Занятие по окружающему миру на тему: "Здравствуй, Весна!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кухтенкова Ирина Анатольевна

Цель: Обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках весны и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

1.«Познавательное развитие»:

Закреплять с детьми характерные признаки весны:  таяние снега,  оттепель,   солнечные лучи, сосульки и их таяние, появление цветущих растений и первоцветах, о перелетных птицах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

2.«Речевое развитие»:

Активизировать словарь по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование  сложных слов).

Формировать образную речь,  упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительному: солнце

Продолжать учить детей разгадывать загадки о птицах.

3. «Социально – коммуникативное развитие»:

Формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, доброжелательного и вежливого обращения,  развивать чувство сопереживания

4. «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность, координацию речи с движением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Здравствуй, Весна!31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Кухтенкова Ирина Анатольевна. Воспитатель

Город Москва. ГБОУ Школа №2000                    

Тема занятия: «Здравствуй, Весна!»

старшая группа

Цель: Обобщить и систематизировать у детей представления о характерных признаках весны и типичных весенних явлениях в природе.

Задачи:

1.«Познавательное развитие»:

Закреплять с детьми характерные признаки весны:  таяние снега,  оттепель,   солнечные лучи, сосульки и их таяние, появление цветущих растений и первоцветах, о перелетных птицах.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Развивать внимание, память, творческое воображение.

2.«Речевое развитие»:

Активизировать словарь по теме «Весна».

Совершенствовать грамматический строй речи (образование  сложных слов).

Формировать образную речь,  упражнять в умении подбирать прилагательные и глаголы к существительному: солнце

Продолжать учить детей разгадывать загадки о птицах.

3. «Социально – коммуникативное развитие»:

Формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, доброжелательного и вежливого обращения,  развивать чувство сопереживания

4. «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность, координацию речи с движением.

Предварительная работа: рассматривание пейзажных картин: И.Левитана «Март», А.К. Саврасова  «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, проведение дидактических игр «Доскажи словечко», «Детеныши животных». запись П.И.Чайковский  «Времена  года» «Весна.

Оборудование:  магнитофон,  запись «Звуки леса»,  мольберт,  солнце  с отдельными   лучами  для  магнитной  доски,  демонстрационный  материал (грач, скворец, ласточка, березка, клетка), карточки  с  изображением  времен  года,  конверт  с письмом, картинки: лампочка, костер, солнце.

Ход занятия.

Давайте нашим гостям пожелаем доброго утра.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро.

Наши дети очень дружные и любознательные. А еще очень разные. В этом вы сможете убедиться сами.

(Входит Капелька, приносит конверт.)

-Меня зовут Капелька. Я принесла вам письмо от Весны, и она обращается к вам за помощью.

В.- Сейчас мы откроем и прочитаем, что написано в  письме.

Зима решила, что она самая главная и не хочет уступать место Весне. Мы должны доказать, что каждое время года следует друг за другом и не может быть так, что одно время года должно уступить место  другому. В письме написано: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.

В. -  Ребята,  Весна поставила перед нами трудную задачу. Нам предстоит узнать  о каком чуде – она говорила, а в конверте  она оставила нам подсказку. Посмотрите, здесь три картинки – солнце, костер, лампочка. Какой из этих предметов поможет Весне победить холод (ответы детей)

В. - Самое главное, доброе и большое  чудо – это солнце. Только солнце у нас какое-то странное, невеселое.

-  Чего нет у нашего солнышка?  (Лучей.)

-  Похитила зима у солнца лучи  и спрятала их в  своем снежном королевстве. Если вы ребята поможете  освободить солнечные лучи от чар проказницы зимы,  и преодолеете все трудности на вашем пути, то сможете помочь Весне и лесным обитателям вступить в свои права.  Ребята, пора нам отправляться в  путь.

Чтобы освободить первый лучик Зима приготовила вам следующее испытание:

1. – Скажите,  друзья,  кто  радуется  Весне,  щебечет,  чирикает,  звонко распевает  песни?  (птицы)

Да вот же они спрятаны в клетке. Но эта клетка не простая, она выпускает только ту птичку, про которую правильно отгадаете загадку.

Загадки:

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…
(грач).

На шесте – дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…
(скворец).

Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
  (ласточка)

- У грача черное крыло – грач, какой?   ( чернокрылый)

-  У ласточки белая грудь – ласточка, какая?   ( белогрудая)

- Когда  птицы улетают в теплые края?    (осенью)

 - Когда  птицы прилетают обратно?   (весной)

- Как называют  этих  птиц?            (перелетные)

- Почему птицы возвращаются обратно?     (ответы детей)

Пословица: «Всякому мила своя сторона».

Загадка:    Без рук, без топорёнка
                   Построена избёнка».
(Гнездо)

– Что делают птицы весной? (Вьют гнёзда, высиживают птенцов)

Народные приметы.   «Ранний прилет грачей к теплой весне.»

В. - Какие же вы молодцы, освободили всех птиц! Теперь мы будем слушать за окном их звонкое пение. (звучит фонограмма “Звуки леса”)

Физкультминутка.   «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи!  (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи                       (
присели)
Разместились в гнёздышке,          (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки,                    (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке,                  (
погладить себя по рукам)
Головой вертят,                             (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят.                             (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели!                   (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели                    (
летают)
И опять все в гнёзда сели.            (
присели)

В. - Посмотрите, вот и первый луч, давайте отнесем его солнышку. Пора продолжить наш путь к замку Зимы.

Весной солнышко должно  греть, снег таять, звенеть капель, птицы весело щебетать, а на пригорках, самых солнечных местах, должны  появиться  первые  цветы.

Но зима заморозила их, давайте им поможем прорасти.  А для этого нам необходимо составить схему-модель.

1.  Мы ямку раскопаем,
2.  Семечко посадим,

3.  Землей сверху мы присыплем,
4.  Дождичек польет,
5.  Оно прорастет,
6.  Сначала стебелек,
7.  А затем цветок.

Ну, вот и появился первый весенний росток. Ребята, а какие вы знаете первоцветы?   (мать-и-мачеха, подснежник,…)

В. - Молодцы ребята.  Справились  с  заданием и заработали еще один луч. С каждым выполненным заданием, с каждым новым лучом,  зима  теряет свою  силу и готова уступить  свои права. Посмотрите и солнышко нам улыбнулось. Мы  продолжаем  наш  путь к замку Зимы.

3.   Задание  «Круглый год»    (дети  выполняют задание парами,  на столах конверты  с карточками, на которых изображены 4 времени года)

- Выберите   картинку, которая  соответствует  весне.

- Какую картинку вы выбрали, почему?    (ответы детей)

- Какое время года после  весны?     (лето)

- Какое время года наступит за  летом?    (осень)

- Какое время года  за осенью, но перед весной?    (зима)

-  Какое время года после зимы, но перед летом?   (весна)

- Что у вас получилось?     (круглый  год)

- А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?   (ответы детей)

Давайте поиграем:  Игра «Доскажи словечко». 

      Прошла зима

      И каждый рад.

      Спешит весна,

      И месяц … (март!) 

      За ним  другой  стучится в дверь,

      Он называется … (апрель!) 

      И третий месяц вспоминай,

      И называется он…(май)

   

В. - Как в народе называют месяц март, апрель, май?

(март — протальник;  апрель-капельник,  май – травень, , песенник)

Физкультминутка.

Сосульки со звоном роняют капель,                 (показать руками капель)
Шагает по лесу весёлый апрель,        
               (шаги на месте)
А возле берлоги стоит медвежонок  
              (изобразить медвежонка)
И лапой глаза протирает спросонок.            
  (по тексту)
– Откуда капель? – озирается он.  
   (повороты туловища, приподнимая плечи)
Была ведь метель – удивляется он.
                  (погладить себя руками)
И тут говорит лежебоке лисица:                    
 (изобразить лису)
– Нельзя, медвежонок, так долго лениться.  
(погрозить пальчиком, потянуться)
Ты в тёплой берлоге всю зиму проспал,  
     (присесть, ладошки под  щёку)
Поэтому ты и весну не узнал.                        
(руки вверх, покружиться)

В. - И мы с вами зарабатываем следующий лучик. Ребята, чтобы быстрее растаяли снега,  ожила  природа  и  проснулись животные,  давайте  каждый, кто ответит на  вопрос,  освободит лучик, а затем  мы  подарим  эти  лучи  нашему  солнышку. 

- Солнце  какое?  -  (весеннее, жёлтое, теплое, доброе, ласковое, лучистое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое, яркое  золотое…)

Солнце  что делает?  - греет, светит, сияет,  улыбается, печет, пригревает, ослепляет…

А теперь давайте составим из наших лучиков весеннее солнышко (дети выкладывают на магнитной доске). Молодцы, дети. Ярко светит весеннее солнышко.

ИТОГ: 

В. - Посмотрите, что у нас получилось? Солнышко стало веселым,  от которого всем тепло и радостно. Путешествие наше закончилось. Как вы думаете, мы справились с нашей задачей, и помогли весне вступить в свои права?

- Какие трудности вы преодолели?

- Отгадали загадки, освободили птиц…;

- Помогли прорасти первоцветам

- Правильно разложили картинки  и доказали, что каждое время года следует друг за другом и не может быть по-другому.

Хорошо,  что  мы  расколдовали  солнышко,  оно  растопило  снег, зазвенела капель. И птицы радуются и звонко распевают песни.

 Растаял замок зимы и к нам идет долгожданная Весна!

Весна:     Здравствуйте, здравствуйте! Я весна!

                 Вы ребята не скучайте,

                 Весну красную встречайте!

                 Снег да холод прогоню,

                 Тепло с юга принесу.

Воспитатель: Здравствуй наша прекрасная гостья!  Дети, а давайте поиграем вместе с Весной!

Физ. минутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,  (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,                          (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,                          (дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,                         (дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.                      (дети медленно встают).

Весна дарит детям подснежники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по Ознакомлению с окружающим миром на тему: "Здравствуй, Зимушка-зима".

Программное содержание: познакомить детей с зимними месяцами; активизация и расширение словаря; закреплять знания детей о свойствах снега и льда; воспитывать эмоциональное настроение детей.Материалы: ...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в средней группе Весна в лесу

Данный конспект помогает обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, уточнять и расширять представление о перелетных птицах, диких животных.Развитие лог...

Конспект занятия по окружающему миру в 1 первой младшей группе. Тема_ «Здравствуй Осень золотая!!!»

Цель: Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками. Расширение представлений детей об окружающей природе, о сезонных изменениях в природе.Задачи: Обогащать словарь детей (Осен...

Конспект занятия по окружающему миру "Весна.Признаки весны"

Области:  познавательное развитие, речевое развитие.Цель: систематизация знаний детей о первых признаках весны.Задачи:Образовательные: закреплять знания о смене времен года; дать представление об...