Главные вкладки

    Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет
    план-конспект занятия

    Данное занятие направлено на формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lapti_lapti_lapotochki.docx433.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Лапти, лапти, лапоточки»

    Занятие для детей 5-6 лет

    Цель занятия:  Формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении.

    Задачи занятия:  

    Обучающие: Познакомить с  предметом народного быта (лапти): их цвете, форме, величине, материале. 

    Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством, обогащать словарь названиями  предметов обуви.

    Формировать потребность в познании рукотворного мира

    Формировать  интерес к предметам русского быта прошлого.

    Развивающие: Развивать положительное отношение к культуре народа.

    Развивать речь, навыки доброжелательного общения

    Воспитывающие: 

    Воспитывать бережное отношение к истории своих предков.

     Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

    Воспитывать интерес к быту и изделиям народного  искусства, русскому фольклору.

    Виды деятельности:  игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, двигательная, музыкальная.

    Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная образовательная презентация,  лапти.

    Предварительная работа:

    Посещение музея.

     Чтение русских народных сказок.

    Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (по выбору воспитателя).

    Разучивание попевок, песен. 

    Планируемые результаты:

    1. Обогащение представлений детей о   народной культуре, представления о старинном виде обуви-лаптях.
    2. Осознание  принадлежности к своему народу.
    3. Умение использовать  в активной речи устный народный фольклор.
    4. Умение играть в народные игры, используя считалки и правила.
    5. Умение бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

    Ход основной образовательной деятельности


    Этапы

    деятельности

    содержание  деятельности

    деятельность

    педагога

    деятельность детей

    Вводная часть

    Организационный

    момент

    Дети сидят полукругом. Звучит русская народная музыка, воспитатель в русской одежде.

    В стародавние времена  жил был трудолюбивый  и добрый человек. Звали его Иваном. В то время люди босыми ходили. А Иван до того добрым был, что решил обувь сплести. А что это за обувь, вам

     надо отгадать.

    Установление контакта

    Устанавливают контакт

    Сюрпризный момент.

    Перед вами сундук волшебный. Произносим слова: «Раз, два, три, волшебство,  сундук  отопри».  

    Воспитатель достает конверт с загадкой. Создание проблемной ситуации

    Дети произносят слова хором.

    Отгадывание загадки        

    Привяжешь — пойдут,

    Отвяжешь — останутся.

    Загадывание загадки

    Воспитатель достает лапти из волшебного  сундучка.

    Предположения детей. Поиск ответа

    (ответ: лапти)

    Основная часть

    Дидактическая игра

    Загадывание загадки

    Музыкальная игра

    В древние времена самой распространенной обувью  на Руси были «лапти».

     Давайте  их рассмотрим.  Этими завязками  (раньше их оборками называли) лапти к ногам привязывают.  

    Какие же лапти

     «Назови ласково»

    Ребята, я вам  загадку загадаю.  Тогда вы узнаете,  из чего плели лапти.

    С моего цветка берет

    Пчелка самый вкусный мед,

    А меня все обижают –

    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

    Плели лапти из липового лыка-коры

    Лыко собирали в лесу в липовых зарослях. Обычно весной или летом.  Липовую кору размачивали, очищали от коричневого слоя и нарезали на ленты.

     Из лыковых лент плели  лапти.

     Еще  плели лапти из коры деревьев – березы, ивы (показывает кору).  Носили лапти и взрослые и дети.

    Ногу обматывают полосками ткани. Летом из легкой ткани, а зимой – из толстой ткани или меха, чтобы ногам тепло было. Внутрь лаптей стелют солому, лапти подольше тогда носятся, да и мягче ногам

    Правильно, лапти носили и зимой и летом.

    Звучит русская народная музыка, чтобы лапоть не скучал, давайте поиграем «Передай, лапоть»  (как музыка останавливается, у кого лапоть,  тот  и пляшет присядку).

    Пока плетут лапти,  играют на музыкальных инструментах, поют песни.

    Есть  песня про лапти. Эта песня шуточная, а припев у нее вот такой (поет):

    Эх, лапти да лапти, да лапти мои!

    Эх, лапти, да лапти, да лапти мои!

    Лапти лыковые!

    Хорошая, удобная эта обувь – лапти. Недаром так мила она была русскому народу.

    Показ слайда №1,

    Показ лаптей.

    Показ слайда №2.

    Лапти - это старинная обувь.

    Из чего же плели 

    лапти? (Слайд№3)

    (Слайд №4).

    (Слайд№5)Лапти как носят, надевают  на босую ногу?

    Ребята, как вы думаете, в какое время года можно было носить лапти?

    Побуждает к игровой деятельности

    Побуждает к прослушиванию песни

    Рассматривание лаптей. Слушают, анализируют, высказывают свое мнение.

    Жесткие, липовые, большие, маленькие.

    «Лапоточки, лапотки, лапти, лапташки, лапотушки».

    Слушают анализируют, активно взаимодействуют, высказывают свое мнение.

    Дети трогают, делают предположения. 

    Ответы детей.

    Ответы детей.

    Дети выполняют правила игры

    Прослушивание песни

    Заключительная часть

    Итог занятия.

    Что нового узнали на занятии? В какие игры играли?  Как называется  обувь, которую  носили в старину?   Чем хороши лапти? А чем лапти плохи? Давайте похвалим друг друга за хорошую работу.

    Подведение итога.

    Обобщение знаний

    Ответы, рассуждения детей


    Литература

    1. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учреждений / В. В. Малова.: Владос, 2013г.
    2. Михайлова,  М.Л. А у наших у ворот развеселый хоровод/ М.Л. Михайлова. – Ярославль, 2001.
    3. Федорова,  Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста/ Г.П.Федорова Г.П . – СПб., 2003.

    Приложение

    Слайд 1

    http://dz-online.ru/files/news_image/4982.jpg



    Слайд 2

    http://www.russika.ru/userimages/2010_01_31_19_39_209039404.jpg


    Слайд 3

    http://kizhi.karelia.ru/media/thumbs/crafts/4b/0f/p1040024.jpg


    Слайд 4

    http://www.magput.ru/pics/large/68332.jpg


    Слайд 5

    http://2.bp.blogspot.com/-kwHkdMGgdgg/UKqAUWFwdDI/AAAAAAAAOgs/2n355psvoAQ/s1600/%25D0%259B%25D0%25B0%25D0%25BF%25D1%2582%25D0%25B8+%25D0%25BD%25D0%25B0+%25D0%25A0%25D1%2583%25D1%2581%25D0%25B8+%25283%2529.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

    Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

    Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

    Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

    Познавательно - творческий проект "Эх, лапти, лапоточки!"

    Вы не спешите, лапти сдать в музей,Пускай хоть пара будет в вашем доме.Будь, словно лапоть, каждый скромен,И незаметен в простоте своей. В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало ...

    "Лапти-лапоточки"

    Комплексное занятие по приобщению к истокам народной культуры для детей подготовительной группы....

    План-конспект основной части сюжетного учебно-тренировочного занятия для детей старшего дошкольного возраста

    План-конспект основной части сюжетного учебно-тренировочного занятия для детей старшего дошкольного возраста....