Методическая разработка: конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Осенний марафон»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Туливетрова Ольга Александровна

Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.

Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Образовательная деятельность в формате квест - становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Через данную  квест-игру дети получают большой объем информации об осени, явлениях природы, который хотелось бы обобщить в игровой форме для большей мотивации к познанию окружающего мира, поддержанию интереса к экспериментированию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 7

села Кухаривка МО Ейский район

Методическая разработка:

конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Осенний марафон»

(квест-игра)

Автор-составитель:

Туливетрова Ольга Александровна, воспитатель

- с. Кухаривка, 2020 год-

Возраст воспитанников: старший дошкольный  (6-7 лет).

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Актуальность: Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения.

Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для воспитывающего взрослого содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Образовательная деятельность в формате квест - становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Через данную  квест-игру дети получают большой объем информации об осени, явлениях природы, который хотелось бы обобщить в игровой форме для большей мотивации к познанию окружающего мира, поддержанию интереса к экспериментированию

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, листопад, хлорофилл)

• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом, вызвать эмоциональный отклик на совершаемые действия.

Методы и приёмы:  

- наглядные: показ, рассматривание,  использование ТСО (демонстрация слайдов  схемы – карты);

- игровые: квест-игра, сюрпризный момент, выполнение игровых действий, создание игровых ситуаций, чудесное появление объекта.

- словесные: беседа,  рассказ педагога, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка, чтение художественной литературы;

- практические: анализ и решение проблемной ситуации, опыт, экспериментирование, действия моторного характера;

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.

Оборудование: колокольчик, письмо, мультимедийное оборудование (проектор, экран), презентация, корзина с муляжами овощей и фруктов, доска с буквами,  осенние листья с буквами, картинки – символы лаборатории, осенние листья, лупы, шапочки учёных, зеленые листья, кусочки белой ткани и деревянные кубики по числу детей, осенние листья с деревьев разного размера, доска Воскобовича с выложенным контуром Осени, картинки с изображением природных явлений разных времен года, музыкальное сопровождение, героиня Осень, корзина с яблоками.

1 этап: способствует формированию

у детей внутренней мотивации к деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком:

- Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вкруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся

Здравствуйте, ребята!

Здравствуйте!

Ребята, сегодня принесли письмо, на нем написано, что оно адресовано ребятам подготовительной группы, то есть вам. Раскрывает и читает письмо от осени.

Дорогие ребята!

Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что еще очень тепло и она не наступила. Я не знаю, что делать. Как  же мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, наступила осень, кончается осень,  или нет? Только прошу вас, найдите  убедительные доказательства. В помощь вам посылаю карту поиска доказательств.  

Как хорошо, что вы так думаете!

2 этап: способствует планированию детьми

их деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

На экране появляется схема – карта.

Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?

Я рада, что вы приняли решение помочь Осени, воспользоваться картой и отправиться на поиски доказательств.

3 этап: способствует реализации детского замысла

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Обращаем внимание на пункт номер 1 на карте, (корзина с осенними дарами и указанием направления  движения).

Что мы должны сделать, что бы найти корзину? В какую мы должны двигаться сторону?  Найдите в нашем зале данный объект. Подходим к корзине, воспитатель достает лист, на нем написано задание

Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года – ответы детей сопровождаются слайд -презентацией

Как быстро вы сориентировались!

Какие разнообразные приметы вы знаете!

У нас здесь есть настоящие знатоки  осеннего времени года!

В старину  сентябрь –  называли рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

Октябрь – листопадник.

Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой, чувствуется приближение зимы.).

Отлично!

Да, именно в октябре самые красивые листопады!

Ты   верно всё подметил!

Я думаю, что можем двигаться дальше. Куда дальше ведет нас карта?

Пункт 2, на нем изображены буквы.

Найдите в нашем зале буквы и скорее к ним. Подошли к доске с буквами.

У меня самые ловкие дети, у которых отлично  получается ориентироваться по этой загадочной карте!

И буквы мои ребятишки тоже знают!

А знаете ли вы, ребята, что про осень и красоту осенних листьев написано  много произведений в разных жанрах, это и рассказы, сказки, стихи. А вы знаете стихи   об осени? Сейчас проверим. Возьмите листочки, на обратной стороне которых приклеены буквы. Пусть расскажет  стихотворение тот, у кого на листочках только гласные буквы.

Дети определяют у кого гласные буквы, называют их  и рассказывают заранее выученные стихи.

Вы безошибочно определили, где гласные, а где согласные буквы!

Я очень рада, что мы напомнили эти красивые стихотворения друг другу.

Ребята, эти произведения являются доказательством того, что осень наступила?

Отлично, что вы так думаете, действительно авторы воспевают красоту осенней природы в этих стихотворениях.

С заданием  справились все верно, можно

двигаться дальше. Снова на экране карта, стрелками указано к цифре 3 (картинка символ – лаборатория).

Что же  нужно отыскать нам в зале?

Действительно, нам нужна лаборатория.

Но прежде необходимо отдохнуть и зарядиться энергией.

Массаж спины «Дождик»

Дети становятся в круг спиной к друг другу и выполняют массаж своему товарищу.

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)

По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)

Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)

Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)

А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)

Отлично справились, молодцы!

Проходила я мимо нашей площадки, там так красиво, деревья в разных красках

- Не вы их раскрашивали?

Я вот собрала некоторые листья, смотрите, какие они красивые и разные?

А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?

Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Дети подходят и рассматривают листья

Почему вы так считаете? Объясните.

Обратите внимание на доску, нам здесь представлены указатели в помощь нахождения доказательств для Осени.

Исследование №1 (картинка - лупа и лист), исследование №2 (картинка - зеленый лист), исследование №3 (картинка - большой и маленький листик)

Что нужно сделать, чтобы добыть еще доказательства?

Мне очень приятно осознавать, что вы умеете самостоятельно принимать такие сложные и ответственные решения.

Тогда нам нужно стать настоящими учеными, пройти в лабораторию и приготовиться к исследованиям. Надевайте скорее шапочки.

В случае затруднения, воспитатель предлагает, помогает.

Проблемный вопрос:

Вам интересно узнать, как устроен лист?

А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?

  Для столь юных ученых, вы уже очень много знаете.

Исследование №1 строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Воспитатель, при необходимости, напоминает детям о том, как нужно использовать лупу, чтобы максимально близко рассмотреть листочек.

Предлагает детям самостоятельно сделать вывод от увиденного.

Вы совершенно правы, точно подмечено.

Проблемный вопрос:

Ребята, вы знаете, почему осенью листья изменяют окраску и опадают?

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу, которое вырабатывается в них, благодаря яркому, теплому солнечному свету.  

Дети предлагают выяснить, почему же листок зеленый.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?».

Как хорошо, что мои ученые такие любознательные и умные!

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

 Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений.

Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Вы совершенно верно подметили!

Такой вывод  доказывает о наличии хлорофилла в зеленых листьях.

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Эксперимент «Как листья опадают»

Ух, ты! Здорово получилось! Сколько доказательств мы собрали.  

Смотрим  на нашу карту. Там есть еще указатель. Куда нам нужно двигаться? Подходим к доске Воскобовича задернутой тканью со знаком ?  Что бы это означало?

Я согласна с вами, что нужно все эти доказательства применить, чтобы помочь Осени.

Мы собрали много доказательств, давайте создадим нашу Осень. Ткань открывается, на доске Воскобовича обозначен контур Осени.

Ребята, перед вами на столе  картинки, обозначающие фрагменты разных времен года, выберите и расположите только те, которые подтверждают временя года – Осень.

Выполняют задание: из лент располагают контур дерева, на него листья, платье девочки украшают шишками, листочками, ягодами рябины и др.

Я думаю, что вы на отлично справились с заданиями. Волшебница Осень будет довольна.

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Содержание

Обратная связь на высказывание детей/примечание

Сюрпризный момент

 (Звучит музыка) тихонько заходит настоящая Осень).

Ребята, благодаря вам, вашим стараниям, вашим найденным доказательствам  наша осень ожила.

Осень: Здравствуйте, друзья! Благодарю вас за работу.

Ребята, давайте расскажем, чем мы занимались сегодня?

Что сегодня больше всего понравилось?  

А что сегодня было трудным для вас?

Что нового вы смогли, сегодня, узнать?

 Как мы справились с задачей?

Что было самое забавное?

А самое интересное?

Вы верно рассказали Осени о своих приключениях в поисках доказательств того, что сейчас идет осень, стихи про осень читали, проводили опыты.

-Спасибо за твое мнение!

-Вы правы, в некоторых моментах, было очень непросто!

- Это, и правда, было довольно забавно, я соглашусь с вами!

Осень:  теперь мой наряд украшен, я правлю балом, ведь моё время года в самом разгаре.

А за ваши знания, исследования и терпение  я дарю осеннюю корзину с угощениями.  Будете есть, меня вспоминать.

 До свидания, ребята!

Мне тоже было очень интересно!

Мне очень понравилось заниматься с вами! Спасибо за отлично проведённое время!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познанию окружающего мира для подготовительной к школе группе на тему "Праздник 1 апреля"

Конспект занятия для подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром...

Методическая разработка. Конспект по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства воздуха"

Методическая разработка содержит в себе ряд опытов для детей по выявлению свойств воздуха....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ в подготовительной к школе группе Тема : Хоровод осенних цветов.

Уточнить и систематизировать знания детей о разнообразие семян  цветов , их значении в природе и жизни человека....

Методическая разработка."Развитие речи детей старшей и подготовительной к школе группы Пособие "Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам""

Своевременное и правильное освоение речи  - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выраз...