Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крылова Ольга Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_russkogo_naroda.docx206.33 КБ

Предварительный просмотр:

РыбкаМуниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

      д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,

393460.

тел. (07558) 4-16-89

Конспект

организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной группе

«Как люди на Руси жили!»

                 Составила: воспитатель

                                                                                        I категории

                                                                 Крылова Ольга Викторовна

г.Уварово

2017г.

Программное содержание:

Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, запечье, рушник); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, большая лопата); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.

Цель:  познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.

Образовательные  задачи:

  • расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины;
  • закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта;
  • вызвать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

Развивающие задачи:

  • развитие интереса к прошлому;
  • развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к  традициям русского народа;
  • приобщение детей через музыку русских народных песен  к истокам русской культуры.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник, иллюстрации к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и Журавль», «Царевна-лягушка», изба, оформленная под русский быт.

 Предварительная работа:

  • Беседы: «Мы россияне», «Народное творчество».
  • Просмотр презентаций:  «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы».
  • Изготовление макета– русская  изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
  • Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование. 

Ход  организованной образовательной  деятельности.

I.Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
Здравствуйте. 

II. Основная часть.

Воспитатель:  Давайте сегодня  с вами отправимся в путешествие  в прошлое, узнаем русские обычаи  и традиции, а поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:  
Ты катись, катись, клубок, 
С овражка на мосток. 
Только сильно не спеши, 
Путь-дорожку укажи. 
Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).

В горнице  детей встречает  русская барышня – красавица.
Воспитатель. Здравствуйте хозяева! 
Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – расскажите нам  о русских обычаях  и традициях.
Хозяйка. Хорошо, но сначала я  должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались……( избами). 
Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? 

Дети отвечают.  Из сосны или ели.

Хозяйка. В избу вели деревянные ступеньки.  Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. Что же было в каждой избе?
Дети:
 В каждой избе была печь.

Хозяйка. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные.

Воспитатель: Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находились  деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе  занимала  печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. Для чего они были нужны?
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. 
По диагонали от печи в избе находился
красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. 

Физкультминутка «Во саду ли, в огороде»

 (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

Воспитатель. Что же значит название Красный угол?

Дети.  Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». 
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Хозяйка. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. А знаете, как здоровались в старину?

Дети отвечают

Хозяйка. Говорили: «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?

Дети отвечают

Хозяйка. Правильно. Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка. Что необходимо сделать перед едой?

Дети. Вымыть руки.

Хозяйка. Как мыли руки в старину?

Дети отвечают.

Хозяйка. Из рукомоя. Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называли? Рушник – для рук. Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи – на стол мечи»,- гласит русская пословица.

«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину.

Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши».  В какой сказке вы слышали это выражение?

Дети. («Лиса и Журавль»)

Хозяйка. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься.

Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?

Дети отвечают.

Хозяйка. Чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол?

Дети отвечают.

Хозяйка. «Каша – мать наша», - говорили тогда. Ее ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля?

Дети. Кашей.

Хозяйка. А он ее чем потчевал? (Окрошкой.) Кто знает, что это такое?

Хозяйка. На первое варили щи. Что для этого надо?

Дети отвечают.

Хозяйка. Варили и уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка?

Дети отвечают. «По щучьему веленью»

Хозяйка. В старину ели много мяса: свинину, телятину, баранину. Чье это мясо? Раньше коров, быков называли одним словом – «говядо». Отсюда и название мяса – говядина.

Ни один пир не обходился без пирогов.

Хозяйка. От какого слова произошло слово «пирог» (Пир – пирог). В старину говорили: «Красна изба углами, а обед – пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, ягодная, грибная, гороховая. А что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются?

Дети вспоминают.

Хозяйка. «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попала». Мед – медовый или фруктовый напиток. Еще варили кисели.  «Киселем брюхо не испортишь», - говорили в старину.

В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком? Пили березовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок, чтобы не испортить дерево.

Дети отвечают.

Хозяйка. Ели много овощей. Каких? Мы уже говорили, что картошки тогда не знали. Вместо нее в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках. Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока, яиц, масла не полагалось.

Воспитатель. Что же можно было есть? Давайте придумаем меню на постный день.

Дети придумывают.

Хозяйка: На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

Хоровод «Каравай»

Хозяйка. А в угощенье я вам испекла румяные пирожки с яблоками.
(Хозяйка выносит на подносе пирожки и угощает детей. Воспитатель берёт у неё поднос и предлагает детям попить чай с пирожками в группе.) Воспитатель. Давайте поблагодарим нашу хозяйку за интересный рассказ, по старинному обычаю пожелаем ей:  жить поживать и добра наживать. Пора нам возвращаться в группу,   и снова поможет нам волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:  
Ты катись, катись, клубок, 
С овражка на мосток. 
Только сильно не спеши, 
Путь-дорожку укажи. 
Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в группу.

Воспитатель.  Путешествию конец, кто был с нами -  молодец.

Дидактическая игра «Что ели люди в старину?».

На столе лежат иллюстрации к различным сказкам «Маша и медведь» (Маша печет пироги, «Гуси – лебеди» (дети у молочной реки), «Колобок» (бабка сажает его в печь), «Царевна – лягушка» (пир), «Лиса и Журавль», «Снегурочка» (девочки в лесу собирают ягоды и грибы), «По щучьему велень.» (Емеля держит в руках щуку), «Соломенный бычок – смоляной бочок» (лиса ведет гусей, волк – баранов), «Курочка – ряба».

Есть также иллюстрации к сказкам, не имеющим отношение к еде, например, «Теремок», «Заячья избушка».

Найдите сказки, из которых можно узнать,  что ели люди в старину.  Как они называются?

Расскажите отрывок, который изображен на выбранной вами картинке.

Воспитатель. А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать или слепить угощенье, которое  можно было испечь в печке.

Дети  приступают к самостоятельной творческой деятельности.

III. Заключительная часть.

Воспитатель.  А в конце вашей работы мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель.  Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Как люди на Руси жили"

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности  на неделю (старший дошкольный возраст)....

Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"

Презентация к проекту   "Как люди на Руси жили"...

Проект «Как люди на Руси жили»

Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаи...

Как люди на Руси жили

Проект о жизненном укладе жителей Древней Руси...

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

В древние времена почти все постройки на Руси были из  дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...

Проект "Как люди на Руси жили"

quot;Как люди на Руси жили" 1. ВведениеИсследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обыч...

Конспект занятия "Как на Руси жили люди"

На Руси жили люди, чья жизнь была пропитана традициями и обычаями. Их быт отличался от современного образа жизни. Главным занятием русского народа было земледелие. Жители Руси выращивали зерно, овощи ...