Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Огонь - друг, огонь - враг"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Фролова Любовь Николаевна

Программное содержание:

Познакомить детей с историей появления огня в жизни человека;

Сформировать представления детей о положительной роли огня в жизни человека;

Закрепить знания детей об опасных ситуациях,  связанных с огнем,  причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;

Познакомить детей со средствами пожаротушения, пожарной техникой, профессией пожарных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Огонь - друг, огонь - враг28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №122 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей

Невского района г. Санкт – Петербурга

Конспект НОД

для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «Огонь – друг, огонь – враг»

                                                                                 Составитель

Фролова Любовь Николаевна,

                                                                                  Воспитатель

2014 г.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей с историей появления огня в жизни человека;
  • Сформировать представления детей о положительной роли огня в жизни человека;
  • Закрепить знания детей об опасных ситуациях,  связанных с огнем,  причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре;
  • Познакомить детей со средствами пожаротушения, пожарной техникой, профессией пожарных.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к труду пожарных;
  • Воспитывать чувство ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

Активизация словаря:

Огонь, костер, печь, камин, свеча, гончар, стеклодув, кузнец, металлург, электроприборы, пожар, языки пламени, дым, пожарный, пожарная машина, шланг-рукав, спецодежда, средства тушения пожара.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме: «Огонь»;
  • Рассматривание сюжетных картинок по теме: «Пожарная безопасность»;
  • Чтение произведений С. Я. Маршака «Кошкин дом» , «Пожар»;
  • Отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, связанных с огнем;
  • Дидактические игры: «Горит – не горит», «Запрещается – разрешается».

Материал:

  • Два рисунка с изображением «доброго и злого» огня;
  • Картинка с изображением первобытных людей, добывающих огонь;
  • Плакат «огонь – друг»;
  • сюжетные картинки с разными пожароопасными ситуациями;
  • картинки с изображением пожарного, пожарной машины, предметов пожаротушения;
  • светофорчики (красный – зеленый) для дидактической игры «Запрещается – разрешается»;
  • мяч;
  • разрезные картинки, с изображением пожароопасных ситуаций.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание;
  • Коммуникация;
  • Безопасность;
  • Социализация

Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадку:

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи,

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

                                      (огонь)

Воспитатель показывает два рисунка с изображением «доброго» и «злого» огня.

Воспитатель. Ребята, что вы видите на рисунках? Чем отличается огонь на одном рисунке от огня на другом рисунке? Как вы догадались? А как вы считаете, действительно ли огонь может быть «добрым», то есть другом для нас и «злым», то есть врагом? Давайте обсудим это на нашем сегодняшнем занятии. А какой еще бывает огонь? (Разный, красивый, волшебный, безжалостный, тихий, хороший, страшный, большой, маленький, сильный, слабый, ярко-красный, рыжий, жаркий). А знаете ли вы откуда появился огонь в жизни человека? Послушайте мой рассказ…

Воспитатель. Не всегда жизнь человека была такой, как сейчас. Давным-давно люди пользовались только тем, что давала сама природа. Днем наших предков согревало солнышко, ночью они замерзали. Убежищами древним людям служили каменные пещеры, где было холодно, сыро, темно. Однажды от молнии загорелось дерево, и один смелый древний человек, подобрал горящую ветку на опушке подожженного молнией леса. Отнес ее в пещеру, стал “кормить” огонь сухими листьями, травой, хворостом, защищать от ветра и дождя. Так, наверное, впервые появился у человека свой собственный “ручной огонь”. Огонь разгонял тьму – вместе с нею страх. Огня боялись самые грозные звери. А дым отгонял вредных летающих насекомых. Случалось, что огонь угасал, и пришлось человеку задуматься, как же получается огонь. Кто-то заметил, что, когда обрабатывают один камень другим, появляются искры. Вот и стали люди высекать камнем искры и зажигать костер тогда, когда им было нужно. Знания древних людей мы до сих пор используем. Например, в зажигалке. Этот камень называется кремень. Как только подружился огонь с человеком, он стал ему верным помощником. Расскажите, пожалуйста, о том, где и как огонь служит человеку?  

Беседа с детьми по плакату “огонь - друг”.

Воспитатель. Ребята давайте подумаем, всегда ли огонь является нашим другом? Назовите ситуации, когда огонь из друга превращается в врага.

Д/и «Какие из нарисованных ситуаций могут стать причиной пожара? Почему вы так думаете?» Получается, если нарушить правила пожарной безопасности, то огонь мгновенно может превратиться из нашего друга в беспощадного врага, тогда может возникнуть пожар. А все ли предметы горят? Давайте поиграем с вами в игру, которая называется “Что может загореться в доме?”. Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить. Встаньте, пожалуйста.

Слова: камень, бумага, гвоздь, шторы, столовая ложка, тетрадь, одежда, стол, мебель,  ведро, бензин, краска.

Воспитатель. Молодцы, садитесь. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Пожар”:

…Мать на рынок уходила,

    Дочке Лене говорила:

-  Печку, Леночка, не тронь.

    Жжётся, Леночка, огонь!

    Только мать сошла с крылечка,

    Лена села перед печкой,

    В щёлку красную глядит,

    А в печи огонь гудит.

    Приоткрыла дверцу Лена –

    Соскочил огонь с полена,

    Перед печкой выжег пол,

    Влез по скатерти на стол,

    Побежал по стульям с треском,

    Вверх пополз по занавескам,

    Стены дымом заволок,

    Лижет пол и потолок.

    Но пожарные узнали,

    Где горит, в каком квартале.

    Командир сигнал даёт,

    И сейчас же - в миг единый –

    Вырываются машины

    Из распахнутых ворот.

    Вдаль несутся с гулким звоном.

    Им в пути помехи нет.

    И сменяется зелёным

    Перед ними красный свет.

    В ноль минут автомобили

    До пожара докатили,

    Стали строем у ворот,

    Подключили шланг упругий,

    И, раздувшись от натуги,

    Он забил, как пулемёт.

    Заклубился дым угарный.

    Гарью комната полна.

    На руках Кузьма-пожарный

    Вынес Лену из окна….

Воспитатель. Дети, по какой причине произошел пожар? Кто спас Лену? На чем приехал пожарный?

Давайте с вами рассмотрим плакаты, на которых изображены пожарный, пожарная машина. А теперь поиграем в игру. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечайте и бросайте мяч мне обратно.

  • Для чего пожарной машине нужна сирена?
  • Почему пожарная машина красного цвета?
  • Зачем машине раздвижная лестница?
  • Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар?
  • Почему пожарный так одет?
  • Чем можно затушить огонь?

Воспитатель. Молодцы, а теперь посмотрим, как вы справитесь со следующим моим заданием. Поиграем в игру «Выбери нужное». Посмотрите на картинки,  и скажите мне, какие из изображенных предметов используют при тушении пожаров, а какие предметы могут вызвать пожар? (огнетушитель, ведро, телевизор, телефон, песок, шлаг-рукав, керосиновая лампа, каска пожарного, зажигалка, электроплита, противогаз, розетка с подключенным проводом). Молодцы.

Ребята, но бывают такие ситуации, когда все-таки возникает пожар. И очень многое зависит от того, как вы себя будете вести во время пожара. Ведь только правильные действия помогут спасти вам свою жизнь. Для этого нужно обязательно знать правила поведения при возникновении пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается - запрещается».

Возьмите в руки свои знаки – светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок – если это делать можно:

  • В случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
  • Бросать горящие спички;
  • Кричать и звать на помощь взрослых;
  • Оставаться в помещении, где начался пожар;
  • Открывать окна и двери во время пожара;
  • Закрывать нос, голову и рот мокрым полотенцем;
  • Прятаться в угол, под кровать, в шкаф;
  • Оставлять без присмотра включенный утюг;
  • Пользоваться лифтом;
  • Тушить водой горящие электроприборы;
  • Обращаться к соседям за помощью;
  • Если пожар маленький, попытаться затушить его самому;
  • Слушаться во всем пожарных.

Воспитатель. Молодцы, ребята. И в заключение нашего занятия давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я даю разрезную картинку. Ваша задача быстро собрать картинку и объяснить, что на ней изображено.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Наше занятие подошло к концу. Вы узнали, что огонь может быть нам другом, но также и врагом, если мы не соблюдаем правила пожарной безопасности. Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, всегда соблюдали правила пожарной безопасности, и огонь обязательно будет вашим другом и помощником..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему "Огонь твой друг или враг?"

Данное занятие помогает детям расширить представления по пожарной безопасности. Конспект представлен в форме путешествия в мир огня с использованием ИКТ. В презентации все картинки в уменьшенном виде....

Конспект интегрированного занятия в средней группе по аппликации. Тема: Огонь друг-огонь враг. Пожарная машина.

Конспект интегрированного занятия в средней группе по аппликации.Тема: Огонь друг-огонь враг. Пожарная машина. Цели: формирование у детей знаний о пожарной безопасности в помещении. Знакомство с ...

Конспект НОД в средней группе по окружающему миру. Тема :Огонь - друг, огонь — враг.

Программное содержание: Познакомить дошкольников с машиной специального назначения - пожарная машина. Сформировать правильное отношение к огню. Рассмотреть разные варианты обращения с огнем, когда ого...

Конспект занятия ООД о правилах пожарной безопасности в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста на тему: «Огонь - друг, огонь - враг»

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.Задачи:Обучающие: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя; правильно использовать в речи названия предметов; активизирова...

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Огонь бывает разным»

Конспект совместной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Огонь бывает разным» с использованием электронных образовательных ресурсовЦель: закрепить...

Конспект НОД в группе младшего возраста на тему: "Огонь-друг! Огонь-враг!"

Конспект  НОД в группе младшего возраста«ОГОНЬ – ДРУГ!ОГОНЬ-ВРАГ! »Воспитатель 1 категории Новикова С.ПЦель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.Задачи:Обучающие...