Ознакомление с окружающим миром "Перелетные птицы" (Подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кузина Ольга Андреевна

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

В образовательной области «Познавательное развитие»

·         Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

·         Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

·         Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

·         Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).

·         Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

·         Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.

·         Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

·         Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

 

В образовательной области «Развитие речи»

·         Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.

·         Активизировать словарь по теме:  «Перелетные птицы».

·         Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

·         Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.

·         Развивать у детей объяснительную речь  

В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

·         Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

В образовательной области «Физическое развитие»

·         Сохранять  и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

 (подготовительная группа)

Ознакомление с окружающим миром

беседа на тему: «Перелетные птицы»

Составитель:

Кузина Ольга Андреевна

БРЯНСК 2016 г.

Тема: « Перелетные птицы»

Задачи:

В образовательной области «Познавательное развитие»

  • Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.
  • Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
  • Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.
  • Закреплять знания об их отличительных признаках (окраска перьев, характерные повадки).
  • Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Упражнение детей в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закрепление гигиенических правил письма.
  • Воспитывать доброе и бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
  • Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

В образовательной области «Развитие речи»

  • Формировать навык использования в активной речи грамматически правильно поставленной фразы.
  • Активизировать словарь по теме:  «Перелетные птицы».
  • Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
  • Развивать у детей объяснительную речь  

В образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»

  • Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.

В образовательной области «Физическое развитие»

  • Сохранять  и укреплять физическое и психическое здоровье детей

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительная и речевая активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь: Грач, скворец, соловей, кукушка, ласточка, журавль, аист, лебедь, дикие утки и гуси, проворные, быстрые, ловкие, пестрые, заботливые, смелые, радостные, вить, строить (гнезда), заботиться, ухаживать, выводить (птенцов), кричать, щебетать, порхать, кружить.

Предварительная работа: Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры; подвижные игры: «Птицелов», «Птицы, гнезда, птенцы»; дидактические игры: «Чье гнездо?», «Кто лишний?», «Поймай и назови», «Право - лево»; «Мнемотаблицы»; моделирование; выполнение упражнений в тетрадях в летку.

Методы и приёмы : звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц», Д\игра «», Д\игра «», итог.

Здоровьесберегающие технологии: физминутка.

Индивидуальная работа: учить Никиту Б., Никиту Л. отвечать полным предложением.

Дифф. подход: для 2 подгр-. Предложить Д\игру «Назови ласково»

                                                                                   Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые! 
Ой, а солнышко наше спит. 
Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение): 

Встаньте рядышком друг с другом, 
Словно месяц, - полукругом. 
Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.) 
Солнце красное, нарядись. 
Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, 
мальчики – руки на пояс.) 
Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.) 
(Переворачиваем солнышко), слайд 1 – «Солнышко»

- Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?

К нам пришла весна. слайд 2 – «Весна»
-Назовите признаки весны. слайды
-Кто весной прилетает с юга? 
-Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия. 

(Включаем музыку). 

     Слайд с письмом -

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.

- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»

        - От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная

Умна, хитра, нахальна и шумна, -                              
Заглушит стая, кОлокола звоны.                                  
В народе  ж говорят, что - вор она!
                             
И кто же это? Ясно, что…(Ворона)  Слайд с вороной

- Поможем расколдовать птиц?

-Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Основная часть

Беседа «Перелетные птицы»

Воспитатель :

- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)

- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)

- В какое время года птиц больше? (летом)

- Почему? (оседлые+перелетные)

- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)

- В какое время года они возвращаются? (весной)

- Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?

Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)

- Проверьте, правильно ли подобраны птицы?

Воспитатель:

-Весной перелетные птицы возвращаются к нам,  а чем они заняты весной?

( Они вьют гнезда).

Воспитатель:

- А для чего птицы вьют и строят гнезда?

(Для того чтобы выводить птенцов)

Воспитатель:

А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?

Воспитатель:

-  Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)

Воспитатель:

–Грач  большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)

Воспитатель:

- Итак,  на кого похож грач? (Грач похож на ворону).

Воспитатель:

- Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).

Воспитатель:

- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)

Воспитатель:

-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?

Воспитатель:

-Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).

Воспитатель:

-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.

Воспитатель:

- А кто изображен на этом слайде? (скворец)

Воспитатель:

-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».

Воспитатель:

-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?( У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом

Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) –слайд кукушка

 Воспитатель:

- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

Воспитатель:

- А что общего у всех этих птиц?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель:

-А что они умеют делать ?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)

Воспитатель :

-Но все эти птицы не умеют плавать.

Воспитатель:

-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать , назовите мне их.

(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд

Воспитатель:

-Рассмотрите их, что у них общего?

(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)

Воспитатель:

- А почему они от нас улетают осенью?

(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).

Физкультминутка «Хочу стать птичкой»


Я по улице гулял,
Галок и ворон считал.
1,2,3,4,5.
Буду их считать опять.
Рот открыл, смотрю я в небо.
Влево, вправо. Я там не был.
Птичкой захотел я стать
И руками стал махать.
Крылья вверх и крылья вниз,
Только ветра слышен свист.
Я подпрыгнул, чтоб взлететь,
Но пришлось на землю сесть.

Д. И. «Кто лишний?»(на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)

- Итак, пришло время расколдовать наших птиц.

Работа  у доски:

- Пришло время расколдовать наших птиц.

        На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).

Воспитатель :

- А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.

- Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).

- Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)

Ученая птица:

- Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.

Воспитатель :

- Кто вы такой?

Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).

Ученая птица:

- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)

Ученая птица:

- Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

- Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?

- С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)

- У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.

(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)

Ученая птица:

- Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)

Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)

Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)

Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)

Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)

Голова (Рисуют в воздухе руками круг).

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет  правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.

- Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. ( Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)

Беседа «Птицы и люди»

Воспитатель:

- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им,  не ломать гнезда, не обижать)

- Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово написанное с помощью букв азбуки, узнаете про награду.

- Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц». Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в средней группе по теме «Осень» Описание материала: Предлагаю вам конспект по ознакомлению с окружающим миром для средней группы (4-5 лет) « Осень».

Цель: формирование знаний о признаках осениЗадачи:· учить отличать овощи и фрукты, грибы, птиц.· развивать речь, познавательную активность· воспитывать любовь к окружающему мируДемонстр...

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Ознакомление детей с государственными символами России"

Тема: Ознакомление детей с государственными символами России.Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Родине.Задачи:- познакомить детей с главными символами России (герб,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Ознакомлению с окружающим миром» в средней группе Тема: " Ознакомление со свойствами стекла ".

Ознакомление со свойствами стекла.познакомить детей со свойствами стекла при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу из которого они сделаны   (металл, резин...