Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему:
    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

    Котенко Людмила Борисовна

    Тема «Теремок «Смекалка».

     

    Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Задачи:

    Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

    Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

    Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_po_ekologii_teremok_smekalka.docx24.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 р. п. РОВНОЕ

    РОВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Конспект НОД по экологическому воспитанию

    в подготовительной группе

    Подготовила и провела

    Воспитатель: Котенко Л. Б.

     

    Тема «Теремок «Смекалка».

    Образовательные области: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

    Задачи:

    Образовательные: обобщить знания детей о природе родного края, расширять представления детей об обитателях леса.

    Развивающие: развивать у детей внимание, память, мышление, пространственную ориентацию.

    Воспитательные: воспитывать чувство доброты, формировать элементарные навыки поведения в лесу.

    Материалы: теремок, плоскостные изображения мухи, блохи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Рисунки цветов, состоящих из геометрических фигур. Лепестки из цветного картона пяти цветов, желтые кружки, образец цветка, состоящего из пяти лепестков, альбомные листы. Картонные бревнышки, крыша для теремка, фланелеграф, картинки ежевики, малины, земляники.

    Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, насекомых, грибов, растений, загадывание загадок.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Всем известна русская народная сказка «Теремок». А я предлагаю вам «Теремок» на новый лад. Называется она «Теремок «Смекалка». Вспомним главных героев «Теремка»:

    - Целый день летает, всем надоедает,

    Ночь настает, тогда перестает. (Муха)

    - Ее подковал Левша. (Блоха).

    - Придет месяц май, вылетит птица в рай.

    Нос, как спица, саму чуть видно,

    А голос слышно. (Комар)

    - Зубы точит, дверь в полу сделать хочет. (Мышь).

    - Сестра жабы. (Лягушка).

    - Косоглазый, маленький, в белой шубе, валенках. (Заяц)

    - Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

    В сарай попала – всех кур пересчитала. (Лиса).

    - Кто зимой холодной в лесу злой, голодный? (Волк)

    - Летом бродит без дороги между сосен и берез.

    А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь).

    Воспитатель: Итак. Начинает сказка сказываться…

        Построила муха в лесу терем и назвала его «Теремок «Смекалка», даже вывеску, написанную крупными буквами, на терем повесила, чтобы все знали, что в нем живет не обычная, назойливая муха, которая ко всем пристает и всем надоедает. А муха любознательная, сообразительная, которая, если и пристает к кому, то не по пустякам, а по очень важным вопросам. И вот, как – то бежит мимо теремка блоха – попрыгуха и стучится:

    - Кто, кто в теремочке живет?

    - Я, муха – горюха. А ты кто?

    - Я, блоха – попрыгуха. Пусти меня к себе жить.

    - Пущу, если ты мне поможешь.

    - Постараюсь.

    - Ну, слушай. Мы с тобой в лесу живем, значит, хорошо должны знать лес и его обитателей. Ответь-ка на вопросы.

    Воспитатель: Ребята, давайте мы поможем блохе – попрыгухе ответить на вопросы.

    - Про какого зверя говорят, что его ноги кормят? (Про волка)

    - Какой страшный зверь любит малину? (Медведь)

    - Что делает зимой ёж зимой? (Спит)

    - Кто такие листопаднички? (Зайчата)

    - У каких деревьев осенью листья красные? (Клен, рябина)

    - Какой лесной зверь сушит себе на деревьях грибы? (Белка)

    - Кем раньше была лягушка? (Икринкой)

    - Какая птица в лесу самая болтливая? (Сорока)

    Воспитатель: Помогли вы, ребята, блохе – попрыгухе, пустила её муха к себе в теремок, стали они жить вдвоем. Летит мимо комар – пискун и стучится:

    - Кто, кто в теремочке живет?

    - Я, муха – горюха.

    - Я, блоха – попрыгуха. А ты кто?

    - Я комар – пискун. Пустите меня к себе жить.

    Муха говорит:

    - Пустим, если ты наше задание выполнишь.

    - Я буду очень стараться.

    - Слушай, комарик очень внимательно. Возьми цветные лепестки и составь цветок таким образом:

    Красный лепесток – под номером 1.

    Синий под номером 2 – находится внизу.

    Фиолетовый (3) – слева от синего лепестка.

    Зеленый (4) лепесток предшествует фиолетовому.

    Оранжевый (5) находится между зеленым и красным.

    Сердцевина – желтая.

    Воспитатель: Ребята, поможем комару?

    (Дети выполняют задание под руководством воспитателя).

    Воспитатель: Стали они жить втроем.

    Бежит мимо мышка – норушка и стучится в теремок:

    - Кто, кто в теремочке живет?

    Воспитатель: Ребята, глядя на рисунки героев сказки, расположенные на доске продолжите разговор мышки – норушки с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

    Воспитатель: Муха – горюха и говорит: «Мышка – норушка, выполни наше задание. Посмотри на рисунки цветов и скажи, какие геометрические фигуры ты видишь».

    Воспитатель: Ребята, а вы хотите помочь маленькой мышке? (Дети выполняют задание). Думаю, теперь мышку пустят в теремок.

    Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей).  Все вместе повторим правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и ягоды, не пугать птиц и зверей.

     Послушайте замечательное стихотворение:

    Я должен над цветами наклониться

    Не для того, чтобы рвать или срезать,

    А чтоб увидеть добрые их лица

    И доброе лицо им показать. (С. Вургун)

    А теперь, ребята, представьте себе, что вы, бабочки, и отдыхаете, сидя на цветке.

    Физминутка

    (И. п. сидя)
    Спал цветок и вдруг проснулся,
    (встать, руки на поясе)
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся,
    (руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
    Взвился вверх и полетел.
    (бег)
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.

         … Стали они жить вчетвером.

    Скачет мимо лягушка – квакушка, стучится:

        - Кто, кто в теремочке живет?

    Воспитатель: Ребята, продолжите разговор лягушки с жителями теремка. (Дети продолжают).

        Воспитатель: Муха говорит: «Пустим, если, поможешь разрешишь наш спор. Ну, слушай. Я буду называть слова, а тебе надо исключить лишнее слово и объяснить свой выбор».

    Воспитатель: Ребята, давайте, и мы поможем лягушке – квакушке.

    - Волк, лиса, заяц, медведь. (Заяц, т. к.  он не хищник).

    - Лиса, волк, баран, заяц. (Баран, т. к. это домашнее животное).

    - Белка, сорока, крот, ёж. (Сорока, т. к. это птица).

    Воспитатель: Ребята, помогли вы лягушке выполнить задание. Вот и стали они жить впятером.

    … Идет зайчик – побегайчик. Стучится он в теремок:

    - Кто, кто в теремочке живет?

    Ребята, поддержите беседу зайчика с героями сказки. (Дети продолжают разговор).

    Воспитатель: Муха и говорит: «Зайчик, отгадай загадки о лесных ягодах».

    Ребята, зайчику требуется ваша поддержка!

    1. Её любят взрослые, её любят дети

    И, конечно, больше всех – бурые медведи.

    Гроздья алые висят на колючей ветке

    Своим видом говорят: «Угощайтесь, детки». (Малина)

    2.  Что за странную малинку

    Мама принесла в корзинке?

    Цветом чёрная она,

    Вкусом кислая слегка.

    Называют её дикой

    И колючей… (Ежевикой)

    3.  Эту ягодку лесную

    Я в ладошку наберу -

    Ароматную такую

    Я попробовать хочу. (Земляника)

    Воспитатель: Вот и стали они жить вшестером.

         Бежит мимо лисичка – сестричка – стук - постук:

    - Кто, кто в теремочке живет?

        Ребята, изображения героев сказки, помещенные на доске, помогут вам продолжить разговор лисы с обитателями теремка. (Дети продолжают разговор).

    Говорит Муха – горюха: «Лисичка, давай поиграем в игру «Съедобное - несъедобное». Я буду называть грибы, если они съедобные – похлопай лапами, а если нет – потопай. Будь внимательна!»

    Ребята, давайте и мы тоже поиграем, заодно и лисичке – сестричке подскажем!

    Маслёнок! (Хлопают)

    Поганка! (Топают)

    Боровик! (Хлопают)

    Волнушка! (Хлопают)

    Хлопушка! (А- а-а! Нет такого грибочка, я пошутила!)

    Шампиньон! (Хлопают)

          Лисичка! (Хлопают)

    Сестричка! Опять я пошутила!

    Мухомор! (Топают)

    Рыжик! (Хлопают)

    Чижик! (Чижик – пыжик, да и не гриб это!)

    Опенок! (Хлопают)

    Слонёнок! (Топают)

    … Стали они жить всемером.

         Идет мимо волчище - серый хвостище.

    - Кто, кто в теремочке живет?

    Воспитатель: Вам слово, ребята, продолжите разговор волка с другими героями сказки.

    Воспитатель: Муха говорит волку: «Волк, отгадай пожалуйста, загадки про грибы».

    Ребята, поможем серому волку? (Дети отгадывают загадки).

    Посмотрите-ка, ребята,
    Тут — лисички, там опята.
    Ну а это, на полянке,
    Ядовитые...
    (поганки). 
    Удивляется народ:
    Водят чудный хоровод
    Рыжие сестрички —
    То грибы...
    (лисички).

    Нет грибов дружней, чем эти,

    Знают взрослые и дети:

    На пеньках растут в лесу,

    Как веснушки на носу. (Опята)

    Он в лесу стоял, никто его не брал,

    В красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор)

    Воспитатель: Дети, кто скажет, можно ли сбивать несъедобные грибы? Почему?

    Если вы сомневаетесь, съедобный гриб или нет, вспомните правило грибников: «Неизвестный тебе гриб – не твой гриб!»

    Воспитатель: Ребята, волк с нашей помощью загадки отгадал. Обитатели теремка пустили его к себе жить.

        Вот и стали они жить ввосьмером.

         Идет медведь косолапый и ревет во всю мочь:

    - Кто, кто в тереме живет?

    Ребята, продолжите разговор героев сказки. (Дети продолжают).

    Воспитатель: … Испугалась герои грозного голоса медведя косолапого и решили загадать ему самое трудное задание. Ну, слушай, Медведь! Я буду говорить предложение, а ты отвечай одним словом – «да» или «нет».

    Воспитатель: Ребята, будем медведю помогать? (Ответы детей). 

    Вспомните, что случилось в русской народной сказке «Теремок», когда медведю разрешили поселиться в теремке. Он не мог войти через дверь, полез на крышу и раздавил теремок. Маловато оказалось жилище для бедолаги.

          Итак, игра - «Да» или «Нет»?

    - Ворона – перелетная птица? (Нет)

    - Скворцы прилетают к нам осенью? (Нет)

    - Грач открывает весну? (Да)

    - Жаворонок любит петь над полем? (Да)

    - Кукушка подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Да)

    - Дятел – санитар леса? (Да)

    - Сорока – молчаливая птица? (Нет)

    - Синички любят сало? (Да)

    Воспитатель: Не смог медведь правильно выполнить задание. Ребята, вам медведя жалко?  Давайте поможем медведю - построим для него другой дом. Вот лежат брёвнышки, из них и построим теремок. (Дети из бумажных брёвнышек строят теремок). 

    А теремок «Смекалка» до сих пор стоит и живут в нём весело и дружно все герои теремка.

        Ребята, понравилась вам наша сказка? Как бы вы закончили нашу сказку?

    А я бы закончила её так: «Вот и сказке конец, а кто сказку помогал рассказывать, загадки разгадывал, на вопросы правильно отвечал, смекалку,  доброту проявлял – молодец!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что подсказала природа»

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что подсказала природа»...

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе в форме игры "Брейн - ринг"

    "Наш дом - природа" конспект НОД по экологическому воспитанию в форме игры "Брейн - ринг"....

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе "Тюльпаны для мам посадим сами"

    Данная НОД является практическим материалом для формирования навыков ухода за комнатными растениями; воспитания положительного отношения к труду, а также позволяет приготовить приятный подарок к дню 8...

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Кто такой человек»

    Конспект НОД по экологическому воспитаниюв подготовительной группе «Кто такой человек»Цели:·        Уточнить знания детей о человеке в сравне...

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему «Природа – наш дом»

    Предлагаем Вам Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: «Природа – наш дом»Данный материал служит формированию основ экологического м...

    Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «В стране овощей и фруктов»

    Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.Воспитывать позитивного отношения к ответам друг друга.Привести к пониманию, что питаться нужно правильно, чтобы быть здоровыми....

    конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе. "Посев семян помидор в землю"

    конспект нод по экологическому воспитанию в подготовительной группе. "Посев семян помидор в землю"...