Комплексное занятие по экспериментированию в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дудникова Татьяна Ивановна

Комплексное занятие по экспериментированию в средней группе в соответствии с ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по экспериментированию в средней группе

Тема: «Вода и ее свойства»

Подготовила:

воспитатель

Дудникова Т.И.

Москва

Цель:  уточнить и закрепить знания детей о воде.

Задачи: Подвести к понятию, что вода это жидкость, которая льется и имеет вес, без вкуса и запаха, прозрачная. Выявит ,что вода принимает форму сосуда, который она налита. Подвести понятию что вода может менять цвет.

Словарная работа: Глобус, модель, теплоход, пристань, эксперимент, станция

Наглядный материал и оборудование: 

  • Демонстрационный материал (водные ресурсы); глобус, теплоход (имитация) из модулей стульев.
  • Цветы в горшках
  • Сосуды (колба, банка, стакан)

Содержание игры:  дети посещают четыре станции 1. цветочная 2. Знайка 3 Отrадай-ка 4. Радужная.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, чтение рассказов, разучивание стихов о воде, загадки о воде.

Ход заняmuя 

Воспитатель(собирает детей вокруг себя):

- Ребята, сегодня мы поговорим о воде (читает стихотворение Н. Pыжовой):

Вы слышали воде?

Говорят она везде

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите у вас кипит.

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Капелька:  - Ребята, мы наливаем воду из сосуда в мерный стакан, и она приняла форму стакана, затем в кувшин и  она приняла форму (кувшина) затем в колбу и она приняла форму (колбы). Значит, она принимает форму сосуда в который мы ее наливаем.

Дети: -  Вода принимает форму сосуда.

Воспитатель:  Правильно, вода принимает форму сосуда, в который его наливают. Не имеет цвета, запаха. Это жидкость. Вот как много мы узнали на станции «Знайка»!

Капeлька:-я вижу вы устали.  А нам пора отправляться в путь здесь рядом находится станция «Отдыхай-ка». Там и отдохнем. Вперед.

 Перемещаются в другое помещение, где для детей приготовлены чашки с водой.

Воспитатель: Здесь мы можем отдохнуть, попить свежей, холодной воды.

Капелька: дети, мы немножко отдохнули, попили водички? Какая вода на вкус? чем она пахнет?

Дети: ...(ответы детей вода не имеет ни вкуса, ни запаха, мокрая и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на конечную станцию нашего путешествия.

Дети, капелька и воспитатель перемещаются в следующее помещение. На столе расставлены сосуды для каждого ребенка (стаканчики с водой) и гуашевые краски, кисточки.

Станция «Радужная».

 Капелька: это конечный пункт нашего путешествия. Давайте внимательно рассмотрим, что лежит на столе (вода, гуашевые краски, кисточки). Как вы думаете, что будет, если в воду добавить краску?

Дети: вода окрасится, она станет грязной и т.д.

Капелька: я говорю слово, а вы подбираете противоположное значение к нему:

 сухой - …мокрый, полный-… пустой, тяжелый- …легкий,  большой-....маленький, и т.д.

Воспитатель: Давайте перельем воду из одного сосуда в другой. Надо переливать аккуратно, чтобы не пролить. Давайте послушаем, как льется вода.

 Капелька:  что Вам напоминает этот звук (ассоциации).

 Воспитатель:- Какие отличительные признаки есть у воды?

Дети:... ответы детей:  она льется, жидкая, имеет вес без цвета и запаха.

Воспитатель:-A Вы хотите поиграть с капелькой?

Дети: Да Капелька: Раз-два, раз-два-начинается игра.

Раз, два, три четыре, пять надо глазки закрывать (капелька прячет игрушку в стеклянной колбе)

 Раз, два, четыре, пять надо глазки открывать и игрушку называть.

Игра «Найди игрушку» (Капелька пускает игрушку в прозрачный сосуд)

Воспитатель: Дети, что спрятала Капелька?

Дети: (ответы детей) ....собачка, пупс, шар (смотря, что опустили в воду)

Воспитатель: Капелька очень удивилась, что вы так быстро ее нашли и узнали, что она спрятала. Почему?

Дети: В воде видно игрушку, вода прозрачная

Воспитатель: А давайте проведем эксперимент!  Возьмем сосуды разной формы и заполним их водой, чем удобно наливать воду? (мерным стаканом). Давайте возьмем мерные стаканчики, наберем в них воду из таза и будем наливать воду в сосуды различной формы (стакан, банка, чашка, колба и т.д).

Станция «Цветочная»

(дети подходят к горшкам с цветами, рассматривают цветы)

Воспитатель:-Ребята, вам не кажется, что цветы какие-то грустные? Как вы думаете, как их развеселить, что мы можем сделать?

Дети: Полить.

Воспитатель: Вода для цветов - это жизнь (рассказ воспитателя о роли воды жизни растений)

Дети поливают цветы

Капелька: Молодцы ребята! Посмотрите, как улыбаются вам цветочки.

Воспитатель:-Впереди нас ждет много чего интересного, пойдемте дальше

Звучит музыка «Вальс цветов…» Дети отправляются на следующую станцию … (например, в раздевалку)

Станция «Знайка»

 Капелька: Давайте подойдем поближе к столу и рассмотрим внимательно, что нас ждет

Воспитатель: что, мы здесь видим?

Дети: -2 сосуда (две чашки... две банки и т.д.)

Воспитатель: Посмотрите один сосуд полный, а другой пустой. Как можно определить в каком сосуде есть жидкость, а какой сосуд пуст?

Дети: надо поднять сосуды, тот пустой или в нем меньше воды.

 Капелька: Как вы думаете, что в них находиться?

 Дети: вода.... (варианты ответов детей)

 Капелька: я знаю, вы любите играть... давайте немного поиграем...

Игра: противоположности

Капелька: Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы знаете о воде очень много -  это меня радует.

Воспитатель:  Как вы думаете? Кто такая Капелька? Где живет? С кем дружит? Кто, ее друзья?

Дети -капелька дружит с водой.

Капелька: Вы любите отгадывать

Дети - ДА

Капелька: - Отгадайте загадку:

Если руки ваши в ваксе,

Если на нос сели кляксы

Кто тогда ваш первый друг,

 Снимет грязь с лица и рук?

Дети:- Вода!

Капелька: Скажите, а вы всегда хорошо закрываете кран с водой, когда моете руки?

Дети: (ответ детей)

Капелька: Вы любите путешествовать? Если да, приглашаю Вас отправиться в дальний путь, в котором мы узнаем много интересного.

Воспитатель: Ну, что согласны?

Дети -Да.

 Капелька: Занимайте места на нашем теплоходе... Наш теплоход отходит от пристани. У нас прекрасное весеннее настроение, светит солнце, щебечут птицы

Звучит музыка… дети  перемещаются в соседнее помещение (спальня)…

 Воспитатель: Мы прибыли на станцию «Цветочная» …… Выходим…

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель:  Ребята, давайте посмотрим, что мы видим на этих картинках (дети подходят поближе и рассматривают демонстрационный материал о воде; отвечают на вопросы воспитателя).

Дети: Мы видим на картинках моря, реки, океаны,...

Воспитатель: -Кому нужна вода?

Дети: людям, животным, растениям, птицам...

Воспитатель:-Можно ли прожить без воды?

Дети: Нет

Воспитатель: Вода сопровождает каждое мгновение нашей жизни. Без воды не было бы жизни земле. Посмотрите, вам покажу, (показывает глобус) Кто знает, что это за шар?

Дети: -Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель нашей планеты

Воспитатель: Какого цвета вы видите больше голубого или синего. И что обозначает этот цвет?

 Дети: Это вода

Воспитатель: Да, это реки, моря, озера, океаны. Вода занимает большую часть пространства на планете.  Все вместе рассматривают глобус.

Сюрпризный момент:  Приходим «капелька» (дополнительный персонаж -играем взрослый).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам взять кисточки, и с их помощью добавить краску в воду.

Дети  - Добавляют краски в  воду.

Воспитатель: что изменилось? вода окрасилась в разные цвета.

Обращаемся к детям: Маша, какого цвета получилась твоя вода? -(Красного), Света (зеленого), Алиса (желтого) и т.д.

Капелька:  какая красивая цветная вода. Ребята, нас получилась вода всех у цветов радуги, Значит, вода может менять свой цвет.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось?

 Дети: Да

 Капелька: Наше путешествие подходит к концу. И я хочу рассказать немного интересного... Воду мы можем видеть не только в жидком состоянии, а еще и в газообразном (пар когда кипит чайник, туман) и в твердом (при низкой температуре вода замерзает и превращается в лед).

Воспитатель:- спасибо Капельке, сегодня мы узнали много нового о воде.

Давайте еще раз повторим, что же нового и интересного мы сегодня узнали о воде.... Мы узнали, что вода это жидкость имеет три  -  жидкое,твердое, газообразное. У воды нет вкуса и запаха. Она принимает форму сосуда, в который ее наливают. Вода может менять свой цвет в зависимости от добавленных к ней веществ. Мы ее красили и она меняла свой цвет.

А теперь ребята, сядем в наш теплоход и отправимся в обратный путь в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по безопасности в средней группе

Занятие призвано познакомить детей с пожароопасными предметами и условиями их хранения....

План-конспект комплексного занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме: "Чудо - морковка"

Познакомить детей с полезными свойствами моркови, историей ее выращивания. Продолжать учить детей наклеивать готовые формы на заданную плоскость, не нарушая композицию. ...

Комплексное занятие по изодеятельности в средней группе: коллективная работа «Летняя лужайка»

Я и моя коллега Сергеева Оксана Владимировна хотели бы представить вам коллективную работу “Летняя лужайка. ”Эта страница зеленого цвета,Значит, на ней постоянное лето.Если бы здесь уместиться я...

Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Воздух и его роль в жизнедеятельности человека» выполнена в условиях реализации ФГОС

Данный конспект позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов. Закреплять умение устанавливать прич...

Комплексное занятие по аппликации в средней группе «Терем-теремок»

Цели:учить детей передавать форму и расположение частей теремка;упражнять в приёмах вырезания по прямой, круга из квадрата.закреплять цветовое восприятие;развивать внимание, память...