Проект «Как люди на Руси жили»
проект по логопедии

Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt1.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ В  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МБДОУ № 23  Детский сад «Золотой петушок»

Учитель-логопед Смирнова Наталья Викторовна

Воспитатели Минова Янита Петровна, Тимонина Татьяна Ивановна

             Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования. Опыт такого взаимодействия на базе логопедической подготовительной к школе группе,  выраженный в долгосрочном проекте «Как люди на Руси жили» мы предлагаем вашему вниманию.

Интегрированный подход в реализации проекта обеспечил условия для усвоения содержания разных образовательных областей  как единое целое.

Целью проекта явилось воспитание у дошкольников нравственно-патриотических качеств посредством создания в группе мини-музея в целях приобщения дошкольников к истории, быту, культуре и традициям русского народа.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

  • Познакомить детей с культурным наследием предков, воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
  • Развивать нравственно-патриотические качества личности дошкольника, помочь осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего.
  • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
  • Развивать и корректировать все компоненты речевой системы ребенка с учетом ведущих линий речевого развития – фонетики, лексики, грамматики и связной речи.
  • Развивать свободное общение с взрослыми и детьми.
  • Развивать психические процессы, мелкую моторику.
  • Формировать двигательные и певческие качества в процессе музыкально-ритмической деятельности.
  • Формировать творческие наклонности, творческую самостоятельность, эстетический вкус.
  • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.

Работа над проектом началась с  составления обоснованного плана действий, который формировался и уточнялся на протяжении всего периода и проходил

несколько этапов:

1. Постановка цели.
2. Поиск формы реализации проекта.
3. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта.
4. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5. Определение направлений познавательной и практической деятельности.
6. Организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, познавательной и практической деятельности.
7.  Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

              Проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма,  подробный план действий, организация предметной среды,  связанной  с темой проекта - разрабатывались коллективно. Выделили место в группе для организации мини-музея, с помощью родителей воссоздали основные детали и обстановку русской избы, передающую дух и атмосферу русского быта. Преобразовали действующие шкафы в русскую печь, рядом расположили лавки, стол, прялку, повесили люльку. Оснастили избу самоваром, деревянными ложками, мисками, утюгом, прялкой  и прочими предметами домашнего обихода.

Надо отметить, что помимо натуральных предметов, мы использовали некоторые предметы, имитирующие реальные.  Например, изба из бумаги с поднимающейся крышей и мебелью,  сделанная руками родителей и детей.

          Параллельно с  организацией предметной среды, мы приступили к планированию организованной образовательной деятельности, которая выразилась в интегрированном тематическом цикле по ознакомлению с традициями, праздниками и обрядами русского народа:

1. «Знакомство с русской избой».

Знакомство детей с устройством русской избы, обстановкой, утварью. Рисование русской избы.

2. «Русский самовар».

Знакомство с историей возникновения промысла самоваров, знания о способе розжига самоваров, рисование и лепка самоваров, обогащение словаря.

3. «Прялка и веретено»

 Совместная практическая деятельность детей и  родителей. Родители показали детям,  как в старину перебирали шерсть и пряли ее в нить. Каждому ребенку была предоставлена возможность опробовать этот вид деятельности, которая обогатила собственный опыт детей и оказала положительное  воздействие на  пальчиковую моторику.

4. «Народный костюм».

Знакомство с внешним видом костюма, его особенностями и деталями, традициями изготовления и ношения. Продуктивное творчество детей активизировалось на данном этапе в  театрально-игровой деятельности. Сочинение собственных сюжетов, творческая интерпретация заданного сюжета,  исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.) – объединились в единое целое.

5. «Русская игра».

Знакомство с русскими играми  («Волки во рву», «Наседка и коршун», «Горелки», «Чехарда», «Выбивалы», «Бой петухов» и т.д.)  в процессе организованной образовательной деятельности с тренером по физической культуре. Дети  совместно с воспитателями, учителем-логопедом и тренером по физической культуре изучали и  играли в русские  народные игры.

                 Активное участие учителя-логопеда в реализации данного проекта обеспечило положительное решение коррекционно-развивающих задач. Обеспечение учителем-логопедом творческого  характера коррекционно-развивающей деятельности, поддержание позитивного эмоционального настроя, мотивация необходимости владения собственной речью, её выразительными средствами, выступили мощными активаторами  развития творческих и умственных способностей наших детей. Это проявилось в желании детей формировать собственное речевое высказывание, контролировать поставленные звуки в спонтанной речи. А, как известно, заинтересованность ребенка способна творить чудеса: он незаметно растет интеллектуально и личностно как в собственных глазах, так  и в глазах окружающих, что в свою очередь значительно активизирует устранение недостатков речи. Это одна из главных особенностей проектного метода применяемого в логопедической группе.

                Итогом  проекта стал народный праздник «Масленица», в котором приняли участие дети,  родители и педагоги. Концертная  программа,  подготовленная детьми, включала в себя народные песни и попевки, танцы,  игры, загадки, пословицы, мини-драматизации. Родители угощали детей и педагогов  блинами и горячим чаем из самовара.

                 Совместная деятельность воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя, тренера по физической культуре, родителей и детей в этом проекте обогатила знания детей о том, где они живут, кто их предки, какова малая Родина, какая великая держава их страна и т.д.

Интеграция направлений:

- активизировала познавательное развитие детей, их коммуникативные способности;

- реализовала потребности детей в самовыражении в творческих видах детской деятельности: рисовании, драматизации, игре, речевом и музыкальном творчестве;

- расширила и систематизировала словарный запас, развивала инициативную речь, совершенствовала грамматическую структуры речи.

                    Дидактический смысл этого проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки разнообразной деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

                   Педагогический коллектив нашей группы считает, что планирование организованной образовательной деятельности  интегрированного характера и использование новых технологий, помогает  детям самореализовываться  и самовыражаться, а так же  способствуют повышению уровня профессионального интереса и творческой активности педагогов.

Перечень литературных источников

О.Н. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством».

Л.В.    Ефимова «Русский народный костюм».

Л.А.Иванцова «Народные и обрядовые праздники».

О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Е.А.Покровский «Русские народные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Как люди на Руси жили"

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности  на неделю (старший дошкольный возраст)....

Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"

Презентация к проекту   "Как люди на Руси жили"...

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Как люди на Руси жили

Проект о жизненном укладе жителей Древней Руси...

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

В древние времена почти все постройки на Руси были из  дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...

Проект "Как люди на Руси жили"

quot;Как люди на Руси жили" 1. ВведениеИсследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обыч...

Проект "Как люди на Руси жили"

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию о жизни и традициях русского народа....