Тема: «Огонь – друг, огонь - враг».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Павловна Петрова
Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ogon.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

         Тема: «Огонь – друг, огонь - враг».

Возраст: для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Интеграция областей: речевое развитие (развитие речи), познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.


Цель занятия:

Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную.

Задачи:

  1. Изучить на практике свойства огня.
  2. Обобщить знания детей о разнообразном применении огня в жизни человека.
  3. Объяснить детям, как не растеряться при пожаре.
  4. Закрепить элементарные знания о противопожарной безопасности.
  5. Рассмотреть историю развития пожарного дела.
  6. Научить уважительному отношению к труду пожарных.

Оборудование:

Три железные миски с приклеенными к дну «языками пламени», лейка с водой, миска с песком, кукольное одеяло.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы («Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак, «Дядя Степа» С. Михалков), просмотр мультфильмов («Кошкин дом», «Прометей» Союзмультфильм), разгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками.


Ход занятия:

Дети входят и садятся на стульчики полукругом.

- Воспитатель: Чем мы будем сегодня заниматься, узнаете, если отгадаете загадку – «Живет в печке красный конь, а зовут его …?

- Дети: Огонь!

- В: Множество загадок, пословиц и поговорок сложено про огонь. И везде он разный - то добрый, то злой. Как же получилось, что огонь для человека и друг и враг? Давайте разбираться.

-В: Ой горит, мой новый дом!

Где же будем жить с котом?

Помогите, помогите.

Злой огонь вы потушите!

-В: Из какой это сказки слова?

-Д: «Кошкин дом» С. Маршака.

-В: как вы думаете, что случилось в доме у кошки?

-Д: Пожар.

-В: какой тут огонь, добрый или злой?

-Д: огонь злой, сгорел кошкин дом.

-В: почему случилась эта беда?

-Д: огонь остался без присмотра.

-В: нельзя оставлять огонь без присмотра.

Знаете ли вы, что в древнейшие времена, первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Ночью они прятались в глубоких пещерах, укрывались шкурами диких зверей, дрожали от холода и страха, ведь у них не было костра, который согревал бы их. Они не могли жарить мясо или печь лепёшки, не могли горящими ветками отгонять хищных зверей. Однако первобытные люди часто видели, как во время грозы молния ударяла в высокое дерево, и оно загоралось. Когда дерево сгорало, оставалась лишь горстка черного пепла и угольки. Постепенно наши далекие предки научились использовать огонь. Осторожно, на плоских камнях приносили угольки и разводили костер у входа в пещеру. Теперь дикие звери, боялись подходить, даже близко к жилью человека. Огонь – это свет, тепло, защита от врагов. Чтобы костер не потух, назначали дежурного, подбрасывающего в огонь сухие ветки.

Вы наверное уже знакомы с замечательной книгой Киплинга «Маугли»? Вспомните, когда Маугли потребовалось защитить себя, умная Багира посоветовала раздобыть «красный цветок». И когда Маугли добыл у людей «красный цветок» - его уже никто не мог обидеть.

Красный цветок, красный цветок!

Вьётся трепещет его лепесток.

Если не хочешь обжечь ты ладонь,

Этот цветок раскаленный не тронь!

Знай, что цветок – это жгучий огонь.

Ни один зверь в джунглях не назовёт огонь его настоящим именем. Все звери смертельно его боятся.

Шли годы, тысячелетия. Люди постепенно научились использовать силу огня.

-В: ребята, кто знает, для чего человеку нужен огонь?

-Д: сварить суп, испечь пироги, согреться, попить чаю.

Знают взрослые, знают дети

В самых дальних концах Земли

Люди сколько жили на свете

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его как умели

Всемогущий горящий огонь

И хоть тысячу лет пролетели

Людям нужен по-прежнему он

Ведь издревле до нашего века

Он помощник и друг человека.

Чуть стемнеет и вспыхнет повсюду

Электрических звёздочек чудо.

Поутру, чтобы все были сыты

Ставят пищу в духовки, на плиты

Печь – громада – мартен пышет жаром

Варят сталь для страны сталевары.

Хлеб и булки огонь выпекает

И от холода нас защищает

И от дальних звёзд до Земли

Мчат космические корабли.

Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня

При огне, как при солнце светло

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг

Нам огонь самый лучший друг.

Но если будем небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом!

Люди силу и мощь ощутили

С той поры как огонь приручили!

Но бывает огонь и другим –

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает всё в пепел и дым,

И жесток он, и грозен, и страшен.

-В: Кто из вас может сказать, как огонь выглядит?

-Д: ярко красный, оранжевый.

-В: он горячий или холодный?

-Д: очень горячий.

-В: у огня языки пламени все время в движении: трепещут, колеблются, дрожат.

Давайте попробуем его изобразить.

Дети движениями рук изображают огонь.

-В: Послушайте сказку, про огонь. Жил – был Огонь. Был он весёлый и горячий. Гулял Огонь по лесам, домам, деревьям. Никого Огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого.

И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: Давай, Огонь, померимся силой. Огонь отвечает: Да куда тебе, человек, со мной силой мериться. А человек настаивает на своём, Огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил Огонь к реке и прыгнул в воду. Огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился Огонь: Не туши меня, человек, верой и правдой служить тебе буду. Пожалел его человек. Так и начал Огонь служить человеку и стал его другом.

Игра называется «Да» и «нет».

Все внимательно играйте,

Думайте и отвечайте.

На вопросы дайте ответ,

И скажите мне: «Да» или «нет».

Всем ребятам нужно знать, Что с огнём нельзя играть.

Это все ребята знают? (Да)

А с огнём они играют? (Нет)

Для ребят пожары - шутка? (Нет)

Все ли дети здесь послушны? (Да)

Вова спичками играет, Мама это запрещает.

Дети, дайте мне ответ, Прав наш Вова или? (Нет)

Непослушный мальчик Вова спичками играет снова.

Пусть мне дети отвечают, Маму Вова огорчает? (Да)

Вот свеча, горит огонь, Ты огонь попробуй-тронь!

Дайте, дети, мне ответ, Будет больно или нет? (Да)

Врать не будем никогда? (Да)

Маму слушаем всегда? (Да)

Можно спичками играть? (Нет)

Детям свечи зажигать? (Нет)

Причиняет огонь зло? (Да)

А даёт огонь добро? (Да)

Ты труслив, когда беда? (Нет)

Силы жалко для труда? (Нет)

С огнём всегда ты осторожен? (Да)

Что ж, завершать игру мне можно? (Да).

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно отвечали.

Отгадайте загадку: Он в беде помочь спешит

На машине красной мчит,

Тушит он пожар сиреной,

И водой, песком, и пеной.

-Д: это пожарные.

Работа пожарных трудная, тяжелая. Чтобы справиться с ней, пожарные должны быть сильные, ловкие, смелые, закаленные.

Физкульт минутка:

Что нужно делать, чтобы стать сильным?

Физкультминутка: «Чтобы сильным стать и ловким» приступаем к тренировке.

1, 2, 3, 4, 5 надо руки поднимать.

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Воспитатель: Молодцы, ребята, только так можно стать сильным и смелым.

Профессия пожарного считается одной из самых опасных в мире. У пожарных есть специальная одежда, которая защищает их от огня. Она сделана из ткани, которая не горит. На голове у них каска. На ногах прочные и удобные сапоги. Самых отличившихся на пожаре, награждают медалью «За отвагу на пожаре».

-В: По какому номеру нужно вызывать пожарных?

-Д: 01 или 112.

-В: что нужно сообщить по телефону?

-Д: адрес, фамилию, и что горит.

Давайте представим, что случился пожар, что делать?

Срочно вызвать по 01 или 112 пожарных.

Покинуть помещение.

Позвать на помощь родителей или соседей.

Не прятаться под кровать или шкаф.

Если в квартире много дыма, нужно низко пригнуться, закрыть рот и нос мокрым платком, и быстро двигаться к выходу.

Пользоваться лифтом нельзя, во время пожара отключают электричество и лифт может «застрять», а вы задохнуться в нем от дыма.

-В: Давайте поиграем, я - диспетчер, принимаю вызовы.

-В: пожарная слушает, что случилось?

-Д: у нас пожар!

-В: ваш адрес?

-Д: сообщают адрес.

-В: назовите вашу фамилию и что горит? Спасибо вызов принят.

Добрый огонь нам конечно же нужен.

С добрым огнем, мы конечно же дружим

Но в жизни бывает огонь и другой.

Коварный, опасный, жестокий и злой.

Будьте всегда осторожны с ним дети

Твердо запомните правила эти.

-В: А теперь, с помощью опытов, давайте все это закрепим.

1 чаша с «огнем» -  тушим водой из лейки,

2 чаша – тушим песком из чашки,

3 чаша – накрываем одеялом

- В: Что произошло?

-Д: огонь потух.

-В: Будьте с огнем осторожными дети,

Твердо запомните правила эти:

  1. Никогда и нигде не играть со спичками
  2. В лесу не разжигать костры
  3. Не зажигать без взрослых плиту
  4. Не оставлять включенными электрические приборы

Пожар может начаться, если оставлять огонь без присмотра.

Сегодня мы с вами узнали, что огонь может быть для нас кем?

-Д: другом или врагом!

-В: но все же пользы от огня больше чем вреда. Я очень хочу, чтобы вы были осторожны с огнем, внимательны и всегда соблюдали правила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".

Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».                 Программное содержание:Показать детям значение...

Конспект открытого занятия на тему: «Огонь друг – огонь враг»

1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь и как человек научился управлять огнём. 2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с...

Тема: «Огонь – друг, огонь – враг.» (подготовительная группа детей с ЗПР)

На сегодняшний день одной из главных задач педагогов дошкольных образовательных учреждений является обучение основам безопасного поведения детей в различных ситуациях. ...

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: "Огонь-друг, огонь-враг"

Конспект открытого занятия в средней группе на тему: Огонь-друг, огонь-враг"...

План-конспект занятия (познание, старшая группа) по теме: «Огонь – друг, огонь - враг».

Воспитывать осторожность при обращении с огнем. Развивать чувство ответственности за свои поступки.Создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни человека, формиров...

Проект для детей старшей группы на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».

Задачи:Формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека.Формировать чувство повышенной опасности огня.Формир...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Огонь - друг, огонь - враг"

Программное содержание:Познакомить детей с историей появления огня в жизни человека;Сформировать представления детей о положительной роли огня в жизни человека;Закрепить знания детей об опасных ситуац...