Ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга с применением ИКТ
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

 На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka1.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга с применением ИКТ

Методическая разработка

Автор: Филиппова Елена  Владимировна,

воспитатель, ГБДОУ №28

Кировского  района Санкт-Петербурга

Актуальность.

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

 На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.

«О, дивный град! О, чудо света! Тебя волшебник созидал.

И силой творческой в мгновенье болотный кряж окаменел.

Воздвигся град – и в удивленьи свет чудо новое узрел».

(В. Романовский)

Эти прекрасные строчки посвящены блистательному, великолепному городу России – Санкт-Петербургу. Ему посвящали свои творения великие поэты и прозаики, гениальные скульпторы и архитекторы, художники, музыканты, драматурги и кинематографисты. Город на Неве волнует сердца миллионов людей со всего света более 300 лет. И нескончаемы визиты иностранных гостей, не умолкает разноязыкая речь туристов на площадях и улицах старинного города.

          Многие поколения петербуржцев сменились за три столетия, много событий произошло в жизни Петербурга: и радостных, и печальных. История города сохранилась и дошла до нас в стихах и песнях, посвященных Петербургу, в фотографиях и картинах, в газетных строчках, в рассказах и воспоминаниях, в бесценных коллекциях музеев и выставок.

          Санкт-Петербург по праву считается культурной столицей России. Его жители всегда отличались высоким уровнем культуры и в мирное время, и в трагические дни вражеской блокады. Героические защитники города-героя Ленинграда явили всему миру пример безграничного мужества, стойкости и веры в завтрашний день, дисциплинированности и настоящей внутренней культуры. Музы города на Неве не смолкали даже в самые трудные дни страшной блокады.

Нам посчастливилось жить в этом городе, мы – жители Санкт-Петербурга, но, чтобы стать настоящим петербуржцем, мало родиться в этом городе и жить в нём. Необходимо впитать дух этого города, его культуру, традиции, беречь и сохранять то, что оставили нам наши предки, любить его, А чтобы любить – надо знать.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

И наша задача, как первых педагогов, сделать так, чтобы у детей было желание узнавать о родном городе больше и больше, развивать у малышей такие качества, как чувство собственного достоинства, любознательность, доброжелательность и внимание к людям, трудолюбие, уважение к людям старшего поколения, сострадание и непримиримое отношение к грубости, хамству. Наверное, тогда мы сможем надеяться, что они вырастут настоящими петербуржцами, достойными гражданами своего Отечества.

Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо, тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если доведется ему в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает. История нашего города настолько богата, что он всегда останется городом-загадкой, городом-тайной, некоторые из которых мы сможем только чуть-чуть приоткрыть нашим малышам.

Современные дошкольники значительно отличаются от предыдущих

поколений. Они иначе воспринимают окружающий их мир, у них другие

способы познания этого мира, интересы, игрушки. Причины этих различий

заключаются, среди прочего, в том, что с самого рождения эти дети

оказываются в информационной среде. Мы можем по-разному оценивать

значение этих изменений, но они есть, и неразумно было бы их

игнорировать. Как бы мы не относились к проблеме, информатизация

общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу стать для ребенка

проводником и наставником в мире новых технологий, сформировать основы

информационной культуры личности ребенка».

   Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать

новым способом формирования у детей представлений об окружающем

мире. Возможности компьютера позволяют изменить объём и качество

предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников

один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и

большое значение имеет многообразие форм подачи. Эти условия

обеспечивает способность компьютера воспроизводить информацию

одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео.

         Маленькие петербуржцы с первых лет жизни могут быть вовлечены во

взаимодействие с культурным наследием своего города. Однако, стоит

учесть, что мы живем в спальном районе, в котором не так много

достопримечательностей. Родители наших воспитанников редко знакомят

детей с городскими музеями, парками, дворцами. Приобщение ребёнка к

культурному наследию Санкт-Петербурга осуществляется преимущественно

в стенах дошкольного образовательного учреждения. Однако, возможности

детского сада в этом вопросе тоже ограничены. Экскурсии по городу

довольно затратны, и стали еще менее доступны из-за транспортных пробок.

Поэтому необходимо «приблизить» город к ребёнку. В этом вопросе

бесспорным лидером по эффективности становятся информационно-

коммуникативные технологии. По сравнению с традиционными формами

образовательной работы с дошкольниками по ознакомлению с родным

городом, использование ИКТ обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране, в игровой форме вызывает у

детей огромный интерес; т.к. несет в себе образный тип информации,

понятный дошкольникам;

  • многообразие форм подачи информации: графика, анимация, звук,

видео надолго привлекает внимание ребенка;

  • позволяет моделировать жизненные, вымышленные, исторические

ситуации;

  • делает доступными для рассматривания, изучения объекты, которые в

жизненной ситуации  труднодоступны для обозрения ребенком

(находятся высоко, далеко, закрыты строительными лесами, др.);

помогает сформировать ассоциативные связи;

  • ИКТ используются как средство интерактивного обучения, которое

позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

          К вариантам использования информационно-коммуникативных технологий в процессе ознакомления детей с историей и культурой города можно отнести:

1) Игры, которые создаются в программе Power Point с использованием

триггеров, такие, как «Загадочные картинки», «Подбери картинку», т.д.

2) Презентации различной тематики («Мосты Петербурга», «Ограды и

решетки», «Хранители города», «Сказочные жители Петербурга»,

«Герои древних мифов в скульптуре», «Дворцовая площадь», «Невский

проспект») могут использоваться:

  • в образовательной работе с детьми (игры-путешествия, беседы, досуги, викторины);
  • в диагностических образовательных ситуациях;
  • в качестве электронного наглядного материала (иллюстрации, мнемотаблицы, карты и схемы) .

Современные информационно-коммуникативные технологии дают

возможность расширить рамки образовательного процесса. Дети в

дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием; они не могут

осознанно стараться запомнить тот или иной материал. А если материал

является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него

внимание. И здесь презентация просто незаменима. Информация подается в

привлекательной форме, а наличие сюрпризного момента в виде анимации,

ускоряет процесс запоминания содержания, делает его осмысленным и

долговременным. Компьютерная презентация дает возможность по-новому

представить наглядный материал.

        3) Использование ЭОР обеспечивает доступ к большому объему

информации, представленному в занимательном виде за счет средств

мультимедиа. Использование ресурсов Интернет и программных

средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии,

открывает путь и воспитателю, и воспитаннику к большому объему

новой информации, наглядного материала, который в традиционном

виде (на бумажном носителе) практически не реализуем.

4) Издательская деятельность.

Использование цифрового фотоаппарата, сканера, компьютера для

создания детских книг, журналов, программок для тематических досугов,

вернисажей, презентаций проектов, фоторепортажей.

5) Создание и использование электронной базы цифровых

фотографий, аудио- и видеофайлов, которыми пользуется педагог.

Применение информационно – коммуникативных технологий в работе по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

становится все более актуальным, так как позволяет в наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества представлений

о родном городе ; формирует эмоционально-ценностное отношение , интерес

к Санкт-Петербургу , его культурному наследию и процессу его познания,

что становится основой действенного отношения к культурному наследию

родного города.

Уважаемые педагоги! Обращаю ваше внимание, что даже самая совершенная компьютерная программа, не может заменить квалифицированного специалиста, человеческого общения.  Это лишь средства, вспомогательный обучающий материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

обобщение  опыта работы по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе со старшими дошкольниками по ознакомлению с историей и культурой города. В частности, описываются ...

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Использование ИКТ в работе по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Презентация для участия в фестивалеПреимущества  ИКТ  по ознакомлению с историей Санкт Петербурга для детей и педагоговПлан работы использования ИКТ по ознакомлению старши дошкольников с ист...

Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга

Данный проект расчитан на 5 месяцев.Цель: воспитывать любовь юного петербуржца к родному городу, при взаимодействии семьи и ГДОУ,  формирование уважения к родному городу. Знакомство детей с архит...

Статья: "Использование приемов мнемотехники при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Одной из технологий активного ознакомления дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга, активизирующих ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, образное мышление и воображение...

Статья "Система работы по ознакомлению дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга"

Планирование работы по ознакомлению детей с родным городом Санкт-Петербургом...