Исследовательский проект на тему: " ПОЧЕМУ ОЛЕНЬ МОЖЕТ ЖИТЬ НА СЕВЕРЕ?"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Савчак Олеся Анатольевна

Северный олень, пожалуй, единственное бездомное домашнее животное. Человек не дал ему ни укрытия от непогоды, ни запасов корма, ни надежной защиты от волков...Олень, как и его дикие сородичи, все время бродяжничает на свежем воздухе. Ищет ягель.Но коренные  народы Севера  в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.  Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища ненцы используют шкуры оленя. Поэтому они относятся к нему  так бережно, нежно, как к самому лучшему другу. Меня заинтересовал вопрос «Как же олень приспособился к жизни в тундре?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olen_yulya.docx72.35 КБ
Файл pochemu_olen_mozhet_zhit_na_severe.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих  проектов воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений

возрастная категория: конкурс проектов среди дошкольников

 «Я – юный исследователь»

ПОЧЕМУ    ОЛЕНЬ    МОЖЕТ   ЖИТЬ    НА   СЕВЕРЕ?

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\олень\000558.jpg

 

Выполнила:   Савчак Юлия    , 5 лет,  старшая           группа № 1,  МАДОУ «Катюша»

Руководители: Егорова Валентина Константиновна, воспитатель; Савчак  Олеся    Анатольевна                                              

                                                                 

г. Лабытнанги - 2014г.

Краткая  аннотация

Вопрос – как же олень приспособился к жизни в тундре, очень заинтересовал меня, что я решила  его «изучить»  и рассказать ребятам.

Мне предстояло узнать:C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\олень\000558.jpg

Как же олень приспособился к жизни в тундре.

Цель работы:  установить  взаимосвязь внешнего вида оленя и природных условий  Крайнего  Севера.

Методы работы:

  • собрать информацию о жизни северных оленей;
  • систематизировать полученные теоретические и практические знания;
  • провести  наблюдения, эксперименты.

В результате работы я сделала  выводы:

1. Рога  служат у самцов для поединков. А самки с помощью рогов выкапывают лунки и защищают их от посягательства  других оленей.

2.  Спасаться оленя от врагов помогают быстрые ноги.

3.  Копыта служат и лыжами и лопатами. Они  могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры,  и поэтому олень не проваливается  в снег и легко преодолевает топкие места.

4. Уникальный мех спасает оленя в зимнюю стужу.

5. Оказывается  это животное в отличие  от человека, рачительно относится к месту своего обитания.

Введение

Актуальность. 

     Северный олень, пожалуй, единственное бездомное домашнее животное.

 Человек не дал ему ни укрытия от непогоды, ни запасов корма, ни надежной защиты от волков...

Олень, как и его дикие сородичи, все время бродяжничает на свежем воздухе. Ищет ягель.

Но коренные  народы Севера  в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.  

         Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища ненцы используют шкуры оленя. Поэтому они относятся к нему  так бережно, нежно, как к самому лучшему другу. Меня заинтересовал вопрос «Как же олень приспособился к жизни в тундре?»

 

Проблема: мы мало знаем о жизни  северных оленей, хотя живём на Ямале.

Объект исследования:  образ жизни  северного  оленя.

Предмет исследования:  северный олень.

Гипотеза

      Я считаю, что широкие копыта, ветвистые рога, мех, стройное тело, длинные и тонкие ноги, помогают оленю проживать в суровых климатических условиях Крайнего Севера.

Для решения этой проблемы, наметил план действий.

  • Найти и изучить материалы о жизни северных оленях.
  • Изучить свойства копыт, меха, которые помогают проживать оленю в суровых климатических условиях Крайнего Севера.
  • Познакомить детей в группе с жизнью северного оленя.

Цель проекта – установить  взаимосвязь внешнего вида оленя и природных условий севера.

Задачи:

  •  Расширить знания  о фауне Крайнего Севера.
  •  Формировать представление о жизни северного оленя, его приспособленности к жизни на Крайнем Севере.
  • Учить проводить экспериментальную деятельность.  Делать выводы.

Методы работы:

  • собрать информацию о жизни северного оленя;
  • систематизировать полученные теоретические и практические знания;
  • провести  наблюдения, эксперименты.

Описание работы

  1. Для начала,  я провела прос детей группы.

 Цель: выявить знания у окружающих (детей моей группы) о северном олене.

В опросе участвовали 20  человек.

  1. Для чего у оленя рога?

Варианты ответов

Ребята

Для красоты

10

Для защиты от волков

8

Для турнирных поединков

2

 Не знаю

0

  1. Почему олень не проваливается в снег?

Варианты ответов

Ребята

Широкие копыта

1

Не знают

19

  1. Как зимой олень добывает корм

Варианты ответов

Ребята

Копытами

10

Рогами

2

Не знают

8

  1. Что спасает оленя от волка?

Варианты ответов

Ребята

Ноги

2

Рога

16

Не знают

2

5. Почему мех спасает оленя от холода?

Варианты ответов

Ребята

Подшёрсток

6

Тёплый мех

18

Не знают

0

   

Получив данные результаты, я решила  провести исследовательскую работу по данной теме.

     

  1.  Большинство моих  родственников   и родных  живут в тундре.

По мнению моей бабушки, олень - самое благородное животное севера. Олени – красивые, грациозные  животные, у них стройное тело и длинные, тонкие ноги.  

     Коренные  народы Севера  в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.  

         Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах. Даже для жилища ненцы используют шкуры оленя. Поэтому они относятся к нему  так бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

          Если сравнивать внешние данные северянина с красотой благородных оленей, он явно проигрывает: менее изящен и коротконог. Зато, какое у него выразительное «лицо». Большие темные глаза харгина, обрамленные светлой шерстью, мягкие подвижные губы и легкомысленный розан — венчик кудрявых волос над широким лбом — меж внушительными крепкими рогами, которые есть не только у самцов, но и у самок. Если же оценивать физические его возможности, позволяющие ему жить в этих суровых краях, то они вне конкуренции.

  1. Тело оленя и даже нос покрыты  шерстью. Я рассмотрела кусочек  меха из оленя

меха,  и оказалось, что   шерсть северного оленя имеет два слоя меха, плотную  основу  и длинноволосый  покров.   Они растут перпендикулярно туловищу, создавая вокруг животного плотный теплоизоляционный слой.   Ещё я узнала, что каждый  волосок походит на трубочку, сердцевина которой заполнена инертным воздухом, что делает его «наряд» легким и теплым.

 

Экспериментальная работа   «Почему мех спасает оленя от холода?

Материал: кусочки  оленьего  и овечьего меха, емкость с водой.

Ход проведения опытной работы:

Чтоб проверить этот факт я взяла кусочки оленьего  и овечьего меха,  и опустил их в воду.

Волоски овечьего меха  через некоторое время ушли под воду, а оленьего меха остался наплаву.  

Вывод: следовательно,  в них есть воздух. Зимний покров невероятно густой и позволяет выдерживать морозы до –60° Цельсия. Именно поэтому олений мех, несмотря на сильную ломкость - очень популярный утеплитель для спальных мешков и утепленной одежды не только северных народов.  В одежде и спальных мешках из оленьего меха людям не страшны любые морозы.  Это свойство природного материала было использовано при разработке отечественного синтетического утеплителя ТМ "Холлофайбер". Летом у оленей отрастает более мягкий и короткий мех.  В  течение года дважды происходит его обновление

  1. Еще одно приспособление, позволяющее оленю совершать

многокилометровые кочевки, преодолевая топкие болота и скользкий снежный наст, — широкие копыта, которые очень подвижны и могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры.    Копыта северного оленя приспосабливаются к сезону: летом, когда тундра мягкая и влажная, копыта становятся губчатыми и обеспечивают дополнительную тягу. Зимой, копыта сжимаются и напрягаются, выставляя оправу копыта, которое сокращается, в лед и покрытый коркой снег, чтобы препятствовать скольжению животного. Это также позволяет им копать (деятельность, известная как "образование лунок") сквозь снег, добывая их любимую пищу – лишайник, известный, как мох северного оленя или ягель.

Их широкие копыта помогают движению животных через снег и тундру, они также помогают продвигаться животному во время плавания. Широкие копыта служат северным оленям то лыжами, то лопатами - для добычи ягеля из-под снега. Зимой олени питаются преимущественно лишайниками, выкапывая их из-под снега, глубина которого иногда доходит до 80 см.

Экспериментальная работа  «Почему олень не проваливается в снег?

Материал: две лепёшки теста, толстые  и тонкие палочки.  

Ход проведения опытной работы:

Я поочередно вставляла палочки в лепёшки

Вот что у меня получилось. След от толстых палочек остался незаметен. Они меньше провалились в тесто. Тонкие палочки оставили глубокие следы.

Вывод: следовательно, чем шире копыта оленя, тем меньше он проваливается в снег.

  1. Северные   олени. Их легко узнать по огромным рогам, которые есть не

только у самцов, но и у самок. Внешним строением рогов северный олень сильно отличается от всех других видов оленей. От розеток стволы рогов поднимаются вверх, затем значительно отклоняются назад. В средней части они делают плавный дугообразный изгиб вверх и вперед. Первый и второй надглазничные отростки длинны, направлены вперед и часто образуют довольно широкие, вертикально поставленные лопаты с несколькими короткими отростками.   На концах рогов обычно образуются лопатовидные расширения.  Рога северного оленя гладкие, будто полированные, без бугорчатости, характерной для благородного оленя.

    У всех оленей рога полностью отрастают ко времени осенних турнирных поединков  для устрашения соперников.

Они с храпом идут друг на друга, низко опустив головы, и схлестываются рогами. Сразу после этого рога "сбрасываются" и вновь начинают расти только по весне.  

  Зато  самки носят их всю зиму. Это помогает им защищать кормовые лунки от посягательства других членов стада, а более решительные отгоняют безрогих самцов от выкопанного ими ягеля.  Крупные  отростки рогов нависают над мордой и олень может разгребать ими снег, добывая пищу.

  1. Олени ведут кочевой образ жизни. Летом они кормятся в северных тундрах,

где меньше гнуса и оводов, а осенью возвращаются в лесотундру, где больше корма и теплее зима. Во время сезонных переходов животные преодолевают расстояния в 1000 км. Северные олени быстро бегают, что позволяет им спасаться от главных врагов — волков. Кроме того, северные олени — прекрасные пловцы и во время переходов преодолевают значительные водные преграды.

         Олений корм – лишайник ягель – растёт медленно. В поисках корма стада оленей приходится перегонять с пастбища на пастбище.

Из беседы с местным  жителем оленеводом  я узнала, что олени летом  стараются  не топтать своё пастбище, а ходят друг за другом по тропе. Ягель они не едят, берегут для трудного времени, для зимы. Летом питаются грибами. Поэтому коренные жители не употребляют в пищу грибы, оставляя любимое лакомство оленям.

Заключение.

Используя  разные  источники информации, методы исследования, я  узнала:

1. Рога  служат у самцов для поединков. А самки с помощью рогов выкапывают лунки и защищают их от посягательства  других оленей.

2.  Спасаться оленя от врагов помогают быстрые ноги.

3.  Копыта служат и лыжами и лопатами. Они  могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры,  и поэтому олень не проваливается  в снег и легко преодолевает топкие места.

4. Уникальный мех спасает оленя в зимнюю стужу.

5. Олень  в отличие  от человека, рачительно относится к месту своего обитания.

Используемая литература.

  1. «Что такое? Кто такой?», том 2, изд. «Педагогика-Пресс», М., 1993 год.
  2. «Красная книга Ямало-ненецкого автономного округа», издательство Уральского университета, Екатеринбург, 1997 год.

слайды

текст

1

тема моей исследовательской работы: «ПОЧЕМУ    ОЛЕНЬ    МОЖЕТ   ЖИТЬ    НА   СЕВЕРЕ?

Мне предстояло узнать, прежде всего,   как же олень приспособился к жизни в тундре.

2

Я опросила своих  товарищей и сделала вывод, что ребята мало знают о жизни  северных оленей.

3.

А именно, что коренные  народы Севера  в тундре не могут прожить без оленя. Вся жизнь оленеводов связана с ними.  

 Олень даёт человеку пищу, одежду, помогает преодолевать расстояния – служит незаменимым транспортом на бескрайних северных просторах.

Даже для жилища ненцы используют шкуры оленя.

Поэтому они относятся к нему  так бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

4

Если сравнивать внешние данные северянина с красотой благородных оленей, он явно проигрывает: менее изящен и коротконог.

 

5

Зато, какое у него выразительное «лицо». Большие темные глаза. Внушительные крепкие  рога, которые есть не только у самцов, но и у самок. Если же оценивать физические  возможности северного оленя,  то они вне конкуренции.

6

Тело оленя и даже нос покрыты шерстью.

Шерсть северного оленя имеет два слоя меха, плотную  основу  и длинноволосый  покров.   Они растут перпендикулярно туловищу, создавая вокруг животного плотный теплоизоляционный слой.  

Каждый  волосок походит на трубочку, сердцевина которой заполнена инертным воздухом, что делает его «наряд» легким и теплым.

7

Чтоб проверить этот факт я взяла кусочки оленьего  и овечьего меха,  и опустил их в воду.

Волоски овечьего меха  через некоторое время ушли под воду, а оленьего меха остался наплаву.  

Следовательно,  в них есть воздух. Зимний покров невероятно густой и позволяет выдерживать морозы до –60° Цельсия.

8

Еще одно приспособление, позволяющее оленю совершать

многокилометровые кочевки, преодолевая топкие болота и скользкий снежный наст, — широкие копыта, которые очень подвижны и могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры.

9

И я решила  проверить экспериментально   «Почему олень не проваливается в снег?

Для этого мне потребовались  две лепёшки теста, толстые  и тонкие палочки.  

Я поочередно вставляла палочки в лепёшки

Вот что у меня получилось. Следы   «оленя» от  толстых    «палочек – копыт»  остались  незаметны. Они меньше провалились в тесто. 

10

Тонкие палочки оставили глубокие следы.

11

Следовательно, чем шире копыта оленя, тем меньше он проваливается в снег.

12

Северных    оленей  легко узнать по огромным рогам, которые есть не

только у самцов, но и у самок.

    У всех оленей рога полностью отрастают ко времени осенних турнирных поединков  для устрашения соперников.

13

  Зато  самки носят их всю зиму. Это помогает им защищать кормовые лунки от посягательства других членов стада.

14

Олени ведут кочевой образ жизни. Во время сезонных переходов животные преодолевают расстояния в 1000 км.

15

Северные олени быстро бегают, что позволяет им спасаться от главных врагов — волков

16

Кроме того, северные олени — прекрасные пловцы и во время переходов преодолевают значительные водные преграды.

17

Из беседы с местным  жителем оленеводом  я узнала, что олени летом  стараются  не топтать своё пастбище, а ходят друг за другом по тропе. Ягель они не едят, берегут для трудного времени, для зимы.

18

Летом питаются грибами. Поэтому коренные жители не употребляют в пищу грибы, оставляя любимое лакомство оленям.

19

И своё выступление мне хотелось бы закончить строчками из стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя

Он в тундре живёт с незапамятных пор,

И север представить  нельзя без оленя.

Олень – он тундры пятнистый ковёр…

Её вдохновение, её откровение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ОЧЕМУ ОЛЕНЬ МОЖЕТ ЖИТЬ НА СЕВЕРЕ? Презентацию подготовила: Савчак Юля, 6 лет, МАДОУ «Катюша» Руководители проекта: Егорова В.К., Савчак О.А.

Слайд 5

Мех северного оленя

Слайд 6

Экспериментальная работа « Почему мех спасает оленя от холода?» Вывод: каждый волосок оленьего меха наполнен воздухом, что делает его «наряд» теплым и легким. Мы наблюдаем, что волоски овечьего меха ушли под воду, а оленьего меха остались на плаву

Слайд 7

Копыта

Слайд 8

Экспериментальная работа «Почему олень не проваливается в снег?» Следы смоделированного «оленя» от толстых «палочек – копыт» остались незаметны

Слайд 9

Тонкие палочки оставили глубокие следы

Слайд 10

Вывод: чем шире копыта, тем меньше он проваливается в снег

Слайд 11

Для чего оленю рога?

Слайд 14

Что спасает оленя от волка?

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Исследовательский проект на тему:«Особенности обучения гиперактивных дошкольников на занятиях по английскому языку»

В настоящее время можно отметить устойчиво высокий интерес к раннему  обучению иностранным языкам. Современные программы обучения дошкольников иностранному  языку  основной  страте...

Детский исследовательский проект на тему "Мыльные пузыри"

Хочу представить вашему вниманию детский исследовательский проект, автор которго - мой воспитанник Каталымов Кирилл - стал победителем в номинации "Умные опыты" межрегионального конкурса проектно-иссл...

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА» Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ»

Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе в ходе исследовательского проекта: «ВОДА»Тема: «ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ И ОСАДКИ» Программные задачи:...

Информационно-исследовательский проект на тему «История дорожных знаков»

Цель: Способствовать развитию первых навыков в умении находить нужную информацию об истории дорожных знаков в различных источниках. ...

Исследовательский проект по теме «Кисель»

Исследовательский проект по теме «Кисель»...

Познавательно – исследовательский проект по теме «Воздух» для младшей группы

Цель: Создать условия для развития познавательно – исследовательских способностей детей в процессе разработки детско-взрослого исследовательского проекта «Воздух».Задачи:1.Познакомить детей с понятием...