Познавательно - творческий проект "Эх, лапти, лапоточки!"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Любимова Наталья Владимировна

Вы не спешите, лапти сдать в музей,

Пускай хоть пара будет в вашем доме.

Будь, словно лапоть, каждый скромен,

И незаметен в простоте своей.

 В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало получают информации о русских народных обычаях и традициях, о быте русских людей. Родители мало внимания уделяют русской культуре, не говоря уже о культуре малой Родины. Поэтому была выбрана данная тема, которая позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого познавательного интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapti.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Росинка» г. Омутнинска Кировской области

Материал на районный конкурс по теме

«Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.»

Сценарий занятия «ЭХ, ЛАПТИ, ЛАПОТОЧКИ…»

(старшая группа)

Автор:

Любимова Наталья Владимировна,

Воспитатель

2016 г.


Актуальность. В настоящее время всё чаще замечаешь, что дети очень мало получают информации о русских народных обычаях и традициях, о быте русских людей. Родители мало внимания уделяют русской культуре, не говоря уже о культуре малой Родины. Поэтому была выбрана данная тема, которая позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого познавательного интереса  к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям. Находясь в постоянном соприкосновении с фольклором дети постепенно осваивают народный музыкально-поэтический язык, стереотипы поведения, коммуникативные навыки.

Цель проекта.

Формирование начал национальной культуры детей и взрослых, приобщение детей к традициям и обычаям вятского народа.

Задачи проекта.

  1. Формировать интерес к знакомству с бытом вятского народа и таким видом обуви как лапти.
  2. Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызвать эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения.
  3. Воспитывать у детей и их родителей уважение к культуре малой Родины, гордость за свой народ, уважение к прошлому.

Предполагаемый результат проекта.

  1. Дети проявляют интерес к изучению народной культуры Вятки.
  2. Имеют представления о традициях вятского народа.
  3. Осознают принадлежность к своему народу.
  4. Используют в активной речи устный народный фольклор.
  5. Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила.
  6. Имеют представления о старинном виде обуви-лаптях.
  7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

 Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, родители, представители музея, библиотекари.

Содержательная часть

Формы работы

Задачи

Место проведения

Участники

  1. Подготовительный этап.

Цель: определить и заинтересовать темой, подобрать материал, создать соответствующую развивающую среду.

Беседа «Это было давным –давно…»

Дать знания детям о старинной Вятке.

Групповая комната

Воспитатель логопед

 дети

Рассматривание альбомов «Вятка в прошлом», фотоальбомов «Достопримечательности нашего города»

Воспитывать патриотические чувства к малой Родине

Групповая комната

Воспитатель

Дети родители

Рассматривание «Дымковских игрушек»

Развивать умение рассматривать произведения творчества Вятских мастеров

Групповая комната

Воспитатель родители

дети

Ручной труд

«Дымковские барыни»

Развивать умение изготавливать игрушку из солёного теста, раскрашивать, используя простые элементы дымковской росписи

Кружок «Мастерилки»

Руководитель кружка

дети

Посещение музея

Знакомство с предметами быта Вятского края

Музей

Экскурсовод

воспитатель

логопед

родители

дети

Оформление книжной выставки «Эх, лапти!»

Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через чтение детской литературы

Групповая комната

Библиотекарь воспитатель

  1. Основной этап.

     Цель: способствовать познавательно-исследовательской и творческой самореализации дошкольников, воспитывать уважение к прошлому.

Пальчиковая гимнастика  

«Лиса по лесу ходила»

Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику

Групповая комната

Воспитатель дети

Разучивание частушек, считалок, прибауток, потешек

Обогащение словарного и лексического запаса детей; развитие памяти, эмоционально окрашенной речи

Групповая комната

Воспитатель логопед

 дети

Непосредственно-образовательная деятельность

 «Эх, лапти мои, лапоточки мои!»

(приложение №2)

Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и со старинной обувью-лаптями.

Групповая комната

Воспитатель

дети

Творческая мастерская «Сувенир-лапоточки»

Продолжать знакомить с изготовлением поделок из солёного теста; развивать творческие способности детей

Групповая комната

Воспитатель дети

Отгадывание загадок о предметах быта

Развивать память, внимание, логическое мышление

Групповая комната

Воспитатель

дети

Дидактические игры: «Что было-что стало», «Ласковые слова», «Найди дымковскую роспись», «Четвёртый лишний»

Развивать умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, активизировать словарь по теме

Групповая комната

Воспитатель логопед

 дети

Оформление выставки «Путешествие в прошлое»

Привлечь родителей к участию оформления выставки. Воспитывать желание проявить творчество, активность.

Раздевалка

Воспитатель родители

 дети

Консультация для родителей «Не забывайте-народные игры!»

Повысить педагогическую компетенцию родителей

Родительский уголок

Воспитатель

  1. Заключительный этап. (подведение итогов)

Цель: анализ результативности выполнения поставленных задач.

презентация проекта родителям, вручение сувениров родителям

Положительное отношение родителей к продуктам деятельности детей

Групповая комната

Воспитатели

 дети

 родители

Перспектива: представление материалов проекта на методических конкурсах.

Приложение №2

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

На тему «Эх, лапти мои, лапоточки мои!»

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с бытом русского народа и со старинной обувью-лаптями.
  2. Развивать память и внимание при заучивании частушек, потешек.
  3. Воспитывать интерес к вятской народной культуре.

Оборудование: корзинка, лапти большие и маленькие, береста, 2 кепки со цветочками, костюм Миланьи, русская народная музыка, солёное тесто, стеки, досочки.

Ход:

(входит Миланья, одетая в русский народный костюм).

В.: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, детишки! Здоровьюшка вам доброго да тёплого! Давайте позовём к нам солнышко!

Д.: Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко, нарядись!

Красное, покажись!

В.: Вот и солнышко встало, лучиками засияло! Милости прошу, детки, присаживайтесь на стульчики. Вот все и разместились! Вы все ко мне пришли нарядные, а что же у вас на ногах?

Д.: Сандалии, туфли.

В.: А как назвать одним словом!

Д.: Обувь.

В.: А в старые времена не было не туфель не сандалий, носили другую обувь.

У любого не спроси, что носили в старину,

Из коры плели калошки, обували их на ножки. (лапти). Что это?

Правильно, это лапти, плетёная обувь. Лапти, лёгкие, через дырочки плетёные проходит воздух. Можно было сплести их разного размера, чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Д.: лапоточки, лапотки, лапти, лапташки, лапотушки.

Звучит русская народная музыка, чтобы лапоть не скучал, давайте поиграем «Передай, лапоть». (на ком музыка останавливается, тот пляшет присядку).

В.: Милые детишки, отгадайте-ка загадку из чего же плели лапти. Из какого дерева?

С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд, а меня все обижают шкурку тонкую сдирают. (липа) Как вы думаете, что за шкурку тонкую сдирают.

Д.: Это кора.

В.: Поэтому липка и грустит, ведь с её ствола сдирали кору или как говорили «драли лыко». А ещё лапти плели из бересты. Что такое береста? (показ бересты).

Лапти быстро снашивались, летом за 3 дня, а зимой за 10 дней. Почему?

Д.: Потому что зимой дел было меньше, чем летом.

В.: Лапти плели из доступного материала, поэтому, кто не ленился, тот ходил в новых лаптях. Пока лапти плели, люди пели песни, придумывали частушки.

Ребёнок 1: Эх, лапти, мои, лапоточки мои,

Огороды вы пахали, танцевать сюда позвали.

Ребёнок 2: Гуляй, Андрей, не жалей лаптей

До субботы доживём, новы лапти наживём.

Малоподвижная игра: «Заинька» (ребёнок одевает лапти, бегает по центру, показывает по тексту движения)

Заинька, пойдём в лес,

Серенький, пойдём в лес.

Вот так, вот так пойдём в лес!

Заинька, надевай,

Серенький, надевай,

Вот так, вот так надевай!

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, топни ножкой!

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, вот так попляши!

В.: изготовление лаптей из солёного теста.

В.: О чём мы с вами узнали? Что вам понравилось? О чём вы расскажите родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лапти-лапоточки"

Комплексное занятие по приобщению к истокам народной культуры для детей подготовительной группы....

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Конспект основной образовательной деятельности «Лапти, лапти, лапоточки» Занятие для детей 5-6 лет

Данное занятие направлено на формирование  представления о предмете народного быта «Лаптях» и их назначении. Способствует формированию интереса к предметам русского быта....

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...