Проект "Песочные струйки"
проект по окружающему миру на тему

Демидова Татьяна Витальевна

Целью данной проектной деятельности является ознакомление дошкольников со свойствами мокрого и сухого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_proekta_pes_str_avtosohranennyy.pptx2.83 МБ
Файл foto_k_proektu.docx1.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ Детский Сад № 15 «Светлячок» Проект «Песочные струйки»

Слайд 2

Автор проекта Воспитатель средней группы «Колокольчики» Демидова Татьяна Витальевна

Слайд 3

Цель работы: ознакомление дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека .

Слайд 4

Задачи: формирование у детей комплекса знаний о свойствах сухого и мокрого песка, о способах работы с ним; расширение средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств песка, и предметов изготовленных из песка; познакомить детей со значением песка в жизни живых существ и для здоровья человека.

Слайд 5

У частники проекта * Дети * Воспитатели * Родители ***************

Слайд 6

Оснащение проекта емкости с сухим и мокрым песком; ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики; совки, различные сита, ведерки, миски; емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши; большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки; пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата; пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины), банка. стаканчики (из-под йогурта), трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля.

Слайд 7

Формы воспитательно – образовательной деятельности Основные направления работы с детьми: - совместная деятельность взрослого и ребенка; - самостоятельная деятельность ребенка; - самостоятельная деятельность ребенка; - художественная литература, стихотворения, загадки; - экскурсия, наблюдение, путешествие по иллюстрациям; - беседа; - дидактические игры.

Слайд 8

Предполагаемый результат Использование различных методов и форм (игровой, исследовательский, экспериментирования; практические занятия и др.) при ознакомлении дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка, и приведут детей к: - инициативности, внутренней свободы; - развитию творческих способностей, приобретению новых знаний, умений и навыков; - развитию наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умению высказывать свое мнение; - формированию умения сотрудничества: умению договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; - качественному изменению эмоциональной насыщенности и информативности; - увеличению процента детей желающих активно участвовать в исследовательских экспериментах и экспериментировать.

Слайд 9

Исследуем Исследуем: все ли мы знаем о песке? Для чего нам нужно изучать свойства песка? Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Какая форма у песчинок? Какого цвета песок? Можно ли из сухого песка лепить? Можно ли сухим песком рисовать? Исследуем: куда пропадает водичка, налитая на песок? Можно ли лепить из мокрого песка? Исследуем: Что тяжелее сухой песок или влажный? Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? Исследуем: можно ли очистить воду с помощью песка? Исследуем: может ли песок двигаться? Что значит песочные часы, для чего они нужны? Исследуем: Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? Как можно играть сухим и мокрым песком? Можно ли сухим песком рисовать?

Слайд 10

Свойства песка Ослепительное солнце. Веселые волны ритмично набегают на берег и, обессилев, откатываются назад. Пляж заполнен людьми. Одни загорают, другие устремляются в море. Дети с радостными криками носятся по мелководью. Взгляните, два мальчика почти у самой воды возводят из песка удивительные зубчатые башни. Зачерпывая в ладошки мокрый песок они тонкой струей выливают эту жидкую массу на все выше и выше растущие островерхие сооружения. На берегу постепенно поднимается фантастический город. Неподалеку на теплом сухом золотистом песке сидит девочка. Она с любопытством наблюдает за действиями «строителей» башен. Затем, зачерпнув ладошкой сухой песок, сама пытается возвести около себя такую же постройку. Песок падает на поверхность и затем золотыми струйками растекается в стороны с образующегося бугорка. Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мокрый песок приобретает прочность, а сухой легко рассыпается? В то же время сухой песок течет во все стороны даже с небольшого холмика.

Слайд 11

Свойства песка Давайте зачерпнем в ладонь немного сухого песка. Он легко скользит в вашей руке. Если подуть на него, то песчинки взлетают в воздух и неторопливо оседают на землю. Зернышки в сухом песке чаще всего существуют самостоятельно, не образуя друг с другом «объединений» ( раздельнозернистая структура), что делает этот удивительный грунт сыпучим и очень подвижным. На первый взгляд все пески состоят примерно из одинаковых минеральных частиц. Но если мы возьмем пески с пляжа, с берега реки, из пустыни Каракум и других мест, то обнаружится, что они разные. Минералоги установили, что подавляющее число песчинок состоят из кварца — очень прочного и твердого минерала. Реже встречаются и другие минералы (полевые шпаты, слюды и т.д.). Если через песок пропускать воду, то его частицы будут перераспределяться ее потоком, образуя плотную массу. Этот прием часто используется строителями для уплотнения рыхлых песков. Остается выяснить, почему держатся башни из мокрого песка, которые мы видели на пляже, а также, почему мокрый или просто влажный песок может выдерживать значительные давления? Дело вот в чем. Если в песке много воды, он может растекаться, с другой стороны, если вода быстро уходит по его крупным порам, то под давлением потока возникает перемещение песчинок. Они сдвигаются в крупные поры. Это вызывает их заполнение и ведет к возникновению плотной упаковки частиц. Таким образом, уменьшается величина активной пористости, и система становится компактнее .

Слайд 12

Что мы знаем о песке? Первое что приходит на ум что им хорошо посыпать улицы зимой. А еще незаменим в строительстве. Ну и противно скрипит на зубах . «Песок — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород. Очень часто состоит из почти чистого минерала кварца .»

Слайд 13

Зерна песка Д авайте посмотрим на него под увеличением. Как выглядят эти «зерна горных пород» в натуральную величину.

Слайд 14

Н а самом деле не все пески одинаковы. И есть люди которые коллекционируют пески с разных стран. Посмотрим что там есть интересного. Песок с Аляски Песок из Омана

Слайд 15

Песок из Х орватии Песок из Германии

Слайд 16

Еще Германия Песок из Франции

Слайд 17

Песок из Греции Песок из Хорватии

Слайд 18

Первый опыт Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики Описание опыта Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка. Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики.

Слайд 19

2-ой опыт «Делаем дорожки и узоры из песка» Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого -нет Описание опыта Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком. В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки.

Слайд 20

На полянку, на лужок пойдем с загадкою дружок Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать И играть. Из меня кулич испечь удобно, Только есть его нельзя, дружок, Я сыпучий, жёлтый, несъедобный, Догадался, кто я? Я - …

Слайд 21

Стихи о песке

Слайд 22

Е. Шамрова Мы на море отдыхали, Там купались, загорали. Я решил построить башню Из густой песчаной каши. Папа смотрит и смеётся: - Как тебе так удаётся: - На песке построить дом? - Не подумал ты о том: - Если набежит прибой - - Смоет весь твой дом водой! - Далеко я башню строю, - Не достать её прибою. - И к тому же - крепкий дом, - Ему волны - нипочём! Дунул с моря ветерок… - Посмотри - волна, сынок! - Ты бросай скорее башню - И спасай одежду нашу! … Дом песчаный смыт волной - Виноват во всём прибой!

Слайд 23

А. Полетаева Нам привезли песок на сад, Я этому – безумно рад! С ним буду целый день играть, Лепить куличек, загорать! Наделаю в песке ходы, Потом налью туда воды. Построю для машин гараж И новый домик, и шалаш! Песочных куличей – не ем, Да что ж я, маленький совсем?! Н. Хилтон Я полил песок водой И сложил его горой Папа взял мою лопатку Разровнял на горке грядку Вышел сказочный дворец- Ай да папа молодец! И. Финк Песочница, песочница! А в ней песок, песок. Песочница, песочница! Идем играть, дружок. Песочница, песочница! В руках у нас совок. Песочница, песочница! Мы черпаем песок.

Слайд 24

М. Ершова Песочница, песочница, В песке вся детвора. Построить домик хочется, Забавная игра. Речной песочек, меленький – Хорош для куличей. Склонился повар беленький Над формочкой своей. А вот Андрюша с Васенькой – Ребята хоть куда. Везут в машинах красненьких Песок туда-сюда. Бывают столкновения – Но это не беда. Ссора – на мгновение, А дружба навсегда. Большая настоящая Кипит работа тут. И люди работящие В песочнице растут.

Слайд 25

А. Сметанин Мы на пляже вместе с мамой Возвели песчаный замок: Стены, лестницы, бойницы, Башня круто в высь стремится. Перед замком вырыт ров Для защиты от врагов. Через ров проложен мост, У ворот поставлен пост. Вот бы у морской водицы В этом замке поселиться. Жаль, что скоро уезжать… Как его с собою взять? С. Кашлев Мы в песочнице играем, Строим домик из песка, Увлеклись, не замечаем, Что носки полны песка. Принесли воды в ведёрке, Чтобы не сломался дом, Красовался на пригорке, Мы его водой польём.

Слайд 26

Результаты проекта Сухой песок Мокрый песок Сыпучий Видны формы песчинок Движется Имеет цвет Хорошо пропускает воду Не лепится Можно рисовать Не имеет формы Легче по весу Очищает воду Не сыпучий Не видны формы песчинок не движется Имеет цвет намного темнее Хорошо пропускает воду Лепится Можно рисовать Сохраняет форму, пока не высохнет Тяжелее в весе Очищает воду

Слайд 27

Использование песка людьми Приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок Необходимы песочные часы (используют чаще в больнице, на кухне ) Приятно играть, строить Посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться Тушат пожар В строительстве дорог, домов, стеклянной посуды Изготовление рисунков и аппликаций из песка для эстетического оформления детского сада и групп

Слайд 28

Предварительная работа проекта Беседа «Для чего нужен песок?» Манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук). Аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка». Занятие в песочных коробках «На берегу озера». Психогимнастика - занятие «Загораем на песке» с музыкальным сопровождением. Занятия по изобразительной деятельности: конструирование из различных предметов (сооружение природных ландшафтов в «песочнице»), конструирование на песке из счетных палочек, «Замки из песка» (лепка), «Море с рыбками», «Песчаные шедевры» (аппликация, рисование). Серия игр - экспериментов по ознакомлению со свойствами песка. Заучивание наизусть стихов, загадок о песке. Игра–инсценировка «Песочные часы», «Наблюдаем и играем ». Предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком ».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Песочные струйки."

Надо заинтерисовать детей рисовать песком.Мы вместе с детьми искали песок на территории детского сада. Затем просушили его, просеяли и с помощью клея ПВА рисовали песком на бумаги. В процессе реализац...

Песочные струйки и чудесные фигурки

Тема занятия: Песочные струйки и чудесные фигурки.Цель: познакомить детей со свойствами песка. Задачи: ·        Формировать интерес к эксперименталь...

Песочные струйки и чудесные фигурки.

Тема занятия: Песочные струйки и чудесные фигурки.Цель: познакомить детей со свойствами песка.Задачи:1.    Формировать интерес к экспериментальной деятельности2.    ...

«Загадочные струйки»

Рисование воздухом (кляксография)...