Проект "Тайна северная лиственницы"
проект (подготовительная группа)

Мария Алексеевна Машкалева

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Тайна северной лиственницы» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mashkaleva_severnaya_listvennitsa.docx46.98 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

«Тайна северной лиственницы»

 

(для подготовительного дошкольного возраста)

 

Выполнила:

воспитатель

Машкалева Мария Алексеевна

- 2021 г –

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники реализации проектной деятельности

Педагог: Машкалева Мария Алексеевна

Воспитанники: дети подготовительной группы

Родители: подготовительной группы

Срок реализации: ноябрь 2021 (месяц)

Проблема: 

Актуальность:

Взаимоотношения человека с природой - актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас и в городе, и в лесу, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Деревья - прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны, важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения привели к выбору темы проекта. Данный проект «Тайна северной лиственницы» направлен на расширение экологического кругозора дошкольников на основе изучения определенного вида хвойного дерева - лиственницы.

Цель: Формировать представления о жизнедеятельности хвойного дерева на примере лиственницы, его взаимосвязи с окружающей средой, значении для экосистемы.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о дереве лиственнице, об образе жизни в разные времена года, о роли в экосистеме;

2. Привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие творческих способностей ребенка в продуктивной деятельности.

Образовательная область:

речевое развитие

познавательное развитие

художественно-эстетическое развитие

социально-коммуникативное развитие

физическое развитие.

Ожидаемые результаты по проекту:

1. Сформировать представлений о лиственнице и знаний экологии лесов родного края.

2. Проявление осознанного, бережного отношения к природе родного края;

3. Повышение уровня развития творческих способностей (воображения, образного мышления в рисовании, аппликации и лепке).

Этапы исследовательской деятельности

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

Проведение мониторинга знаний воспитанника о хвойных деревьях.

В ходе работы над проектом были организованы пешие прогулки по городу, где ребенок нашел и смог сравнить лиственницу в городе и на дачном участке.

     Просмотр фильмов о лиственнице и художественное творчество по изготовлению книжки, где он смог придумать игры

    Подобрать и проанализировать литературу о лиственнице.

Совместно с детьми собирать природный материал для изготовления поделок.

 Дома вместе с детьми изготавливать поделки из природного материала для выставки в детском саду.

Поиск лиственницы по городу.

Деятельностный

 Исследование, эксперементирование

-Беседы: «Хвойные деревья в нашем лесу», «Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев?», «Особенности лиственницы в строительстве», «Использование лиственницы в медицине».

-Наблюдение за лиственницей в течение года;

-Просмотр документальных фильмов о лиственнице: «Лес и его значение», «Морёная лиственница со дна Байкала превосходит мореный дуб»

-Рассматривание иллюстраций и изучение лиственницы;

- Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;

-Подвижные игры: «Деревья и ветер»

-Дидактические игры: «Найди лиственницу», «Найди ветку лиственницы»

-Изготовление книжки о лиственнице и листовок о сохранение лиственницы и развешивание в городе, рядом с самой лиственницей;

-Изготовление книжки в технике рисования, аппликации «Хвойная красавица», дневника наблюдений за лиственницей и листовок.

-Чтение и беседа о прочитанных произведениях: Шаламонова Елена «Лиственница», Бекки Сквиррел «У лиственниц жёлтые иглы», Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю!», рассказ М. Скребцова «Солнечное дерево».

-Деятельность ребёнка и родителей:

-Посещение библиотеки для изучения литературы о лиственнице;

-Наблюдение за лиственницей в городе и на дачном участке;

-Изготовление дневника наблюдений и книжки «Хвойная красавица»;

  •  Консультации для родителей, домашнее задание по исследовательской деятельности

Завершающий

Книжка «Хвойная красавица»

Подведение итогов по проекту

  • Помощь в создании книжки «Хвойная красавица»

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Ответственный

Понедельник

Беседа

 «Хвойные деревья в нашем лесу»

Дать представление о хвойных деревьях

Иллюстрация

Воспитатель

Дидактическая игра

«Найди лиственницу»

Научить быть внимательным при выполнении задания

Карточки

Воспитатель

Консультация для родителей

«Лиственные и хвойные деревья» 

Продолжать знакомить родителей с лиственными и хвойными деревьями

Папка-передвижка

Воспитатель

Вторник

Беседа

"Чем отличается лиственница от других хвойных деревьев"

Правильно отвечать на поставленные вопросы

Иллюстрации видео

Воспитатель

Дидактическая игра

«Найди ветку лиственницы"

Сделать все правильно

Карточки

Воспитатель

Раскраски

«Наша лиственница»

Научить правильно закрашивать деревья

Раскраски, карандаши

Воспитатель

Консультация для родителей

«Хвойные деревья»

Дать представления о словесных играх для хвойных деревьев

Папка-передвижка

Воспитатель

Среда

Беседа

«Особенности лиственницы в строительстве»

Внимательно послушать, а потом рассказать

Иллюстрации

Воспитатель

Подвижная игра

"Деревья и ветер»

 Развитие быстроты

Картинки

Воспитатель

Наблюдение

«Наблюдение за лиственницей в нашем городе»

Быть внимательным, что происходит с лиственницей

Лиственница

Воспитатель

Рассматривание

«Иллюстрации изучение лиственницы»

Научиться рассказывать, что видим на иллюстрации

Иллюстрации

Воспитатель

Просмотр фильма

«Лес и его значение»

Внимательно слушать и смотреть, что происходит в лесу

Видео

Воспитатель

Четверг

Беседа

«Использование лиственницы в медицине»

Дать понять, что лиственница не просто дерево, а оно полезное для здоровья

Иллюстрации видео

Воспитатель

 НОД

аппликация

 "Хвойная красавица»

Научить выполнять аккуратно

Бумага А4, цветная бумага, клей.

Воспитатель

Чтение

Шаламонова Елена «Лиственница»

Научить слышать, что написано в стихотворении о лиственнице

Картины

Воспитатель

Пятница

Фильм

«Морёная лиственница со дня Байкала превосходит мореный дуб»

Закрепление знаний о лиственнице

Видео

Воспитатель

Чтение

"Чистякова-Шматко Елена «Как лиственницы я люблю»

Слушать внимательно

Иллюстрации

Родители

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

Иллюстрированная книжка – «Хвойная красавица» была изготовлена. Она была сделана самим ребенком совместно с родителями. Она представляет собой сборник сведений о лиственнице и ее особенностях с иллюстрациями, аппликациями - результатами продуктивной деятельности ребёнка. Также в книжке представлен материал о медицинской пользе лиственницы. Интересным для ребенка оказалось, что лиственница является самым крепким строительным материалом.

Реализация различных форм работы в ходе проекта позволила также повысить уровень развития творческих способностей ребенка, духовно-нравственных качеств.

Используемые интернет ресурсы:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/06/17/konsultatsiya-dlya-roditeley-po-leksicheskoy-teme;
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/12/13/rekomendatsii-dlya-roditeley-na-temu-hvoynye-derevya;

ПРИЛОЖЕНИЕ

Обзор литературы по вопросу исследования.

Лиственница - хвойное дерево, высотой до 50 -80 метров, сбрасывающее на зиму листву, светолюбивое и морозоустойчивое, растет повсюду в Северном полушарии нашей планеты. Лиственные леса выдерживают температуры до -60 °C, деревья хорошо растут и в горах, на высоте до двух тысяч метров над уровнем моря.

Лиственницапринадлежит к быстрорастущим и долговечным породам: некоторые из них живут 700 - 900 лет. Ученые насчитывают около 20 видов этой породы.

Зимой на веточках хорошо видны маленькие бугорки - почки. Из самой верхней на конце ветки вырастает довольно длинный стебель с одиночными хвоинками. Из боковых почек появляются укороченные побеги - пучок из множества хвоинок.

Шишки на лиственнице выглядят по-разному. Мужские - овальной формы и размером с ягоду малины. Под каждой чешуйкой спрятаны по два мешочка с пыльцой. Женские шишки - цилиндрические, раза в три крупнее мужских. Под каждой толстой чешуйкой сидят по две семяпочки - зачатки будущих семян. Толстая семенная чешуйка непременно покрыта тонкой, кроющей. Когда пыльца из мужских шишек высыпается, они засыхают. К осени женские шишки разрастаются, их чешуйки деревенеют. Крылатые семена осенью выпадают из шишек, чтобы прорасти, им нужна обязательно влага и холод. Пролежавшие зимой в тепле, семена весной не дадут всходов.

Лиственница сбрасывая хвоинки экономит энергию и спасается от обморожения, ведь в суровых северных условиях невозможно противостоять жгучему морозу.

Корневая система лиственницы в обычных условиях мощная, разветвлённая, без резко выраженного стержневого корня, при сильных, заглублённых на концах боковых корнях, наличие которых обеспечивает ветроустойчивость дерева. Иногда наблюдается укоренение соприкасающихся с почвой ветвей. В условиях переувлажнённых почв, а также при неглубоком залегании вечной мерзлоты корневая система поверхностная. При этом деревья страдают от ветровала.

Стойкостью к гниению сибирская лиственница обязана смоле, которая буквально пропитывает ствол дерева. Предположительно, само название этого дерева переводится с латинского как 'смола'. Смола лиственницы, живица, сера - любимая жевательная смолка сибиряков, которая защищает зубы от кариеса и укрепляет десны. Издавна для лечения использовали не только смолу, но и кору дерева, настой хвои и древесину. В современной медицине из древесины производят уникальные препараты, которые применяются при заболеваниях сердца, для лечения астмы и сахарного диабета.

Лиственничные постройки стоят веками, известны археологические находки, где древние строения из лиственницы простояли под землей более тысячи лет, а древесина окаменела, но не разрушилась.

Консультация для родителей «Лиственные и хвойные деревья»

Предметный словарь: дерево, береза, рябина, клен, дуб, липа, сосна, ель, осина, лес, ветка, ствол, лист, корень, куст, хвоя, крона, шишка, ягода, семена, желудь, плоды.

Качественный словарь: дубовый, березовый, кленовый, рябиновый, сосновый, осиновый, липовый, высокое, низкое, длинные, короткие, большой, маленький, толстый, тонкий, светлый, темный, красный, зеленый, желтый.

Глагольный словарь: растут, краснеют, желтеют, вянут, опадают.

Задание для родителей.

Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветки, листья, иголки, плоды и т.д.)

Рассмотреть вместе с ребенком деревья. Познакомить с названиями деревьев. Закрепить в словаре обобщающее понятие «деревья».

Напомнить какие деревья относятся к хвойным, а какие к лиственным.

Дети должны усвоить:

Понятие лиственное и хвойное дерево,

Особенности строения дерева.

Обобщающее понятие дерево.

Уметь согласовывать числительные с существительными.

Уметь составлять предложение со значением противопоставления с союзом а.

Практическое употребление относительных прилагательных.

Употреблять существительные с уменьшительно-ласкательным значением.

Уметь составлять рассказ-описание по плану.

Лексико-грамматические игры и упражнения.

«С какого дерева лист, веточка»

Лист березы – березовый.

Лист дуба - ….

Лист клена - …..

Лист осины - …..

Лист рябины - ….

Ветка ели - ….

Ветка сосны - ….

«Скажи наоборот»

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели … .

У клена листья большие, а у березы … .

У дуба ствол толстый, а у березы … .

У березы ствол светлый, а у клена … .

«Посчитай до пяти»

Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.

Одна ветка, две … , три … , четыре … , пять … .

Один ствол, два … , три … , четыре … , пять … .

Одно дерево, два … , три … , четыре … , пять … .

Одна шишка, две … , три … , четыре … , пять … .

«Назови ласково»

Лист – листик,

Дерево - … ,

Ствол - … ,

Ветка - … ,

Лес - … ,

Дуб - … ,

Шишка - … .

Составьте рассказ-описание по схеме.

Что это?

Высокое или низкое?

Какой ствол?

Какие ветки?

Какие листья?

?

Консультация для родителей «Хвойные деревья»

  Родителям         рекомендуется:

 — во время прогулки в зимнем лесу или парке совместно с ребенком рассмотреть и сравнить хвойные деревья: сосну и ель, вспомнить, почему они называются хвойными и вечнозелеными деревьями;

 — внимательно рассмотреть и сравнить ствол, крону, расположение веток, хвою и шишки ели и сосны;

 — на иллюстрациях рассмотреть и другие хвойные деревья: пихту, лиственницу, рассказать, где растут эти деревья, рассмотреть их листья и плоды, в каких целях использует человек эти деревья;

 — объяснить ребенку, почему лес — наше богатство.

Задание 2. Вспомнить стихи и загадки о хвойных деревьях.

Задание 3. Подобрать родственные слова: ель — елка елочка, еловый, ельник (сосна).

Задание 4. Дидактическая игра «Назови — какой» (образование относительных прилагательных).

Лес (какой?) — еловый, сосновый, кедровый ... .

Шишка (какая?) — еловая ... .

Иголки (какие?) — сосновые ....

Задание 5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»: ель (какая?) — ..., сосна (какая?) — ..., кедр (какой?) — ... .

Задание 6. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Дуб, береза, осина, лиственница. Кедр, липа, сосна, ель.

Задание 7. Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

Задание 8. Составить сравнительный рассказ о ели и сосне по плану:

Что это?

Где растет?

Какой внешний вид (величина, крона, хвоя, шишки)?

В каких целях человек их использует?

Задание 9. Составить предложения из слов.

Заяц, елка, сидить, под.

Белка, сидить, сосна, на.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за деревьями. Сравнение лиственницы и липы.

Мы не просто наблюдаем, а ещё и придумываем загадки о деревьях....

Проведение наблюдения на прогулке в старшей группе "Сравнение ели и лиственницы"

Програмное содержание:1. Учить детей отгадывать загадки.2. Продолжать учить детей узнавать деревья, называть их.3. Учить давать полный ответ на вопрос воспитателя....

Конспект НОД в подготовительной группе детского сада "Зелёные паруса лиственниц".

Данный материал позволяет закрепить знания детей о растениях родного края, расширяет кругозор детей, развивает  наблюдательность, внимание, память, мышление, воображение детей, воспитывает уважен...

Сказка "Лиственница Алиса"

Сказка для детей....

Познавательно-исследовательский проект на тему: «ВЕЛИКОВОЗРАСТНАЯ ЛИСТВЕННИЦА-УНИКАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК РОДНОГО КРАЯ»

laquo;Только тот может быть патриотом своей родины, кто умеет ценить и любить природу   родного края».Л. Н.Толстой....

проект "Почему лиственница?"

проектная деятельность с детьми подготовительной группы "Почему лиственница?"...

Исследовательский проект "Загадочное дерево-лиственница" ссылка на видео https://cloud.mail.ru/public/beqU/e7B1JDy2t

В ходе реализации проекта и с помощью проведенных опытов и наблюдений дети приходят к выводу почему хвойное растение лиственница так называется....