Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Резина и её свойства»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аскерова Елена Геннадьевна

углубление и расширение представлений о резине и ее свойствах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_reziny.docx81.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе.

 Тема: «Резина и её свойства»

 

Цель: углубление и расширение представлений о резине и  ее свойствах

Задачи:

Обучающие:

  • Закрепить представления детей о качествах и свойствах дерева, пластмассы.
  •  Продолжать знакомить детей о том,  как  люди  используют  свойства  материалов  при  изготовлении  предметов.
  • Познакомить детей с историей изобретения резины и каучука, как разновидности резины; 
  • Продолжать учить  сравнивать материалы, самостоятельно выделять качества и свойства резину  с  другими  материалами.
  • Упражнять в подборе слов – антонимов.

Развивающие:

  • Развивать  умение выделять , мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
  • Развивать интерес к поисковой деятельности мышления, внимание. Способствовать развитию умению устанавливать  причинно-следственной связи в процессе исследовательской деятельности

Воспитывающие:

  • Воспитывать  у  детей  интерес  к  экспериментально – исследовательской  деятельности.
  • Воспитывать взаимопомощь и умение выслушивать товарищей.

Материал:  игрушки,  резиновые  мячи,  воздушные  шары,  пластмассовые  колпачки,  резиновые  перчатки,  тазики  с  водой  и  др.

Предшествующая работа:  отгадывание  загадок,  игры  по  ознакомлению  со  свойствами,  стекла,  дерева,  ткани  «Из  чего  сделаны  предметы?»

Обогащение словаря: каучук,

Активизация словаря:  резина, деревянные, пластмассовые, шероховатая, эластичная, упругая, водонепроницаемая,

Ход НОД

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методические приемы

Вводная

 Организационный момент (Круг радости)

-Ребятки подойдите ко мне и встаньте в круг.

Все мы в группе как семья

Рады все и ты, и я,

Очень любим вместе быть

Добрых слов всем говорить.

Психологический настрой "Подари улыбку"

-Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим добрые слова и улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение.

Ребята сегодня мы с вами будем продолжать знакомиться с предметами сделанных из разных материалов?

Дети встают в круг и берутся за руки

Эмоциональный настрой

постановка цели занятия

Основная

Назовите,  какие  материалы  вы  знаете?

- Дети,  есть  ли  у  нас  в  группе  предметы  из  этих  материалов?

Посмотрите я вам принесла вот такой   «Чудесный  мешочек».  И предлагаю поиграть в игру. Вы  должны  из  мешка  достать  предмет,  рассказать, из  чего  он  сделан,  для  чего  нужен  и  поставит  на  своё  место.  Правила  игры:  если  предмет  сделан  из  резины,  ставим  на  поднос    под  цифрой  «1»,  из  пластмассы  под  цифрой  «2»,  из  стекла  или  фарфора   под  цифрой  «3».

– Ребята,  скажите,  а  предметы,  сделанные  из  дерева,  какие  они?

– На  какой  поднос  вы  их  поставите?

В. – Как  называются  предметы,  сделанные  из  пластмассы ?

 – А  на  1-й  поднос  вы  какие  поставите  предметы?

Воспитатель показывает детям красиво оформленную коробку.

-  Ребята,  посмотрите,  что  у  меня  в  руках?  А  как  вы  думаете,  что  может  быть  в  этом  коробке?

 – Здесь  предметы из волшебного  материала. Догадайтесь, но сначала послушайте загадку:

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

С. Маршак

Достаю мяч.

-Из чего сделан мяч?

.– Дети,  откуда  мы  можем  подробнее  узнать  про  свойства  резины?

-  О свойствах резины мы можем узнать из энциклопедии. Послушайте, я вам прочитаю.

 – Итак, - дети,  резина – это  широко  распространённый  материал.   Я  прочитала  в  книге  «Детская  энциклопедия»;  что   резину  раньше  получали   из  природного  каучука – сока  тропических  каучуковских  растений,  которые  растут  в  Южной  Америке.  (Указывает  на  схему)

      Каучук – это  такой  сок  дерева – «латекс»  (как  «белое  молочко»).   Когда  добывали  этот  сок,  его  нагревали  и  смешивали  с  разными  веществами,  такими  как  сера,  сажа,  мел  и  др.  и  получали  резину.

      В  нашей  стране  такие  деревья  не  растут,  и  приходилось  покупать  каучук  в  других  странах.  И  русский  учёный  Сергей  Васильевич  Лебедев  изобрёл  способ  получения  искусственного    каучука  из  спирта  и  нефти.  Теперь  и  во  многих  других  странах  используется  это  изобретение  нашего  учёного.  Изменяя,  технологию  и  применяя,  различные  добавки  резину  с  разными  свойствами  изготовляют,  на  специальных  заводах.  (Показывает  на  схеме)

 – А  сейчас,  мы  с  вами  будем  как  будто  учёные.  Я  прошу  вас  пройти  в  нашу  лабораторию  и  провести  опыт,  чтобы  определит  свойства  резины.  

Ход  исследовательской  деятельности:

 – Итак,  дети,  что  находится  у  вас  на  столах?

– Назовите  предметы,  сделанные  только  из  резины.

 – Почему  вы  так  решили,  докажите,  чем  отличаются  предметы  из  резины  от  предметов  из  других  материалов?

 – Хорошо,  а  теперь  узнаем  свойства  резины.  Посмотрите,  у  вас  на  подносе  две  перчатки.  Они  одинаковые  или  разные?

 – Теперь,  уважаемые  учёные  идите  сюда,  в  лабораторию  N  2,  чтобы  определить  свойства  резины.

Предлагаю детям «Определить свойства  резины  в  сравнении  резиновая перчатка с  шерстяной  перчаткой».

  • Эластичная  (можно  надуть).
  • Сравнить  на  ощупь  (тёплая,  холодная;  гладкая,  шероховатая).
  • Упругость  (тянется – не  тянется).
  • Сжимается – не  сжимается.
  • Сравнить  по  толщине  обе  перчатки.
  • Промокает,  нет.
  • Водонепроницаемость.

Почему  в  дождливую  погоду  мы  надеваем  резиновые  сапоги?

И так какими свойствами обладает резина:

– Дети,  давайте  подойдём  к  схеме  и  выложим  карточки – модули,  которые  обозначают  свойства  резины.   (предлагаю  карточки,  дети  выполняют  задание   и  объясняют).

– Определите,  какие  предметы    делают  из  резины  на  заводах  и  фабриках.  Перед  вами  карточки – модели, на которых изображены предметы, вам нужно выложить те карточки, на которых изображены изделия из резины.

 – Почему  ты  поставил  эту  карточку-модель?–

  – Зачем  нам  нужна  обувь  из  резины?   В  какую  погоду  мы  наденем  её?

  – Правильно,  а  что  изготовляют  из  резины  на  фабрике  игрушек?

 – А  что  изготовляют  на  шинном  заводе  из  резины?

Ответы детей

- Ткань,  дерево,  стекло,  пластмасса  и  др.

Называют

Деревянные

– На  3-й  поднос.

– Пластмассовые.  Их  нужно  поставить  на  2-ой  поднос.

Мяч

Из резины

– Из  книг,  из  телевизионных  передачах.

Дети  подходят  к  столам

Отвечают

Ответы детей

 – Разные:  одна - из  резины,  вторая - из  ткани.

Проводят исследования

Они водонепроницаемые

 – Это  сапоги,  их  делают  из  резины  колоши  тоже  из  резины.

Дети рассуждают

– Резиновые  игрушки  и  мячи.

– Шины,  колёса  (например,  как у  папиного  автомобиля  или  у  моего  велосипеда  и  др.)

актуализация опыта детей

игру  «Чудесный  мешочек»

Объяснение правил

Вопросы

Загадывание загадки

Рассказ воспитателя

Показ

Исследовательская деятельность

Сравнение

Активизация  и обогащение словаря

моделирование

обобщение

Беседа

Заключительная

-Дети,   вам  было  интересно  узнать  сегодня  про  свойства  резины?

-Что нового вы узнали о свойствах резины?

-Где вам это может пригодиться?

- Какое задание вам особенно понравилось?

-    Что для вас было сложным?

-    Хлопните один раз в ладоши те, кто доволен соей работой.

-    О  чем бы вам еще хотелось узнать?

Да

Резина эластичная, водонепроницаемая, упругая (хоровое и индивидуальное проговаривание)

Проводить исследования

Подведение итогов

Самооценка

Перспектива на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе тема «Круговорот воды в природе»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1.   Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе»;2.   Продолжать формировать представления о образование таких природных явлений как облак...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

Цель:§  развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.Задачи:§  познакомить детей со свойствами разных материалов (солома, веточки, камень).§...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательская деятельности в подготовительной к школе группе. Тема «Путешествие в город Здоровья».

Уточнять и расширять представления детей о том, что здоровье одна из главных ценностей жизни, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Воздух и его свойства.

Уточнить понятие детей о том, что воздух-это не «невидимка», а реально существующий газ;Познакомить со свойствами воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий; воздух можно почувствовать; воздух...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Хоть полсвета обойдёшь, лучше дома не найдёшь»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериме...

Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентир...