт-Петербурга

Декабрь

Все флаги в гости будут к нам: география города; понятия – остров, создание флота

- Чтение стихов: А. Багимов «Над Невой», М. Борисова «Знаменитая Нева»

- Рисование «Красавица Нева»

- Слушание народной песни «Как по матушке по Неве-реке»

- Разгадай кроссворд «Острова»

Январь

«Никто не забыт , ничто не забыто»: подвиг Ленинграда в дни блокады.

- Оформление выставки работ детей на тему «Жизнь людей в блокадном Ленинграде»

- Чтение стихов о блокадном Ленинграде: стихи О.Бергольц, В. Кузнецов «У монумента «Разорванное кольцо»

- Тематический досуг «День памяти погибших в блокаду Ленинграда»

Февраль

Мы - горожане

- Сочинение сказки «Как сказочные жители города принимали гостей?» (Львы, сфинксы, грифоны)

- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по старинному Санкт-Петербургу»

- Этюд «Я – гостеприимный горожанин»

- Дискуссия «Какая профессия в городе самая главная» (Задание: представьте себе, что из города исчезли врачи, водители, дворники)

Март

« По Неве на корабле»: первые постройки

- Виртуальная прогулка по Петропавловской крепости

- Свободное общение на темы «Васильевский остров в прошлом – старый городской порт»

- Сочиняем сказку «Как Золушка собиралась на бал в Зимний дворец»

- Составление маршрута «Путешествие по Неве» (на карте отметить, у каких островов будут остановки, какие мосты пересечем).

Апрель

«Мой город родной»: жизнь города, центр, окраина, мой район, город и природа, понятие «Я – петербуржец»

- Знакомство с «Памяткой юного петербуржца»

- Дидактическая игра «Найди улицы на карте Красногвардейского района»

- Рисование  «Здания – “помощники” жителей района (магазин, почта, поликлиника, полиция)

- Слушание: «Песенка о метро»

Май

«День рождения»: новая столица России, Петропавловская крепость, возраст города

- Викторина «Я знаю свой город»

- Аппликация «Майский Петербург»

- Чтение С. Скаченков «Петропавловская крепость»

- Слушаем звуки города (аудиозапись): выстрел пушки, звон колоколов, шум транспорта на улицах города и т.д.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Дата

Содержание работы (тема)

Форма проведения

Сентябрь

«Визитная карточка Санкт – Петербурга».

- Рассказ педагога о символах города.

- Конструирование «Герб Петербурга» (вырезание по трафарету якорей, скипетра и наклеивание на картон»

- Чтение стихов С. Скаченков «Петропавловская крепость»

- Слушание: аудиозапись «Гимн великому городу»

Р. Глиэра

Октябрь

«Полет над городом»

- Презентация «Полет над городом»

- «Сказки воробья Адмиралтейства: о чем может рассказать здание Адмиралтейства и его окрестностей»

-Виртуальная экскурсия на Дворцовую площадь.

- Слушание песни «Осень в городе моем» (муз. И слова М. Сидоровой)

Ноябрь

«Наш дом – Россия»

- Беседа «Наша Родина – Россия»

- Оформление альбома «Это Родина моя»

- Виртуальная экскурсия «Древняя Русь»

- Поисково-исследовательская деятельность «Как создать музей?»

Декабрь

«Архитектурный комплекс – дворцовая площадь»

- Беседа «Дворцовая площадь. История названия»

- Создание мини-ансамбля «Достопримечательности Дворцовой площади»

- Чтение стихотворений: М. Тахистов «В Эрмитаже», В. Брюсов «Александрийский столп»

- Сюжетно-ролевая игра «Петербургские туристы»

Январь

«900 дней»

- Оформление выставки работ детей на тему «Жизнь людей в блокадном Ленинграде»

- Беседа «Жизнь ленинградцев во время блокады Ленинграда»

- Чтение Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

- Тематический досуг «День памяти погибших в блокаду Ленинграда»

Февраль

«Богатство Санкт-Петербурга – Эрмитаж»

- Виртуальная экскурсия «В прошлом – царский дворец, сегодня самый большой дворец города»

- Чтение Н. Николаева «Первые прогулки по Петербургу»

- Беседа «Безопасное поведение в музее»

- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсовод»

Март

«Театральная площадь»

 - Слушание классических произведений В.-А. Моцарт «Менуэт»

- Сюжетно-ролевая игра «Петербургские туристы»

- Рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением объектов, которые находятся на Театральной площади.

- Знакомство с композитором Н.А. Римским-Корсаковым

Апрель

«Петропавловская крепость»

- Виртуальная прогулка по территории Петропавловской крепости

- Сюжетно-ролевая игра «Фотосессия ансамбля Петропавловской крепости» (подобрать открытки, фотографии, фотоаппараты, сувениры)

- Коллективная аппликация «Весенний Петербург»

- Чтение: Е. Ефимовский «У Петропавловской крепости»

Май

«Блистательный Санкт-Петербург»

- Беседа «Мой город – Санкт-Петербург»

- Рисование «Мое любимое место в Санкт-Петербурге»

- Игра-викторина «Что? Где? Когда?»

- КВН «Люби и знай свой город»

Перспективный план работы по сотрудничеству с семьей

Дата

Содержание работы (тема)

Форма проведения

Сентябрь

«Знакомство детей с культурным наследием города»

«Давайте вместе растить наших петербуржцев»

Анкетирование родителей.

Выступление на родительском собрание

Октябрь

«Как знакомить ребенка с достопримечательностями города»

«Маршрут выходного дня»

Консультация для родителей

Прогулки по улицам микрорайона

Ноябрь

«Петербургская гостиная»

«Маршрут выходного дня»

Встреча с родителями для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, которые могут быть использованы в домашних условиях.

Посещение достопримечательностей района

Декабрь

«Домашние детские праздники»

«Маршрут выходного дня»

Индивидуальные беседы с родителями о проведении домашних детских праздников

Прогулки по новогодним улицам

Январь

«Жители блокадного Ленинграда»

«Маршрут выходного дня»

Информация для родителей

Экскурсии к памятникам, связанным с блокадой Ленинграда

Февраль

«Маршрут выходного дня»

Посещение достопримечательностей Санкт-Петербурга (в соответствии с планом группы)

Март

«Правила поведения детей при посещении театра, музея, на прогулке в парке, у памятника, мемориала»

«Маршрут выходного дня»

Стендовая информация для родителей

Посещение спектакля

Апрель

«Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках»

«Маршрут выходного дня»

Рекомендации родителям

Прогулка по улицам города

Май

«Вместе дружною семьей любим город свой родной»

«Маршрут выходного дня»

Конкурс рисунка

Экскурсии-прогулки в Летний сад, на Дворцовую площадь, по Невскому проспекту

Учебный план (по возрастам)

Возраст

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Время (мин)

15

20

25

30

Кол-во досуговых мероприятий

в месяц

4

4

4

4

Кол-во досуговых мероприятий  в год

36

36

36

36

Методические материалы и средства обучения центра «Юный петербуржец»

Вид

Содержание

Наглядные пособия

  • Наглядная агитация для родителей и детей: папки передвижки, уголки в группах;
  • Макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек;
  • Фотографии с видами Санкт-Петербурга
  • Конструкторы «ЛЕГО», металлические конструкторы, строительные наборы;
  • Раздаточный материал;
  • Раскраски «Автомобили», «Дорожные знаки»;
  • Игровые поля: «Улица моего города», «Подружись со светофором», «Дорога в детский сад» и др.;
  • Альбомы «Достопримечательности Санкт-Петербурга» «Памятные места Красногвардейского района, посвященные блокаде Ленинграда»,
  • План-схема «Короткий безопасный путь от дома до детского сада»

Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых и подвижных игр

Сюжетно-ролевые игры:

«Едем в гости к другу», «Семья», «Детский сад», «Едем на автобусе», «Путешествие по старинному Санкт-Петербургу», «Петербургские экскурсоводы», «Мы - архитекторы», «Магазин сувениров», «Петербургские туристы» «Фотосессия ансамбля Петропавловской крепости», «Экскурсовод» «Поход в универмаг», «Транспорт», «Повар», «Больница»

Подвижные игры:

«По болоту Петр шел», «Каменный лев», «Мы по Невскому шагаем», «Разводные мосты», «Светофор», «Автомобили», «Меткий стрелок», «Как у дядюшки Трифона», «Живое домино»

Дидактические игры

  • «Что мы видим за окном?»
  • «Собери из частей»
  • «Узнай по силуэту»
  • «Я дружу со светофориком»
  • «Моя дружная семья»
  • «Найди и покажи» (с фотографиями).
  • «Наш город»
  • «Машина времени»
  • «Государственные символы России»
  • «Государственные праздники России»
  • «Мой Санкт-Петербург»
  • «Найди улицы на карте Красногвардейского района»
  • «Наша улица»
  • «Собери пазлы»
  • «Безопасный город»
  • «Транспорт»
  • «Машины»

Литература для чтения детям

  • Барто А. «Дом переехал»
  • Барбас С. «Жили-были улицы»
  • Басина М. «Мы идем по Ленинграду»
  • БлагининаЕ. «Научу одеваться и братца», «Посидим в тишине», « Вот какая мама»
  • Ефимовский Е. «У Петропавловской крепости»
  • Кушнер А. «Веселая прогулка»
  • Кушнер А. « Песенка бабушки про непоседу»
  • Никонова Е. «Первые прогулки по Петербургу»
  • Нестеров В. «Львы стерегут город»
  • Суслов В. «Рассказы о Ленинграде»
  • Тарутин О. «Для чего нам светофор»
  • Ходаков Ю. «Зеленый наряд города»
  • Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»
  • Стихи О.Бергольц, М. Тахистов , В. Брюсов

Элементы индивидуализации

  • Фотоальбомы «Моя        улица», «Мои любимые автомобили», «Транспорт семьи……»  «Моя семья», «Достопримечательности Санкт-Петербурга», «Памятные места Красногвардейского района, посвященные блокаде Ленинграда»
  • Альбомы. Книжки-малышки по словотворчеству

Методический материал

  • Картотеки стихов, загадок и др.
  • Картотека подвижных игр
  • Картотека презентаций
  • Презентации

Материал для работы с родителями

  • Папки передвижки
  • Консультации: «Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках», «Правила поведения детей при посещении театра, музея, на прогулке в парке, у памятника, мемориала», «Домашние детские праздники», «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города»

Используемая литература

  1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. - , М.:ТЦ Сфера, 2015
  2. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3до 7 лет.  – СПб,: Паритет, 2014
  3. Бехметьева Е.А. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Санкт-Петербурга. - СПб,: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
  4. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – СПб,: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
  5. Калашников Г.М. Гербы и символы Санкт-Петербкрг и Ленинградская область. - СПб,: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
  6. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие, М.:ТЦ Сфера, 2015
  7. Ривина Е.К.Государственные символы России. , М.:ТЦ Сфера, 2017
  8. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников С Санкт-Петербургом, _ СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВОПРЕСС»,2020
  9. Толкачева Т.Ю. Система работы по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга. – СПб. ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.
  10. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2019
  11. Шорыгина Т.А. Детский сад. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2019

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Статья: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

Планирование работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Планирование работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга...