"Лапти-лапоточки"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бунакова Светлана Ивановна

Комплексное занятие по приобщению к истокам народной культуры для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapti-lapotochki.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Лапти-лапоточки»

Программное содержание:

учить детей слушать и понимать искусство, развивать литературный вкус; способствовать интеллектуальному развитию детей, их воображения, логического и нестандартного мышления, нравственных качеств; обобщить знания о малых формах устного творчества (игры, загадки, пословицы, потешки); учить детей работать в группе; прививать любовь к родной земле, её прошлому, настоящему, интерес к родному языку, народным промыслам; пополнить знания детей о лаптях; расширять кругозор детей, развивать чувство прекрасного; развивать мелкую моторику пальцев обеих рук; учить воспринимать эмоциональное содержание музыки, импровизировать.

Материалы и оборудование:

атрибуты используемые для создания атмосферы старинной избы: печь, прялка, светцы, коврики, лукошки и другое; лапти; магнитофон, запись русской музыки; цветная бумага, клей, ножницы, кисти, клеёнки, салфетки (для изготовления ковриков).

Ход занятия

Дети с воспитателем (в русском костюме), в зале оформленном под русскую избу, встречают гостей.

Дети: Здравствуйте, гости дорогие! «Красному гостю, красное место».

Гости рассаживаются и дети тоже.

Воспит.: Ребята, сегодня у нас не обычное занятие. Будем веселиться, плясать, гостей потешать, да загадки загадывать.

Ребёнок: Чего не повеселиться, коли на душе как в горнице, тепло и светло.

Воспит.: Гости дорогие, не хотите ли загадки, про нашу избу, отгадать? Дети их много знают. Вы, гости, не торопитесь отгадывать. Загадки-то сложные, мою подсказку послушайте.

Дети: Стоит копна вся в дырках. На копне гора, из горы дым идет.

Воспит.: Вот вам моя отгадка –

               Стоит бычище, проклёваны бочища (изба)

               А ваша отгадка какая?

Дети: Дарья да Марья друг на друга глядят.

Воспит.: Ой, да это же два братца, которые друг на друга глядят, а вместе сойтись не сойдутся. (пол и потолок) Что это?

Дети: Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь, да вода.

Воспит.: Так это же:

                Толстый, пузатый стоит и пыхтит. (самовар)

Дети: Не бык, а бодается

           Не ест, а еду хватает

          Что схватит, отдает

          Сам в угол идет. (ухват)

Воспит.: Да это тот, кто живет в углу, там где черный конь, который скачет в огонь (кочерга)

Молодцы, гости, и ребята тоже, много загадок знаете, а сами то их отгадывать умеете. Живет в моей избе котик – коток, уж очень любит он загадки загадывать, да пословицы слушать. Давайте позовем котика: кыса-кыса.

Выходит котик:

- Мур – мяу. Вот первая загадка:

  1. Набита пухом, лежит под ухом (подушка)
  2. Светленько, чистенько, посмотреть любенько? (зеркало)
  3. Для кудрей и хохолков, целых 25 зубков. И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (гребень)
  4. Мать – толста, дочь – красна, сын – сокол под небеса ушел? (печь)

Воспит.: Загадки отгадали, молодцы, а пословицы расскажите про избу, про печь и еще другие – какие.

Дети:

  1. из гнилого леса – избы не построишь
  2. одному страшно, а ораве всё не почем
  3. не бравшись за топор, избы не срубишь
  4. без печи хата – не хата
  5. одно кривое окно весь фасад портит

Котик: Спасибо, за пословицы, а теперь играть хочу!

Воспит.: Ну что ж – Солнце загорается, игра начинается

                 (игра с бубном)

                Ты катись веселый бубен

                Быстро, быстро по рукам

                У кого веселый бубен

                Тот в кругу попляшет нам.      (3-4 раза)

Воспит.: Ну, что ж, котик, позабавили мы тебя, наверное устал, ступай во двор – погуляй. А ну-ка, кыса-кыса, подожди, что это у тебя на ножках (лапти). Ах, хитренький какой, лапоточки одел, боишься ножки застудить. Ну иди, гуляй.

 

              (ребёнок переодевается и присоединяется к детям)

Воспит.: Ребята, а вы знаете как плели лапти, и что это за обувь такая? Сейчас, я, вам расскажу.

Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говориться – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – несбыточной мечтой.

Лапти появились в глубокой древности. В других странах их не носили. Когда на Всемирной выставке 1889 года в Париже в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят все русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях.

Материал для лаптей было найти не трудно: их плели из липового лыка, реже из коры ракиты, ивы, березы, дуба. На одну пару лаптей требовалось ободрать три-четыре деревца.

Перед началом плетения лаптей лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты. Затем одновременно из пяти-шести лент, образуя строку, на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обычный крючок. Особое умение было нужно для плетения задника – запятника, где соединялись все лыки.

Лапти плели разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плели из широкого лыка, праздничные – из вязового, предварительно отмоченного в горячей воде; они выглядели значительно наряднее и имели розовый  или красноватый цвет. Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом, отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду, - рачки или лапти из веревки – чуни.

В зависимости от времени года, лапти обували на холщевые, шерстяные или суконные подмотки. Таким образом лапти можно было носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных узких ремешках или веревках из конопляного волокна – моченцах, опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия правой и левой ноги.

Плетением лаптей занимались, в основном, старики. Хороший мастер мог за день сплести две пары лаптей.

Носились лапти недолго: в горячую крестьянскую пору – четыре дня, а зимой – десять дней. «В дорогу идти – пять пар плести»,- говорили в народе. Но зато и стоили лапти дешево – не более пяти копеек (а сапоги несколько рублей), отсюда их доступность и распространенность.

Вот какие интересные эти лапти-лапоточки, но плели на Руси не только лапти, а еще и корзинки, коробочки и даже ковры. Давайте и мы с вами попробуем сплести коврики из бумаги. А чтобы мы быстрее справились, потешьте-ка вы нас, ребята, веселой прибауткой да небылицей.

Дети:  

  • Чепуха, чепуха, это просто враки! Сено косят на печи молотками раки!
  • Чепуха, чепуха, это просто враки! «Куры съели петуха», - говорят собаки!
  • На заборе чепуха жарила варенье, куры съели петуха в одно воскресенье!
  • Рано утром вечерком, поздно на рассвете. Баба ехала пешком в ситцевой карете!

Воспит.: Повеселили вы нас, молодцы. А теперь и за работу пора.

Дети выполняют работу с бумагой, вплетают полоски картона в заготовленный «коврик»

Воспит.: Вот какие красивые коврики у нас получились. Давайте оставим их для котика. Ребята, мы с вами повеселились, гостей повеселили, дело хорошее сделали – пора и полакомиться. А ну-ка угощайтесь моими пряничками и гостей угощайте.

Ну, вот и ладненько, а теперь пора нам в группу возвращаться.

До свиданья гости, дорогие.