Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пашкова Елена Витальевна

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта:

Формировать систему знаний о природе, включая знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. Развивать познавательное отношение к природе, умение задавать вопросы, экспериментировать. Расширять представления об осеннем сезоне. Знакомить с различными осенними явлениями природы (листопад, туман, дождь, иней) Побуждать детей к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Формировать элементарные представления о растениях и животных в осенний период, о их взаимосвязи в окружающей среде, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение.

Уточнять знания детей о том, как человек пользуется дарами природы. Как заботится о дикой природе (сажает леса, подкармливает животных, бережет лес, создает заповедники)

Использовать художественные средства выразительности для усиления впечатлений от восприятия красоты природы осенью. Учить отражать осенние явления в деятельности – ведение календаря природы, зарисовки, составление рассказов, придумывание загадок об осенних явлениях, о поведении животных и реакции растений на осенние изменения.  Развивать эстетические чувства, эстетическое восприятие красоты природы. Формировать трудовые навыки, умение проявлять заботу о растениях и животных. Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 25» пгт.Сибирцево

Проект   «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»

Авторы проекта: Дубчак Т.Н.-воспитатель

Пашкова Е.В.- воспитатель

   

Информационная карта проекта.

Вид проекта  - групповой, среднесрочный, исследовательско-творческий.

- Возраст детей: 5-6 лет.

- Продолжительность проекта – 1 месяц.

- Кадры: воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель.

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.

Задачи проекта:

Формировать систему знаний о природе, включая знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. Развивать познавательное отношение к природе, умение задавать вопросы, экспериментировать. Расширять представления об осеннем сезоне. Знакомить с различными осенними явлениями природы (листопад, туман, дождь, иней) Побуждать детей к сравнению, сопоставлению различных признаков, к высказыванию собственных догадок, предположений о причинах тех или иных явлений, о связях и зависимостях между ними. Формировать элементарные представления о растениях и животных в осенний период, о их взаимосвязи в окружающей среде, о ценности природы и ответственности человека за её сохранение.

Уточнять знания детей о том, как человек пользуется дарами природы. Как заботится о дикой природе (сажает леса, подкармливает животных, бережет лес, создает заповедники)

Использовать художественные средства выразительности для усиления впечатлений от восприятия красоты природы осенью. Учить отражать осенние явления в деятельности – ведение календаря природы, зарисовки, составление рассказов, придумывание загадок об осенних явлениях, о поведении животных и реакции растений на осенние изменения.  Развивать эстетические чувства, эстетическое восприятие красоты природы. Формировать трудовые навыки, умение проявлять заботу о растениях и животных. Совершенствовать экологическую культуру дошкольников.

- Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 25 пгт.Сибирцево Черниговского района.

- Сроки проведения: октябрь 2013г.

- Количество участников: 24 человека (21 ребёнок подготовительной к школе  группы, 2 воспитателя, 1 музыкальный руководитель.)

- Форма реализации проекта: в рамках организации всех видов деятельности в течение дня

- Ожидаемый результаты (продукт проекта):

-осуществление  в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме:

-развитие исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем:

- развитие логического мышления  через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы:

-конкурс на выразительное чтение  стихов об осени:

-создание мини-проекта: «Жизнь одного дерева»:

-выставка работ « Осень глазами ребёнка»:

-фотоколлаж «Прогулки осенью»:

-фоторепортаж  «НОД»:

-праздник Осени.

 Краткое описание работы по проекту:

Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что, в свою очередь, способствует  развитию любознательности. Одно из определений  любознательности в «Словаре по общественным наукам» звучит, как  «активный интерес  к окружающему миру, к явлениям, к людям».

В любом городе, посёлке  есть интересные наблюдения и природные объекты: деревья, травы, насекомые, животные, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности. Это один из перспективных и эффективных методов обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основываясь  на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает  познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний,  формирует навыки  сотрудничества, практические умения (в данном случае, в области экологического воспитания). Данный  проект – это, прежде всего, решение определённых  экологических задач в процессе исследования. Он состоит из трёх основных этапов:

1-й-  подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования:

2-й- собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы:

3-й- заключительный: обобщение результатов работы.

В своей работе с детьми подготовительного возраста  мы использовали метод  проектной деятельности с целью развития  у них интереса к изучению природы, Старший дошкольный  возраст характеризуется  более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам  анализа, самооценке, а также  стремлением к совместной деятельности.

К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому свою работу мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования.

С детьми  были организованы наблюдения за неживой природой: деятельностью солнца (количества тепла и света), характером осадков, ветром, длительностью дня: в результате у детей складывались представления о погоде, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены:  прошёл дождь – появились лужи: холодно- лужи долго не высыхают: солнце нет –пасмурно: дует ветер по небу быстро  двигаются облака.

На прогулке обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений,  прикреплённость  их к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Вместе с детьми укрывали на клумбе корни многолетних цветов. Детям интересно было заниматься трудом в природе.

Собирая семена, однолетних цветов дети самостоятельно отвечали на вопрос  «Откуда взялся цветок?»

Углубляя знания о причинах вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали  детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле и пище. Осенью становиться холоднее, пища (насекомые, растения) исчезают и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Гуляя на прогулке дети  заметили, что птичьих голосов стало слышно меньше и меньше. Почему?  Детям интересно было узнать, что некоторые птицы улетают в тёплые края, что эти птицы насекомоядные,  что зимой насекомые прячутся, спят, поэтому у птиц мало корма.

Организовывали разнообразные дидактические игры и упражнения с  природным материалами:  «Раз, два, три к дереву беги», «С какого дерева лист», «Детки с ветки», «Найди такой же», «Мы осенние листочки».

Наблюдая  с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце греет и светит меньше, листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску  и вянут - это явление  называется листопадом.

В ходе проекта дети посетили «овощной»  магазин (фото-экскурсия), где увидели большое разнообразие даров природы осенью. Результатом  экскурсии стало возникновение у  детей сюжетно-ролевой игры «Овощной магазин». Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени: овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли.

В ходе работы по проекту «Осень» дети вели наблюдения, экспериментировали, участвовали в конкурсах, принимали  участие в празднике «Осень в гости к нам пришла», рисовали, лепили, играли, слушали музыку, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились  с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы.

В процессе деятельности дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам мы - взрослые относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребёнка, задавали  встречные вопросы: «А как ты думаешь?», что побуждало ребёнка к самостоятельным размышлениям.

Работая над проектом, мы ставили задачу не просто обогатить  ребёнка  новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям,  наблюдениям, способствовать развитию самостоятельной мыслительной деятельности.

Реализация проекта

Модель трёх вопросов

Что знаем?

Что хотим узнать?

Как это узнать?

-листья желтеют и опадают.

-птицы улетают в тёплые края

-холодно, идёт дождь, дует ветер

-люди  одевают тёплую одежду

- в огородах собирают урожай

-в лесу ягоды, грибы

-животные делают запасы на зиму

-почему опадают листья?

-почему улетают птицы?

-что изменилось в жизни животных?

-все ли грибы и ягоды можно кушать?

-откуда и почему дует ветер?

- почему лужи долго не сохнут?

- как деревья  и трава разносят свои семена, если не могут ходить?

-спросить у родителей, - узнать у воспитателей

-посмотреть фильм или презентацию

-прочитать книгу. энциклопедию

-понаблюдать

-провести опыт

-узнать из интернета

                     

Мероприятия по реализации проекта

- Беседа на тему « Осень разноцветная». Рассматривание картины  И.Левитана  « Золотая осень» (развивать эстетическое  восприятие, обратить внимание детей, какими выразительными средствами пользовались художники, передовая красоту родной природы.)

 - Чтение художественной литературы, стихов, загадок, примет осени.

 - Заучивание стихов русских и российских поэтов.

 - Рассматривание альбомов и иллюстраций с последующим обсуждением.

 - Ситуативные разговоры и беседы.

 - Дидактические игры.

 - Подвижные игры.

 - Рисование и раскрашивание раскрасок.

 Отгадывание загадок.

Слушание музыкальных произведений.

Пение песен об осени, уборке урожая.

Знакомство с пословицами, поговорками, приметами осени.

Аппликация, лепка на  осеннюю тематику.

НОД: «Дары осени», «Осень золотая».

Выставка  детских рисунков « Осень глазами детей».

Оформление  уголка « Время года осень»

Просмотр презентаций: «Осень» , «Осень глазами художника».

Наблюдение на прогулке « Жизнь одного дерева».

Выставка поделок детей из овощей и фруктов.

Фотоколлаж «Прогулки осенью».

Проведение праздника «Осень к нам пришла».

Участие родителей:

Поиск информации по теме «Осень».

Изготовление книжек-малышек «Пословицы, поговорки, народные приметы, загадки об осени»

Реализация мини-проектов


Пример планирования образовательной деятельности в подготовительной группе на 2 недели

неделя

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное и речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родителями

«Листопад»

рассматривание:

иллюстраций и открыток  посвящённых  осени

беседы:

« Лес в жизни человека»

« Что такое листопад»

Загадки:

об осени, явлениях природы

Дидактические игры:

« Найди  дерево по описанию»

« Найди  ли

« С какого дерева детки»

« Разрезные картинки»

« Отгадай и раскрась»

Наст/ игра « Ботаническое лото»

Сюжетно-ролевые игры:

« Путешествие в лес»

« На природе в сей семьёй»

« На даче»

Игра-соревнование:

« Кто быстрее добежит до дерева»

Экспериментирование:

« Летающие семена»- познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Рассматривание  картин:

А.А. Грицай  « Листопад»

Ознакомление с окружающим:

« Как растения  готовятся к зиме»

« Листопад!»

Цель: формировать представление о состоянии растений осенью, закрепить знание о частях дерева.

Дать знание о плодах и семенах деревьев. Развивать память, логич. мышление.

Развитие речи: «Экскурсия в парк»

Цель: учить составлять рассказы, используя алгоритмические таблицы, развивать речь.

Грамота: « Осенние подарки!»

Цель: упражнять в звуко-буквенном анализе слов, учить составлять предложения по схеме, отгадывать загадки.

Математика: «Отгадай загадку», «Весёлый муравейник»

Цель: учить арифметические  и логические задачи, ориентировка на  листе бумаги в клетку.

Конструирование:

« Дерево»- природный материал, пластилина.

Чтение:  

М.Садовский « Осень»

Л.Толстой «Дуб и орешник»,И.Бунин «Листопад»,А.Майков «Осенние листья»

Загадки, пословицы,

поговорки.

Прослушивание:

«Звуки природы»

Рисование:

«Листопад», « Кленовые листья»-рисование по мокрому.

Аппликация:

« Осенняя фантазия»

( цветы ,листья, грибы, овощи, фрукты.)

-учить использовать

засушенные листья.

Подвижные игры:

«Догони свою пару», «Ручеёк»,

«Перелёт птиц»,

«Хитрый лис»,

«Солнышко и дождь».

Физ.минутка:

«Листопад»,

«Под грибком»

Пальчиковая гимнастика:

«Апельсин»,

«Компот»,

«Мы капусту рубим »

 

Развлечение:

«Час загадки»

Дети готовят дома

загадки  и рисуют

отгадки из которых потом оформляют альбом « Осень»

Консультация «Учим детей видеть прекрасное»

«Дикие животные»

Фотовыставка:

«Животные Приморского края»

Выставка  книг о животных

Разучивание загадок  и пословиц:

О животных, явлениях природы.

Дидактические игры:

« Отгадай загадку- нарисуй отгадку!»

«Дети потерялись»

«Угадай по голосу»-грамзаписи «голоса птиц», «Голоса животных»

«Опиши словами осень»

«Ошибки художника»- перелётные птицы.

Сюжетно-ролевые игры;

« В лесу», «В зоопарке у зверей»,

«В гостях у бабушки в деревне».

Ситуативная беседа:

«Почему медведь зимой спит, а заяц –нет?»

Ознакомление с окружающим:

-«Грибное лукошко»

-« Как животные к зиме готовились»

Цель: Формировать понятие причинно-следственных связях в природе. Закрепить понятие « Съедобные и несъедобные грибы».

Поведение в лесу (ОБЖ)

Развитие речи:

-«Природа и мы»

Цель: Учить составлять описательные рассказы по схеме. Учить правильному поведению в природе, познакомить с лекарственными растениями.

Математика:

-«Как Незнайка в беду попал»

«Как помочь  Буратино»

Цель: Учить  составлять и решать примеры на «-« и «+».Закрепить знания последовательности дней недели. Упражнять в ориентировке по плану. Развивать логическое мышление, учить отгадывать загадки.

Экспериментирование:

«Вода имеет свойства испаряться»-

(почему летом лужи после дождя  быстро высыхали, а осенью нет?

-зависимость испарения от температуры.

-

Презентации:

«Осень в природе»,

«Осень глазами художника», «Дикие животные»

Чтение:

А.Майков «Осенние листья», В.Шульжик «По грибы старик собирался»

Г.Скребицкий «Белка готовиться к зиме».

Инсценировка:

«Под грибом» (В.Сутеев)

Рисование:

«Берёзовая роща», «Сказка о грибах»

Цель: учить рисовать деревья, закреплять умение смешивать краски.

Лепка:

«Животные»- с использованием пластилина  и природного материала.

Конструирование:

«Рыжая лисичка»-оригами, «Домик для трёх поросят»- с использованием пластилина, природного материала.

Подвижные игры:

«Замри»

«Прятки»

«Гуси-лебеди»

«Кто быстрее добежит до лужи»

Физ. минутки:

«Вокруг себя повернись в ….

превратись»

«Ветер дует нам в лицо»

«Грибы»

Развлечение:

«Осенний бал»

Изготовление « книжек-малышек»


План – Конспект  НОД по познавательно – речевому развитию

Виртуальная экскурсия «Откуда хлеб пришёл» в подготовительной группе.

Цель: сформировать у детей представление о ценности хлеба.

Задачи:

  • познакомить детей с процессом выращивания хлеба;
  • дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их сложность их взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
  • совершенствовать грамматический строй речи.
  • закреплять знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России;
  • воспитывать чувство уважения к людям труда и к хлебу;
  • совершенствовать трудовые навыки детей

Оборудование:

  • серия картинок «От куда хлеб пришёл» - виртуальная экскурсия;
  • стихи, пословицы;
  • набор кухонной посуды, духовой шкаф, скалки, противень;
  • фартуки, колпаки, косынки, полотенце.

Методы и приёмы:

  • рассказ воспитателя;
  • виртуальная экскурсия с использованием серии картинок;
  • чтение стихов, пословиц, загадок;
  • вопросы к детям;
  • ответы и рассуждения детей;
  • практическая деятельность детей.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие;
  • речевое развитие
  • Социально-коммуникативное развитие.

        Виды

деятельности

               Деятельность педагога

 Деятельность детей

  • Игровой сюрпризный момент.

  • Отгадывание загадок

  • Виртуальная экскурсия «Откуда хлеб пришёл» (с использованием серии слайдов)

  • Физкульт.

минутка «В землю зёрнышко попало»

                

  • Словесная игра «Кто выращивает хлеб?»

  • Трудовая деятельность «Мы пекари».

  • Чаепитие

- Внимание! Внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие и узнать «Откуда хлеб пришёл»! Прошу всех занять свои места. Отправляемся в путь.

- Объявляет первую остановку;

Загадывает загадку:

  Бываю я чёрным,

  Бываю я белым,

  Румяным бываю и чуть подгорелым – иногда;

Да  ведь это не беда!

-  объявляет вторую остановку: предлагает детям совершить виртуальную экскурсию  «Откуда хлеб пришёл»

(пашут землю, убирают комбайном выращенное зерно, урожай везут на ток, мелют муку, пекут хлебобулочные изделия, изготавливают макаронные изделия).

- объявляет третью остановку – физкультминутка:

  • В землю зёрнышко попало
  • Прорастать на солнце стало;
  • Дождик землю поливал, и росточек подрастал;
  • К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся;
  • Но вот зёрнышки созрели и комбайны подоспели.

- задаёт вопросы:

  • Кто пашет землю?
  • Кто выращивает хлеб?
  • Кто убирает хлеб на комбайне?
  • Кто перевозит зерно на грузовике?
  • Кто мелет муку?
  • Кто печёт хлеб?

- объявляется конечная остановка;

- загадывает загадку:

  Вот на мельнице пшеница

  Здесь такое с ней творится!

  В оборот её берут!

  В порошок её сотрут!

  Стали зёрнышки мукою.

  Что же дальше делать с нею?

- воспитатель предлагает детям побыть пекарями и изготовить хлебобулочное изделие

- замешивание тесто сопровождая пояснениями;

- помогает детям разделить  тесто

- ставит противень в духовой шкаф.

- руководит детьми;

- снимает выпечку с противня, поддерживает общение с детьми.

- занимают места в импровизированном автобусе;

- ответы детей (хлеб)

- возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию;

- рассматривают слайды; слушают рассказ педагога; дополняют и отвечают на вопросы

- возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию;

- дети свободно располагаются около воспитателя и выполняют движения проговаривая текст;

- приседают;

- руки над головой;

- медленно встают;

- потягиваются;

- имитируют работу жерновов комбайна;

- возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию;

- дети стоят в кругу и передают мяч по кругу отвечая на вопросы;

- тракторист;

- хлебороб

- комбайнёр

- шофёр (водитель автомобиля );

- мельник;

- пекарь.

- возвращаются в автобус и под музыкальное сопровождение продолжают экскурсию;

- ответы детей (печь хлеб; изготавливать хлебобулочные изделия; изготавливать макаронные изделия и т.д.)

- моют руки, надевают фартуки и колпаки;

- совместно с педагогом замешивают тесто обсуждая рецепт и этапы деятельности

- изготавливают хлебобулочное изделие, раскладывают их на противень;

- наблюдают за выпечкой.

- накрывают стол;

- пробуют выпечку, пьют чай, обмениваются впечатлениями.

План – конспект НОД

«Осень - пора золотая» с использованием ИКТ.

В подготовительной группе.

Цель: обобщение и закрепление знаний об осени, осенних явлениях природы.

Задачи:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить составлять короткий рассказ по картинкам;
  • развивать память и мышление.

Оборудование:

  • видео проектор, экран, ноутбук;
  • видео презентация по теме «Осень»;
  • видео презентация «Звуки осеннего леса»
  • мяч;

Методы и приёмы:

  • наглядные: просмотр видео презентаций;
  • словесные: рассказ педагога, чтение стихов, пословиц, загадок; вопросы и ответы;
  • игровые: игры и упражнения;
  • практическая деятельность.

Интеграция образовательных областей:

  • познавательно – речевое развитие;
  • коммуникативно – личностное развитие;
  • художественно – эстетическое развитие.

Виды деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

  • Организационный момент

  • Просмотр видео презентации «Звуки осеннего леса».

  • Видео презентация по теме «Осень».

  • Игра «Да или нет»

                      (с мячом) 

  • Продуктивная деятельность: рисование «Осень глазами ребёнка».

  • Выставка рисунков детей

- У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся в путешествие?

  Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

  Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

  Но не касаюсь сосен и ёлочек – я …

- Приглашает просмотреть видео презентацию «Звуки осеннего леса»

- Предлагает прослушать стихотворение о сентябре

- Беседа с детьми «Об осенних изменениях в природе».

- Предлагает детям просмотреть видео презентацию, сопровождает рассказом;

Объясняет правила игры: передавая мяч отвечать на вопрос «Да или нет»

  Мяч осенний и волшебный,

  Будет в руки к вам скакать

  И вопросы задавать:

  • Осенью цветы цветут?
  • Осенью грибы растут?
  • Тучки солнце закрывают?
  • Колючий ветер прилетает
  • Туманы осенью плывут?
  • Ну а птицы гнёзда вьют?
  • А букашки прилетают?
  • Звери норки закрывают?
  • Урожай все собирают?
  • Птичьи стаи улетают?
  • Часто - часто льют дожди?
  • Солнце светит очень жарко?
  • Можно детям загорать?
  • Куртки, шапки надевать?
  • И т.д. …

- Предлагает детям стать художникам и нарисовать осень;

- Предлагает детям организовать выставку своих работ.

- Располагаются по кругу, слушают педагога;

- Ответы детей (осень)

- Просматривают видео презентацию, обсуждение увиденного

- Подготовленный ребенок рассказывает стихотворение

В сентябре ещё не грустно:

Тёплый полдень, всё в цветах.

Помидоры и капуста поспевают на полях.

По утрам, конечно, зябко,

Но пока морозов нет.

И ещё зелёной шапкой

Лес усталый приодет.

Птичий гомон не смолкает,

Но прохладная пора

О себе напоминает

Нудным дождиком с утра.

- Отвечают на вопросы, рассказывают о своих впечатлениях.

- Просматривают видео презентацию, принимают участие в обсуждении

- Стоят в кругу, передают мяч и отвечают на вопросы;

  • Да
  • Да
  • Да
  • Да
  • Да
  • Нет
  • Нет
  • Да
  • Да
  • Да

  • Да

  • Нет
  • Нет
  • Да

- Рисуют под музыкальное сопровождение;

- Оформляют выставку, делятся впечатлениями.