Исследовательский проект «Тайна северных узоров»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

 Савчак Олеся Анатольевна

     Слово «орнамент» происходит от латинского слова «ornare»  – украшать.
Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение.

Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и
семантическое начало. Все орнаменты имеют свои названия, а вот для расшифровки их смысла привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от
поколения к поколению, и осознается она лишь частично. Тем и актуальней становится тема исследования, окунающая нас в мир самобытности коренных народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_severnyh_uzorov_kseniya_savchak.docx978.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих  проектов воспитанников и обучающихся муниципальных образовательных учреждений

возрастная категория: конкурс проектов среди дошкольников

 «Я – юный исследователь»

«Тайна северных узоров»

20160310_124221-1.jpg Выполнила:   Савчак Ксения, 6 лет,  

старшая           группа № 1,  МАДОУ «Катюша»

Руководители: Сидоренко Татьяна Александровна, воспитатель ; Савчак Олеся Анатольевна, воспитатель                                                  

                                                                 

г. Лабытнанги – 2016 г.

Облачившись в платье цвета неба синего,
По подолу – злато расписного стиля.
И взяла б я в руки солнца бубен алый,
Обжигая  пальцы с ним бы станцевала.
Окроплю водицей все вокруг я талой –
Вот такой орнамент я нарисовала!

Елена Саган

Цель работы: раскрыть тайну северных узоров и узнать их значение.

Методы работы:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети - интернет;

2. эмпирический: социологический опрос - анкетирование;

3. анализ полученных  данных.

В результате работы я сделала  выводы:

1. Орнамент – это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

2. Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.

3. Названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями.

4. В своих орнаментах коренные жители используют обереги и талисманы.

5. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. 

     Слово «орнамент» происходит от латинского слова «ornare»  – украшать.
Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все к украшательству. Почти всегда несложные знаки, которые воспринимаются нашим просвещенным взором как кружки, волнистые линии, зигзаги или крестики, на самом деле имели для создателей этих композиций совсем другое значение.

Внутренняя структура орнамента имеет изобразительное, прикладное и
семантическое начало. Все орнаменты имеют свои названия, а вот для расшифровки их смысла привлекаются как объяснения мастериц, так и религиозно-мифологические представления, а также устойчивые фольклорные и бытовые выражения, так как в их основе – одна и та же система представления о мире. Представления о картине мира передаются от
поколения к поколению, и осознается она лишь частично. Тем и актуальней становится тема исследования, окунающая нас в мир самобытности коренных народов Севера.

Проблема: мы мало знаем о северных узорах и их значениях.

Объект исследования:  изделия коренных жителей.

Предмет исследования:  северные орнаменты

Гипотеза: предполагаю, что орнаменты несут в себе скрытую информацию и у каждого орнамента есть свое значение.

Для решения этой проблемы, наметила план действий.

  • Найти и изучить орнаменты на изделиях коренных жителей.
  • Провести опрос среди ребят моей группы.
  • Познакомиться с названиями орнаментов и их значениями.

Цель проекта – раскрыть тайну северных узоров и узнать их значение.

Задачи:

  •  Расширить знания  о декоративно-прикладном творчестве народов Крайнего Севера.
  •  Формировать представление об истории создания орнаментов и их описании.
  • Использовать материалы для игровой деятельности.

Методы работы:

1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, материалов сети - интернет;

2. эмпирический: социологический опрос – анкетирование;

3. анализ полученных  данных.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ:     

1. Меня зовут Ксения Савчак, по национальности я ненка, из рода Сэротэтто. Большинство моих родственников живут в тундре, и мне близко все, что связано с моим краем, ее людьми и природой.

Однажды с мамой я рассматривала книгу о Ямале, меня заинтересовали узоры на одежде северян. Мне кажется,  они не похожи на узоры других народов, потому что за каждым северным узором  стоит какая-то загадка, и своя история. Я решила узнать, что они обозначают и какую тайну в себе хранят.

В начале исследования, я со своим руководителем  провели опрос моих товарищей из группы  (Приложение 1).  

Я  выяснила, что дети очень мало знают о культуре народов Севера.  О значении орнаментов не знал ни один ребёнок. В то же время, все дети очень хотели узнать больше о традициях и обычаях  северных народов, а также об их декоративно-прикладном искусстве. Таким образом, была определена тема моего проекта.

Начать поиск информации я  решила обратиться к словарю  С. И. Ожегова и узнать значения слова «орнамент».

Орнамент -  это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.

2. Знакомясь с материалами по данной теме в интернете, я пришла  к выводу, что информации о северной  культуре, традициях и обычаях очень мало.

C:\Users\user\Desktop\9w9cPZIrSnU.jpg

Поэтому мы решили  пойти в наш городской краеведческий музей.

3. На экскурсии смотрители музея Н.В. Вештебей  и Ф.А. Чупрова   рассказывали мне и моим товарищам  о  культуре и быте  народов севера.

C:\Users\user\Desktop\gfWIcgHNgBs.jpg

В беседе с хранительницами  музея, я узнала об особенностях национальной одежды:

  • Веками   женщины одевали всю свою семью, шили одежду.
  • Но прежде чем приняться за шитье, надо было снять шкуру  с убитого зверя и выделать ее, это тоже считалось женским занятием.
  • С детских лет мастерицы постигают традиционное ремесло выделки, шитья и украшения меховых изделий.
  •  Они искусно подбирают различный по фактуре и цвету материал - кожу, мех, подшейный волос оленя, бисер.
  •  Особенно тщательно прорабатывается орнамент. В узоре заключено то - немногое, что человек видит вокруг себя на севере. Отсюда и названия: «оленьи рога», «заячьи уши», «рыбьи хвосты». В каждом орнаменте четкость, определенность, твердость и ясный ритм.

C:\Users\user\Desktop\imgB.jpgC:\Users\user\Desktop\img.jpg

          Знакомясь с экспозицией музея, мне было интересно узнать, что декорированное изделие является не только украшением, но и оберегом. Оно способно уберечь от злых духов, также обереги одевали при болезнях.

C:\Users\user\Desktop\QMOPCudauJQ.jpg

По орнаментам на одежде коренного жителя можно определить, из какой местности приехал человек. Так, орнамент  ненцев, ханты  во многом отличается от орнамента чукчей. У ненцев  орнамент имеет больше геометрических форм, а у чукчей   – украшен завитками, волнами, ближе к эскимосскому узору.

4. Беседа с носителем  культуры народов севера.

Это моя бабушка – Сэротэтто Надежда Сёптевна.

Она много лет прожила в тундре, рассказала о символическом значении орнаментов, используемых у народов Севера. Из беседы я узнала, что орнамент оживляет вещи, делает их более  заметным, красивыми и оригинальными. В орнаменте в яркой форме раскрываются художественные особенности народа, его эстетические вкусы, богатство и национальное своеобразие искусства.

Моя бабушка говорит, что мастерица не вышивает, а рассказывает.

И действительно, самые отвлеченные геометрические формы мастерица наполняет вполне определенным содержанием, отражая представления об окружающей действительности. DSCN0750

Например, орнамент:

«Квадраты» - четыре стороны света.

Узор чаще встречается на одежде и обуви.

Орнамент «Ромбы» -  символизирующий землюDSCN0867

(очень похожи на плавающие льдины).

«Ромб»  является основой многих узоров: «жук», «солнышко», «поленница дров», «ель», «мышь».

Существует много узоров с пустым внутри ромбом и отходящими от вершин «крючкообразными» отростками.

Орнамент «Зигзаг»

        Чаще всего присутствует на бересте, при аппликации тканью по ткани. Извилистая линия в центре изображения считается признаком жизни и живого существа. За ним закреплена функция охраны жизни, поэтому наиболее часто этот узор встречается на берестяных колыбелях.http://etnic.ru/images/orn811.jpg

Орнамент « Уголок»

«Уголок»  лежит в основе многих значимых узоров орнамента. Можно назвать  следующие узоры.

«Уши маленького зайца»http://etnic.ru/images/orn111.jpg

Орнаменты  «Локоть лисицы», «Заячья лапка». http://etnic.ru/images/orn112.jpg

Основа более сложных узоров.

Узоры. Птицы. 

Много изображений птиц – на детских и женских вещах. Эти изображения можно объединить в несколько подгрупп: «Глухаря сна узоры», «Чайки изображение», «Трясогузки изображение»  и другие.

На спинку люльки против того места, где находится голова ребенка, обычно наносится «Глухаря сна узор». Колыбельные начинаются так:

Сонный глухарь, птица,

Сюда прилетай, садись,

Пестрый глухарь, птица, 

Сюда прилетай, садись.

http://etnic.ru/images/orn141.jpghttp://etnic.ru/images/orn142.jpg

C:\Users\user\Desktop\i (2).jpg

http://etnic.ru/images/orn143.jpg

http://etnic.ru/images/orn144.jpg

 

 «Узор оленя»   должен символизировать землю, «наполненную оленями».

http://etnic.ru/images/orn152.jpghttp://etnic.ru/images/orn1520.jpg

В ходе моего исследования я узнала, что названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями. Кроме того, коренные жители в своих орнаментах нередко используют обереги, талисманы, которые несут в себе цель беречь своего владельца от сглаза, недобрых помыслов, хранить здоровье и сон.

Я раскрыла удивительный мир северных орнаментов и убедилась в необыкновенности их названий и изображений. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.

5. Познавательная игра   «Угадай орнамент»

Цель: закрепить полученные знания и применить их на практике.

Материал: презентация с орнаментами, медали с оберегами.

Ход проведения игры:

На слайдах будет изображен орнамент, ваша задача узнать, какой это орнамент.  Самые активные участники будут награждены медалями-оберегами.

Вывод: Данная познавательная игра вызывает интерес у участников, расширяет кругозор, воспитывает любовь и уважение к декоративно-прикладному творчеству народов Севера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Используя  разные  источники информации, методы исследования, моя гипотеза подтвердилась:

1. Орнамент – это узор, который основан на повторе и чередовании его элементов.

2. Северные узоры строго геометричны и состоят из квадратов, зигзагов, углов, ромбов.

3. Названия узоров связаны с названиями животных или отдельными их частями.

4. В своих орнаментах коренные жители используют обереги и талисманы.

5. Орнамент оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «Ямал. Времена года», «Северное издательство», г.Салехард, 2012 г.
  2. «Хомани», Приходько М.С., Приходько О.Б.: Книга о жизни лесных ненцев; Сказки, стихи, легенды; Краткий русско-нещанский словарь. — СПб.: Изд. Дом «Светлячок», 2002. 
  3. «Полярная энциклопедия школьника» «Артика- мой дом»-Москва: Северные просторы,2001г.
  4. «Орнаментальное искусство коренных народов Севера». http://rudocs.exdat.com/docs2/index-586826.html
  5. «Северный орнамент. Коренные народы Севера в современном мире». http://www.etnic.ru/edu/orn.
  6. «Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока» - Москва: «Просвещение»,1987г.

Интернет источники:

  1. http://www.libraries-yanao.ru/images/stories/ekrk/rar/star/hukhi.rar;
  2. www.visitchukotka.com/fl_index.htm;
  3. www.dissercat.com/./etnopedagogicheskie-osnovy-sokhraneniya-i-razvi.‎

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Анкетирование детей  старшей  группы № 1.

Цель: выявить знания у окружающих (детей моей группы) о северных узорах.

В опросе участвовали 20  человек.

  1. Что такое орнамент?

Варианты ответов

Ребята

Узор

10

Предмет

4

Затрудняюсь ответить

6

  1. Для чего используют орнаменты?

Варианты ответов

Ребята

Для красоты

12

Для украшения

7

Затрудняюсь ответить

3

3. Где ты видел орнаменты?

Варианты ответов

Ребята

На одежде

7

На флаге

5

В книге

3

Не знаю

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Тайна бабушкиного сундука"

В работе описан материал для организации исследовательской работы с дошкольниками....

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Исследовательский проект "Тайны воды"

Вода - один из главных источников  жизни на Земле. Воды на планете очень много. Суша занимает 1/3 ее поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пр...

Исследовательский проект"Тайна разноцветных конфет"

Кратковременный исследовательский проект"Тайна разноцветных конфет"старшая группа...

Исследовательский проект"Тайна разноцветных конфет"

Кратковременный исследовательский проект"Тайна разноцветных конфет"старшая группа...

Познавательно-исследовательский проект "Тайна бумажного листа"

С самого раннего детства мы знакомимся с бумагой. Это происходит тогда, когда ребёнок тянется к красивой книжке или к белому альбомному листу для того, чтобы оставить на нём следы разноцветными ...

Проект "Тайна северная лиственницы"

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Дере...