Доклад на тему: «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами»
методическая разработка по теме

Замалеева Гульнара Мансуровна

Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности. Играя с ребенком и поддерживая его игровую деятельность, мы фактически даем ему возможность насыщенной и счастливой жизни, где он не будет плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам, а будет активным участником и со-творцом своей жизни, уверенным, дисциплинированным и успешным!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами»

Современному обществу необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов. Познавательная активность является социально-значимым качеством личности и формируется непосредственно в учебной деятельности. Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательный интерес и активность. Таким образом, перед педагогом встает одна из нелегких задач организовать правильную педагогическую деятельность дошкольника и систематическую целенаправленную воспитательную деятельность, способствующую становлению познавательной активности как устойчивой черте личности ребенка и оказывающую значительное влияние на его развитие.

Понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека. Приоритетом образования в современном обществе становится формирование творческой и инициативной личности, развитие ее как активного и самостоятельного субъекта.

Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у старших дошкольников.

Среди средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает игровая деятельность. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности.

Исходя из познавательных задач, прописанных в федеральной государственном образовательной стандарте,  в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника, а  чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

 Что же касается ребенка - выпускника детского сада, опираясь на федеральный государственный образовательный стандарт, он должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность, т. е. главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе. Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе неловко, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка, сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера. Игра в дошкольном возрасте закладывает отличную основу для успешной учебы в школе, прокладывает хорошую тропинку к успешной взрослой жизни.

Основываясь на возрастную периодизацию дошкольных игр Л. С. Выготского, можно выделить следующие виды игровой деятельности:

-режиссерская игра манипуляция с предметами (3-4 г),

- образная игра ( 4-5 л),

- сюжетно-ролевая ( 5-6 л.),

- игры по правилам ( 6-7л),

- режиссерская игра высоко уровня ( 7л).

До 5 лет дети в своих играх активно готовятся к сюжетно-ролевой игре. Психологические исследования показывают, что первые игры детей — это режиссерская предметная игра-манипуляция (в 3–4 года) и образная игра (в 4–5 лет). Детям нужно много-много раз поиграть игрушкой-лисенком, мишкой, зайцем, львом, машинкой, кубиками, куклой, разыграть с ними разные сюжеты и научиться выстраивать игровое пространство.  А потом и самим превратиться в лисенка, кошечку, собачку, тигра, фею, принцессу, пирата, капитана, спасателя, т.д. Режиссерская и образная игры помогают ребенку овладеть способностью к идентификации и сюжетотворчеству.

Только после этого ребенок сможет полноценно играть в самую главную игру дошкольного возраста — сюжетно-ролевую. В этой игре ребенок как бы набрасывает эскиз своей будущей взрослой жизни. Именно сюжетно-ролевую игру часто называют «королевой всех игр» или «Ее Величество игра».

Важно, что без первых двух игровых этапов сюжетно-ролевая игра ребенка будет бедной и неполноценной, и необходимые качества и психические функции в этой игре не смогут развиваться в полной мере. Ребенку будет трудно брать на себя и удерживать роль, развивать сюжет, творчески перестраиваться в игре, вносить проблемы и коллизии в игру.

Психологи отмечают: в игре ребенок всегда выше своего возраста, выше своего обычного поведения. В игре ребенок способен прыгнуть выше и пробежать дальше, выдержать трудную паузу дольше, чем в реальной действительности. Например, подвижный мальчик, не способный угомониться, может долго стоять навытяжку, если ему сказать: «Давай ты будешь нас охранять». Или девочка-хохотушка будет сдерживать свои эмоции во имя исполнения правил, играя в царевну Несмеяну, хотя все вокруг ее пытаются рассмешить.

После сюжетно-ролевой игры, с 6 лет, дети начинают с удовольствием играть в игры по правилам. В этих играх уже нет увлекательного сюжета и ролей, но есть правила, которые важно соблюдать, чтобы игра состоялась. Важно быть готовым принять, что в такой игре есть победитель и проигравший, борьба и конкуренция. В этой игре дети учатся сотрудничеству и конструктивному взаимодействию: аргументированно представлять свою позицию и принимать позицию партнера, корректно ему оппонировать, учитывать позицию партнера в своей деятельности, согласовывать позиции. Игры по правилам -  прекрасная школа управления собой.

Бывает так, что дети уже большего возраста отказываются от совместных игр по правилам, так как им трудно проигрывать и трудно себя подчинить условиям игры. С подходом «Я проиграл - значит, я плохой» в игры по правилам  особо не поиграешь. Это говорит о неготовности ребенка к таким играм. Такой ребенок обычно и в сюжетно-ролевую игру включается с трудом, у него есть сложности с удержанием своей роли в игре, с развитием сюжета, что не дает ему полноценно играть вместе со сверстниками.

В 7 лет начинается режиссерская игра высокого уровня. Это  индивидуальная игра, в ней  ребенку уже не  нужны партнеры , игрушки, игровые атрибуты и игровое пространство. Игра у ребенка происходит главным образом в его внутреннем мире. И тогда мы замечаем, что ребенок может сидеть  неподвижно и как будто ничего не делать, но в его воображении разворачиваются сложные сюжеты  со множеством героев,   или ребенок  начинает сам себе рассказывать сказки и придумывать истории. Часто для этой игры ребенку нужно уединение, и  ему может не очень нравиться, что кто-нибудь за ним  наблюдает в такие минуты.  

Разные типы игры по мере взросления ребенка не исчезают окончательно, а остаются в его игровом арсенале. После 7 лет ребенок  может легко включиться в любой тип игры: режиссерскую игру, образную, сюжетно-ролевую и в игру по правилам.  И в 6 лет,  и в 10 лет ребенок с удовольствием поиграет в режиссерскую игру с   игрушками,  превратится во льва или принцессу. Но все же ведущий тип игры остается в каждом возрасте свой.  

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Нет нужды доказывать, что ребенок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребенка; позволяют ему почувствовать себя личностью, мнение и жизненная позиция которой интересны окружающим; дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нем наблюдательность ко всему происходящему.

Дети, научившись с помощью игры задумываться над своими ежедневными нуждами и анализировать их, став взрослыми, смогут решать самые серьёзные и глубокие вопросы жизни.

В жизни редко встретишь неиграющего ребенка — все дети играют. Но важно, чтобы дети играли полноценно: только настоящая игра отлично развивает ребенка, готовит его к учебе и к будущей взрослой жизни.

Игра — это глубинная основа любой деятельности взрослого человека. Если внимательно приглядеться, то можно заметить: без способности играть, человеку трудно принимать решения, придумывать новые ходы, быть автором собственной жизни. Креативность проявляется и в творчестве, и в бизнесе, и в научной деятельности. Человек, не умеющий играть, чаще способен только на роль подчиненного, на выполнение рутинной работы. Такой человек лишен гибкости и в новых сложных обстоятельствах может теряться.

Способность играть закладывается именно до 7 лет. Поэтому именно в этот период необходимо развить познавательный интерес и активность у детей, чтобы воспитать полноценную и всесторонне развитую личность. Учитывая это, играя с ребенком и поддерживая его игровую деятельность, мы фактически даем ребенку возможность насыщенной и счастливой жизни, где он не будет плыть по течению, подчиняясь обстоятельствам, а будет активным участником и со-творцом своей жизни, уверенным, дисциплинированным и успешным!

Примеры игр с правилами, развивающие познавательную активность у детей подготовительной группы:

Закончи слово.

Цель игры: развивать умение детей делить слова на слоги; развивать внимание, память; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Ход игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Педагог с мячом в центре обращается к детям: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош-ка, со-бака, т.д)

Правила игры: придумывать свои собственные слова запрещается, говорить только существующие; педагог говорит слова только на определенную тему.

Совы и вороны.

Цели игры: проверить и закрепить представления об окружающем мире;умение действовать в коллективе и в сотрудничестве друг с другом; воспитывать интерес к физкультуре и спорту через познание окружающего мира; развивать ловкость, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Дети должны разделиться на две команды «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга. Воспитатель дает задание: «Совы» любят правду, а «Вороны» - ложь, поэтому, если я говорю правду, Совы должны ловить «Ворон» и наоборот. Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания, например, в тундре растут карликовые березы и карликовые ивы; когда в тундре лето дни становятся короткими, а ночи длинными; зимой в тундре совсем не бывает полярной ночи; в тундре больше всего лишайников и мхов, т.д. Дети должны осознать правильность и неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

Правила игры: игра продолжается по желанию детей; слушать внимательно; членов своей команды ловить запрещается.

Первоклассник.

Цели игры: закреплять знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе; развивать собранность, аккуратность.

 Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что дети подготовительной группы скоро пойдут в школу, и что они будут сами собирать в портфели все необходимое для учебы, они начинают игру. Выходят к столу двое играющих; по команде водящего они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников. Остальные выступают в роли болельщиков и объективно оценивают победителей. В игре закрепляется  название и назначение всех предметов.

Правила игры: собирать предметы по сигналу;  кто быстрее соберет в портфель все необходимое для школы, тот и выиграл; важно все складывать не только быстро, но и аккуратно.

Тылсымлы чәчәк (Волшебный цветок).

Цели игры: совершенствовать знания детей о животных, о глаголах-действиях на татарском языке; продолжить развивать диалогическую речь; закреплять умения отвечать на вопросы: “Бу кем?”, “Нишли?” (Кто это? Что делает?); развивать внимание, мышление, память.

Ход игры. Водящий (это может быть сам педагог или ребенок) держит в руках цветок-ветровик, на лепестках которого изображены животные, выполняющие какое-либо действие, в центре цветка находится стрелочка. Водящий крутит цветок-ветровик, и на какую картинку укажет стрелочка, по той картинке и нужно будет ответить на вопросы: “Бу кем?”, “Нишли?” (Кто это? Что делает?)

Правила игры: игра продолжается по желанию детей; подсказывать запрещается.

Варианты игры: «Командир».

Уз тосен тап  (Найди подходящий цвет).

Цели игры: совершенствовать знания детей об одежде, посуде на татарском языке; формировать умение различать по цвету; закреплять навыки сопоставления предметов; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

Ход игры. В центр стола воспитатель помещает круг с изображенными на нем цветами: красный, желтый, зеленый, синий. Детям раздаются трафареты одежды и посуды на прищепках. Дети соотносят трафареты с нужным цветом на круге. В ходе игры воспитатель задает вопросы детям, например,  “Бу нәрсә?” (Что это?)  Ребенок отвечает: “Бу кулмәк” (Это платье). Воспитатель спрашивает “Кулмәк нинди?” (Платье какое?) Ребенок отвечает: “Кулмәк яшел” (Платье зеленое) и прикрепляет свою прищепку к нужному цвету на круге.

Правила игры: игра заканчивается, когда все трафареты на прищепках  прикреплены к правильному цвету на круге; играть аккуратно, не торопясь.

 Варианты игры: «Исправь ошибки».

Курчакны ашат (Накорми куклу).

Цели игры: совершенствовать знания детей об овощах, фруктах, продуктах питания на татарском языке; развивать интерес к познанию окружающего мира; пробуждать заботу о кукле; развивать мелкую моторику рук, внимание, память; развивать умение вести диалогическую речь.

Ход игры. Дети садятся за стол. Педагог задает вопрос “Бу кәм?” (Это кто?) Дети отчечают: “Бу курчак” (Это кукла) Педагог спрашивает: “Курчак нинди?” (Кукла какая?) Дети отвечают:“Курчак ач, матур, чиста,..” (Кукла голодная, красивая, чистая) Педагог спрашивает: “Бу нәрсе?” (Это что?) Дети отвечают: “Бу кыяр” (Это огурец) Педагог: “Кыяр нинди?” (Огурец какой?) Дети: “Кыяр яшел, зур, темлә” (Огурец зеленый, большой, вкусный) Педагог предлагает: “Әйдегез, балалар, курчакны ашатырбыз” (Давай, дети, накормим куклу) Дети отвечают: “Мә, курчак, яшел, зур, темлә кыяр аша”(На, кукла, зеленый, большой, вкусный огурец кушай). Педагог начинает кормить куклу.

Правила игры: играть аккуратно, не торопясь; игра продолжает по желанию детей. Варианты игры: ребенок может выступать в роли ведущего.

Говорящие предметы.

Цели игры: учить описывать характерные признаки предметов; развивать логическое мышление; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что людей окружает много предметов, что предметы бывают сходные и отличающиеся друг от друга, каждый имеет свою форму, цвет, он для чего-то нужен человеку и т. д. Предметы сами как бы рассказывают о себе. «Давайте придумаем, что могла бы рассказать о себе, например, книга», — предлагает воспитатель. Педагогом раздаются карточки с изображением различных предметов. Дети рассказывают: «Я сделана из бумаги, сшита из листиков, умею интересно рассказывать сказки, рассказы. У меня красивая обложка, яркие картинки». «Как интересно рассказала о себе книга! Мы сразу узнали ее»,— говорит воспитатель. Так можно предложить «рассказать о себе» телевизору, яблоне и т. д.

Правила игры: раздать карточку по количеству играющих; игра заканчивается тогда, когда все дети расскажут про свой предмет.

А ну-ка, отгадай!

Цель игры: учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; развивать интерес к познанию окружающего мира; по описанию узнавать предмет.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, как они играли в игру «Говорящие предметы», рассказывали о знакомых предметах. «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него.
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.

Правила игры: игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку, при рассказе о предмете, смотреть на него и называть его запрещается; нужно говорить только о тех предметах, которые находятся в комнате.

Найди пару.

Цель игры: закрепить и повторить знания детей о цифрах; развивать интерес к познанию окружающего мира; формировать умение работать в коллективе, подводя свои желания к достижению общей задачи.

Ход игры. Каждому играющему педагог раздает по одной карточке, с изображением какой-либо цифры, или предметов, животных, соответствующих определенному количеству, цифре. Пока звучит музыка дети, танцуя, двигаются по кругу. Как только музыка останавливается, дети находят себе пару, основываясь на общей цифре на своей карточке. Карточки готовятся на основе определенной темы.

Правила игры: выиграют те дети, которые правильно и безошибочно нашли свою пару, продолжительность игры зависит от желания детей.

Варианты игры:  играющие могут передвигаться различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени, т.д.; «Морская математика»; «Собери букет».

Ждут нас быстрые ракеты.

Цели игры: воспитывать патриотические чувства, любознательность; формировать элементарные представления о космосе.

Ход игры. В группе столы - это ракетодромы, стулья, стоящие рядом со столами, это ракеты. Ракеты на определенном ракетодроме летят на определенную планету. На каждом ракетодроме ракет на одну меньше, чем играющих. Играющие, не держась за руки, идут по кругу, говорят:

«Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!»

После слова «нет», все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет.

Правила игры: опоздавшие игроки становятся в центр и забирают один стульчик с каждого ракетодрома; игра повторяется несколько раз.

Варианты: передвигаются играющие различными способами: прыжками, приставными шагами, высоко поднимая колени и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде

Сообщение на тему Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе ведения наблюдений за природой и фиксация их в различной форме и виде....

Проект «Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы дошкольного возраста посредством экологического проекта «Осень»

Цель проекта: познавательно- исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.Задачи проекта:Формировать систему знаний о природе, включая знания об е...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов

Развитие познавательной активности у детей раннего возраста посредством освоения сенсорных эталонов...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Доклад на тему: Развитие познавательной активности у детей подготовительной группы в процессе игр с правилами

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области     Доклад на тему:Развитие познават...

Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания"

Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего Мирприроды с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечныйисточник детского разума.В. Сухомлинский....