Проектно-исследовательская деятельность в старшей группе "Жизнь комнатных растений"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Артемова Надежда Александровна

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознакомлении детей с природой открывается возможность для эстетического, практического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность в старшей группе по теме:

«Жизнь комнатных растений»

Паспорт проекта:

  1. Тема « Комнатные растения»
  2. Тип проекта: проектно-исследовательский.
  3. По характеру контактов: дети, педагоги, родители.
  4. По количеству участников – три ребёнка.
  5. Предмет исследования – комнатные растения.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань модному направлению в педагогике, это воспитание в детях возможности понимать и любить окружающий мир и бережно к нему относиться. При ознакомлении детей с природой открывается возможность для эстетического, практического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Китайская пословица гласит: « Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму»

Так и ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно- исследовательская деятельность заняла своё место в системе работы в детском саду. 

Ребёнок – исследователь по своей натуре. Важнейшими чертами детского поведения является: любознательность, желание новых впечатлений и открытий, стремление к поиску новых сведений об окружающем мире.

Задача взрослых – помочь им сохранить эту исследовательскую инициативу, как основу для таких важнейших процессов, как самообучение и саморазвитие.

Важнейшей задачей современного образования должна стать целенаправленная подготовка ребёнка с самого раннего детства к исследовательской деятельности.  

Ребёнок стремиться узнать об окружающем как можно больше.  У детей возникает интерес, когда они могут сами обнаруживать новые свойства предметов, их сходства и различия,  возможность преобразовывать знания самостоятельно.

Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Поддерживать интерес в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее полёт деятельности, тем больше новой информации получает ребёнок, тем лучше развивается его речь. В связи с этим особый интерес представляет детское  экспериментирование.

В своей группе я по возможности стараюсь создать условия для развития познавательной и речевой деятельности средствами экспериментальной деятельности:

- провожу опыты с объектами живой и неживой природы (растения, воздух, земля, насекомые).

- знакомлю детей с различными видами движений (скорость и направление).

- развиваю географическое представление, знакомлю с глобусом, даю  знания о солнечной системе и других явлениях.

- при проведении опытов знакомлю с правилами безопасности

У нас в группе создан небольшой уголок для экспериментальной деятельности, где дети могут в свободное время повторить опыты, применяя раннее полученные знания.

Дети испытывают огромную радость от своих открытий, испытывают чувство удовлетворения от проделанной работы, удовлетворяют свою любознательность получая ответы на вопросы: Зачем? Почему? Как?

Проводя  эксперименты, дети чувствуют себя маленькими  первооткрывателями.

Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания, мы способствуем развитию речи и логического мышления.

К работе по экспериментированию нам часто приходилось привлекать родителей, так как ни одна воспитательная задача не может решаться без тесного контакта с ними.

Наблюдая за детьми в своей группе, я заметила, что во время дежурства по уголку природы, да и просто ухаживая за растениями,  у детей часто возникают такие вопросы как:

Где лучше растут растения?

- Как растения дышат?

- Куда девается блага из растений?

- Почему осенью растения вянут?

Чтобы ответить на эти и ряд других вопросов, я решила, чтоб дети сами, проводя небольшие эксперименты, могли наглядно найти ответы.

Цель проекта:

  1. Организация проектно- исследовательской деятельности по изучению жизни и роста комнатных растений.

Задачи:

Обучающие:

Получение новых знаний о мире комнатных растений в процессе активной творчески  - исследовательской деятельность детей с опорой на личный опыт.

Формирование наглядного мышления, умения видеть, что растения дышат, растут, выделяют кислород.

Развивающие:

  • Развивать умственные операции сравнения и обобщения.
  • Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности.
  • Развивать способность к прогнозированию будущих результатов.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональные отношения к растениям, общение с ними, любовь к природе, желание оберегать её и охранять.

Ожидаемые результаты:

  • Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-целостным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативных навыков, образного мышления, творческих способностей.
  • Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
  • Развиваются умственные  способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать и делать выводы.
  • У детей появляется желание общаться с природой (растениями) и отражать свои впечатления через разные виды деятельности.
  • Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на её нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

План действия:

  1. Постановка цели.
  2. Поиск формы реализации проекта.
  3. Разработка всего учебно-воспитательного проекта на основе тематики проекта.
  4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды. Определение направления деятельности.
  5. Организация совместной творческо-поисковой деятельности с педагогами, родителями, детьми.
  6. Реализация проекта, его демонстрация.

Этапы проекта:

Подготовительный

1. Планирование и прогнозирование работы.

2. Разработка планов по изучению комнатных растений.

3. В рамках проекта и его реализации организовать взаимосвязь  родителей, воспитателей, детей.

4. Составить перспективный план на период экспериментальной работы.

5. Создание развивающей среды.  

Основной

  1. Углубленная опытно-экспериментальная деятельность с детьми по детальному изучению жизни комнатных растений.

- влияние почвы на рост растений.

- есть ли у растений органы дыхания.

- что выделяют растения.

- куда девается влага из растений.

2. Использование разнообразных видов деятельности детей (игры, рассказы, трудовая деятельность, художественное слово, сочинение сказок).

Обобщающий

Анализ и обобщение результатов полученных в процессе исследовательской деятельности.

Слайдовая презентация о комнатных растениях.

Выявление знаний детей о жизни комнатных растений.

Участие в городском конкурсе « Я- исследователь»

Заключительный

Таким образом, проводя опытно-исследовательскую деятельность, « Как живут и растут растения» дети почувствовали себя маленькими первооткрывателями и пришли к выводу, что для роста растений нужна плодородная, богатая минералами земля, что растения выделяют кислород, необходимый для жизни людей и животных, что все части растения дышат, что вода с листьев растений испаряется в воздух.

Положительные результаты экспериментирования заинтересовали и других детей в группе и у них появились новые, интересные вопросы на которые они хотят узнать ответ и проверить с помощью опытов и экспериментов.

Вывод

Итак, проводя эти   эксперименты, дети усвоили следующее:

  1. Для роста растений необходима плодородная, богатая минералами земля.
  2. Растения выделяют кислород, необходимый для жизни людей и животных.
  3. Все части растения дышат.
  4. Вода с листьев испаряется в воздух.

Используемая литература:

  1. Менщикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» Волгоград 2009 год.
  2. Дыбина О.В., РахмановаИ.П. «Неизведанное рядом».
  3. Иванова А.И. «Детское экспериментирование».
  4. Короткова Н.А. «Познавательная деятельность старших дошкольников»
  5. / Ребёнок в детском саду/ № 3, 4, 5, 2003 год; № 1, 2002 год.
  6. Прохоров М.Р. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»,  2004 год.