Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста "Комнатные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Круглова Светлана Павловна

Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию для детей старшего возраста "Комнатные растения" с использованием интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной

группе   по теме недели  «Комнатные растения»

образовательная область «Познавательное развитие».

Круглова С.П., воспитатель высшей квалификационной

 категории  МБДОУ  «ЦРР Д/с №7 «Русалочка»  

Цель: закрепление знаний детей о комнатных растениях.            

Программные задачи:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о растениях.

Совершенствовать умение детей ухаживать за комнатными растениями.

Уточнить знания детей о способах выращивания, размножения комнатных растений.

Развивающие:

Развивать умение детей пользоваться компьютером.

Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.

 

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к живой природе;

Воспитывать положительное отношение к зелёным друзьям,

желания заботиться о них.

Оздоровительные: 

Обеспечить охрану зрения детей при работе с интерактивным и компьютерным оборудованием.

Обеспечить соблюдение существующих требований к нагрузке детей за счет выполнения временных нормативов и смены видов деятельности при проведении НОД.

Материал к занятию: 

Горшок с комнатным растением; искусственный цветок;  карточки с заданиями схем-моделей: «Признаки живого», «Строение растения», на каждого ребенка,  интерактивные игры  «Что было сначала, что потом…», «Четвертый лишний»,   ноутбуки по количеству детей, тряпочки, фартуки, палочки для рыхления,  лейки, опрыскиватель, таз с водой.

Предварительная работа: 

Чтение энциклопедии о растениях, знакомство  о правилах  ухода за комнатными растениями, помощь детей взрослым при уходе за растениями.

 

Ход занятия

Дети входят в группу, воспитатель загадывает детям загадку: 
Лист горбочком, с желобочком, 
Шипы имеет, а ранить не умеет. 
Зато лечит нас, 
В любой день и час! 


Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком растении - лекаре говорится в этой загадке?

Дети: Алоэ. 
Воспитатель: В народе его называют столетником. Это растение помогает лечить раны, заболевания желудка, насморк и кашель. 

(Воспитатель обращает внимание  на горшок с  растением - алое).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на столе стоит растение в горшке. Как вы думаете, почему это растение в горшке?  

Дети: Это комнатное  растение. 
Воспитатель:  Да, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о комнатных растениях. 

(Дети встают в круг,  воспитатель держит в руках мяч ).

Воспитатель:  Ребята, предлагаю вам сыграть в игру «Назовите комнатное растение».  Я буду передавать  мяч по кругу, и у кого в руках окажется мяч, тот называет комнатное растение.

(Дети у кого мяч в руках называют:   фикус,   фиалка, лилия,  хлорофитум, герань, алоэ, фикус,  кактус, фикус, фиалка, бегония, герань).

(Появляется Незнайка с искусственным цветком).

Незнайка:  Здравствуйте, ребята! Дайте, мне, пожалуйста, горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.

Дети: Это искусственный цветок, а не живой.

Незнайка:  Значит и ваше растение не живое?

Воспитатель: Наше растение живое, ребята тебе сейчас расскажут, как можно отличить живое растение от неживого.

(Дети и незнайка садятся на стулья и желающие из ребят перечисляют признаки живого по  схемы-модели №1,

показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1.gif

Воспитатель:  А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?

Незнайка:  Конечно, хочу.

(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2:

у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)

http://festival.1september.ru/articles/604229/img1b.gif

Воспитатель: Незнайка, предлагаю тебе и  нашими ребятами поиграть в игру:  «Что было сначала, что потом».

Игра  «Что было сначала, что потом».

Дети садятся полукругом перед интерактивной доской, на экране открывается слайд  последовательности  выращивания растения. Педагог предлагает одному из детей рассказать, что было сначала, что потом. При нажатии на картинку дети проверяют правильность выполнения задания.

 

Дети выполняют задание.

 

По окончанию игры воспитатель переключает интерактивную доску в режим ожидания.

С детьми проводится зрительная гимнастика.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы справились с заданием. Незнайка, ты понял, как можно вырастить любое растение  из маленького зернышка.

Незнайка:  А, понял, понял! Вот корешок с землей, я положу зернышко и у

 меня вырастет красивый цветок.

Воспитатель: Не торопись Незнайка, пройдёт много времени, чтобы твой цветок вырос. А ты знаешь, почему  растения называются комнатными?

Могут они выжить на улице?

Незнайка: Не знаю.

Дети:  Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.

Воспитатель: Как надо ухаживать за комнатными растениями наши ребята, знают и тебя научат. Хочешь?

Незнайка:  Конечно, хочу!

Воспитатель: Сейчас мы покажем тебе Незнайка, как и что нужно делать. Пойдёмте все вместе посмотрим на наши растения и определим, чем им сегодня помочь. Прежде, чем мы с вами преступим к работе,  давайте разомнёмся.

Физкультурная минутка «Цветочки»

На окне в горшочках          (Дети сидят на корточках) 
Поднялись цветочки.         (Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх)
К солнцу потянулись,        
(Разводят руки в сторону ладонями вверх) 
Солнцу улыбнулись.          (Поворачиваются вправо-влево руки на поясе) 
 

Дети, Незнайка и воспитатель идут к столу с цветами, рассматривают цветы и говорят, что сегодня надо сделать (рыхлить, если земля очень твёрдая; поливать, если земля сухая и растение завяло; обтирать, если на листьях пыль.  Дети самостоятельно договариваются, кто с каким растением будет работать.

Воспитатель: Ребята, теперь определим, что нам понадобится для работы.

Все подходят к столу, на котором лежат тряпочки, фартуки, палочки для рыхления,  лейки, опрыскиватель, таз с водой. Дети надевают фартуки, берут инструменты (при выборе инструмента дети объясняют, почему именно его выбрали) и выполняют работу. Воспитатель с Незнайкой помогает детям.

По окончанию работы дети наводят порядок: убирают рабочее место и инструменты  и моют руки.

Воспитатель: Видишь Незнайка, ухаживать за комнатными растениями совсем не сложно. Ты сам сможешь справиться с такой работой?  

Незнайка:  Спасибо вам, ребята, я так много узнал интересного!  Я теперь знаю, что комнатные растения живые и чтобы они росли  здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними.  

Воспитатель:  Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?

Дети: Если не будет растений, не будет жизни на земле.

дети читают стихи:

1. Если я сорву цветок, 
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!

2. Должны мы над цветами наклониться 
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица,
И доброе лицо им показать!

Незнайка: А зачем нужны растения? Какая от них польза?

Дети: Растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, они очень красивые и мы любуемся ими.

Воспитатель:  Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. И мы должны заботиться о них: беречь, охранять, ухаживать за ними. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний».  Условия: вы должны определить, какое растение лишнее и назвать все комнатные растения.

(Дети садятся за компьютеры, педагог и Незнайка проверяют правильность выполнения задания).

Игра «Четвёртый лишний»

На  слайде дети видят четыре картинки. Они должны определить и назвать три комнатных растения, а  четвертую, лишнюю нужно назвать и объяснить, почему она лишняя. При проверке: каждое нажатие на слайд, поочередно перемещает картинку, лишняя картинка сдвинется в сторону, а правильные  возвратятся на место.  По такому же принципу игра происходит на втором, третьем и четвёртом слайде, где дети находят правильные ответы, проверяя себя самостоятельно.

 

Дети выполняют задание.

По окончанию игры воспитатель переключает интерактивную доску в режим ожидания.

С детьми проводится зрительная гимнастика.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все вы справились с заданием. Видишь, Незнайка, все комнатные растения ребята определили правильно и назвали их.

Незнайка: Я сегодня много полезного и интересного узнал о комнатных растениях. Спасибо всем, мне уже пора!

Воспитатель:  Ты, Незнайка, приходи к нам еще. Мы про растения еще много интересного знаем и тебе расскажем.

Незнайка: Обязательно навещу вас в следующий раз .До свидания!

(Дети прощаются с Незнайкой)

Воспитатель: Вот и закончилась наша встреча с Незнайкой, вы были молодцы. А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.

Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)

“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.

Поделиться…

 

 

 
 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Волшебный город мастеров"

Роль декоратвно-прикладного творчества в воспитании детей дошкольного возраста огромна. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, но и рассказывает об истории народа и его трад...

Примерный план – конспект непосредственно- образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно-тематической недели «Вода»

Примерный план – конспект  непосредственно- образовательной  деятельности по познавательному развитию для детей  старшего дошкольного возраста в рамках  проектно-тематической недел...

Примерный план-конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической недели «Воздух»

Примерный план-конспект  непосредственно - образовательной деятельности  по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста в рамках проектно – тематической неде...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Закрепляем строение растений»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Закрепляем строение растений»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Сравниваем комнатные растения»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюдля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Сравниваем комнатные растения»...