Проект "Как люди на Руси жили"
проект (старшая группа)

Котова Елена Владимировна

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию о жизни и традициях русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_lyudi_na_rusi_zhili_starshaya_gruppa.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по патриотическому воспитанию

"Как люди жили на Руси"

  1. Введение

Исследовательский творческий проект «Как люди жили на Руси» посвящен изучению истории русского быта, поверий, традиций и обычаев русской семьи, обустройства деревенской избы. Выбор данной темы обусловлен интересом детей к образу жизни русского народа, к разнообразию старинных предметов домашнего быта, к разделению труда в семье, к традициям русского народа в воспитании мальчиков и девочек.

Цель проекта:

  1. Исследование истории быта простого русского крестьянского народа и его влияния на  воспитание мальчиков и девочек.
  2. Формирование любви и уважения к культуре русского народа.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с разнообразными предметами домашнего обихода, их назначением и названиями.

Сравнить выделить и исследовать, различия в воспитании мальчиков и девочек на   Руси.

  1. Провести опрос детей с целью выяснения знаний названий и назначения предметов.
  2. Провести опыты по применению предметов старинного русского быта в  современных условиях.
  3. Изготовить макет старинной русской избы с интерьером.
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Устройство русской избы. На занятиях по патриотическому воспитанию, мы часто рассматриваем  убранство «русской избы» и предметы домашнего обихода.

Дети с интересом узнают о том: как раньше жили русские люди; как использовались предметы русского быта; как называются эти предметы и как их использовали предки?

Для того чтобы побольше узнать о старинном быте русского народа дети рассматривали иллюстрации в книгах, читали энциклопедии, смотрели видеофильмы.

Стало известно о том, что в древние времена почти все постройки, предметы домашнего обихода на Руси были сделаны из дерева. Раньше считалось, что дерево полезно для здоровья человека и благоприятно влияет на него, оно полезно для него. Дерево с давних пор считают символом рождения и продолжения жизни. Избы В старину избы строили из хвойных пород, сосны или ели, поэтому от бревен в избе стоял приятный запах. Смолы.

Самая распространенная постройка того времени- крестьянская изба или деревенский дом. Русские люди строили для своих семей прочные дома, которые стояли веками.

Избу крестьянине строили сам или нанимали опытных плотников. Иногда жители деревни организовывали помощь, и всей деревней работали для одной семьи.

Интересно заглянуть в русскую избу. Какая там была обстановка? Как выглядела мебель, посуда?

В энциклопедиях рассказывается о том, что жилище крестьян было приспособлено к их образу жизни. Обстановка в избах скромная, строгая, все на своих местах, в обиходе используются только необходимые предметы быта.

При входе в избу встречался высокий порог и низкая притолока. Таким образом крестьяне старались сберегать тепло и не выпускать его.

Центральное место и избе занимает печь. От того, как располагалась печь зависела вся внутренняя планировка жилища. Печь ставили с светлом месте, отдаленном от стен чтобы не произошло возгорания избы.

Пространство между стеной и печью называли «запечьем». Там у хозяек хранились приспособления, необходимые для работы: ухваты, лопата, кочерга.

На шестке у печи располагались чугуны и горшки для приготовления пищи. В нише под шестком хранили  разный инвентарь, а также дрова. Еще в печи выстраивали небольшие ниши, которые использовали для сушки валенок  и рукавиц.

Печь называлась в народе «Кормилицей, матушкой»  «Матушка – печка, укрась своих детушек», - причитывала хозяйка при выпечке хлеба и пирогов. В современной квартире таких печей нет, ее заменяет плита, но в деревнях бабушки до сих пор пекут пироги в русских печах.

Но и современные люди используют присказку «Матушка – печка, укрась своих детушек» при изготовлении своих игрушек из теста иле выпечке пирогов в духовке. Люди верят, что благодаря ей изделия получаются более румяными и красивыми.

Печь у крестьян была излюбленным местом всех членов семьи. Она обогревала дом, там было уютно и тепло даже в самые лютые морозы, а также кормила всю семью.

На печи спали старики и дети, а вот здоровым и молодым на печи лежать не разрешалось. О лентяях порой высказывались: «Он на печи протирает кирпичи».

Хозяйка больше всего времени проводила у печи. У места возле печи даже было свое название, оно называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Хозяйка тут и еду готовила, и здесь же, в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная утварь. Возле печи располагались полки, на которых вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

А вот угол около двери был мужским и назывался он - «коник». В углу около двери стояла лавка с узором в виде конской головы. На этой лавке хозяин работал, а иногда он на ней и спал. Под лавкой хозяин хранил свои инструменты. В мужском углу висела сбруя и одежда.

В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке - «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В «красном углу», самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась красиво-вышитым полотенцем - «рушником». Божницу подсвечивали лампадкой - это сосуд с маслом и свечами.

Входя в избу. человек обязательно должен был снять головной убор, и повернувшись лицом к иконам, низко покланяться и покреститься, только после этого мог войти в дом. Иконы бережно хранились и передавались из поколения в поколение.

В «красном углу» по православному обычаю ставили обеденный стол. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол накрывали скатертью. Соль и хлеб считали символами благополучия и достатка семьи, поэтому на столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба.

У каждого члена крестьянской семьи было свое место за столом. Почетное место во главе стола принадлежало отцу и называлось – «большак». Справа от хозяина сидели сыновья. Левая лавка предназначалась для женской половины семейства. Место хозяйки было с краю лавки, к столу она присаживалась редко. Как правило она хлопотала у печи, подавала на стол еду, а дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда отец даст команду и позволит начать прием пищи: «С Богом, начали», и только после этого все начинали есть. За столом запрещалось громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого к столу слетятся голодные «злыдни» - уродливые человечки, которые принесут голод, болезни и нищету.

К хлебу крестьяне относились с особенным почетом. Хозяин раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб не было принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Также почитали и соль, которую к столу в красивых плетеных или деревянных «солонках».

Одним из важных правил и обычаем русской жизни было гостеприимство, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.

  1. Быт крестьян. Много предметов в русской избе делались собственными руками. Сами мастерили и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - деревянные сундуки, обитые железом. В них хранили все самое ценное: одежду, приданое. Сундуки закрывали на замки. Чем больше было в домн сундуков, тем зажиточнее считалась семья.

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением избы. Люди верили в то, что узоры выделанные на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

В крестьянской избе была разнообразная посуда: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Для хранения сыпучих продуктов, использовали деревянные поставцы с крышками, в берестяных туесах.  Также широко использовали плетеные изделия – лукошки, короба.

  1. Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому признаку.

Крестьянские семьи были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Считалось, что к 7-8 годам дите уже «входит в разум» и начинали приучать его к труду, обучать его всему тому, что знали и умели сами.

Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок готовился к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери – хранительницы домашнего очага.

Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом с взрослым и наблюдал за тем, как тот работает. Позже он начинал подавать инструменты, придерживать что-нибудь, таким образом становился помощником.

Через некоторое время ребенку уже поручали выполнение части работы. Специально для этого изготавливали детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, небольшую прялочку.

Детей приучали бережно относиться к инструменту: «свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – испортят»-говорили старшие. У других инструмент брать не разрешалось. «Хороший мастер работает только своим инструментом», - поучали родители.

За выполненное дело ребенка ожидала похвала, а первое изделие, выполненное ребенком, ему же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Сыновья были главными помощниками и опорой отца, а дочки помощницы матери. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.

Каждый крестьянин умел плести лапти. Их мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сплести их крепкими, теплыми, непромокаемыми.

Отец часто наставлял советом сыновей, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит»,

«Лишнее ремесло за плечами не виснет», - приговаривал он.

Ни один крестьянский двор не обходился без скотины. Держали лошадь, корову, коз, овец, птицу. Ведь скотина кормила семьи, давая много полезных продуктов. Мужчины ухаживали за скотиной: кормили, убирали навоз, чистили животных. А вот женщины доили коров, гоняли скотину на пастбище.

Главным помощником в хозяйстве была лошадь. Весь день работала в поле с хозяином. Обязанностью сыновей было пасти лошадь.

Лошади для работы требовались разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани, телеги. Это все хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.

С раннего детства любой мальчик умел запрягать лошадь. С 9 лет он учился ездить верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8-9 лет отпускали в пастушки, он работал «в людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была значимая помощь семье.

С 10-12 лет сын уже помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.

С 15-16 лет сын уже работал наравне с отцом. Отец находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».

Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а для отца- гордость, что у него помощники растут.

Девочек к труду приучала мать, старшая сестра или бабушка. Их учили мастерить тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старательно украшали свои изделия, так как по красоте кукол люди судили о том, какая она мастерица.

После девочки играли с, изготовленными своими руками, куклами: «ходили в гости», кормили, баюкали, пеленали, В народе считали, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Таким образом девочки через игру приобщались к радостям материнства, учились быть заботливыми.

Но играли в куклы  только младшие девочки, старшие сестры ухаживали за грудными детьми. Пока мать на целый день уходила в поле или была  занята другими хлопотами, вся забота о грудных детях переходила на старших дочерей, которые почти полностью заменяли мать младшим братьям или сестрам. Девочки - няньки целый день проводили с грудными детьми: играли с ними, кормили, успокаивали, баюкали. Иногда девочек, хорошо справляющихся с обязанностями няньки, отдавали в другую семью «внаем». Уже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: еду, отрезы материи, платочки и другие нужные вещи.

Так и жили: младшие девочки – няньки возятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

В 7 лет крестьянские девочки начинали учиться прясть. Отец мастерил для дочери первую не большую прялочку. На них девочки учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.

Часто девочки собирались  на посиделки, где они беседовали, пели песни и работали: пряли, шили, вышивали, вязали разные вещи  для братьев сестер и родителей, вышивали полотенца, плели кружево.

К девяти годам девочки помогали метрии готовить еду.

На специальных ткацких станках крестьяне сами ткали ткань для одежды. Такую ткань называли – домотканая. Зимой женщины пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочки помогали матери, а к шестнадцати годам уже умели ткать самостоятельно.

Также девочки учились ухаживать за скотиной, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери часто приговаривали: «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».

Постепенно девочке прививали осознание того, что она - будущая хозяйка, которая должна выполнять всю женскую работу. Дочка знала, что «Хозяйство водить – не разинув рот ходить». «Без дела жить – только небо коптить», - так всегда говорила мать.

В результате такого воспитания в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы помощники, да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, повзрослев создавали свои семьи, где передавали мастерство своим детям и внукам.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания о жизни крестьян, о традициях и обычаях русского народа. Узнали о предметах быта крестьян и о том, как было обустроено их жилище– изба, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети с удовольствием участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях дети узнали о «женских» и «мужских» ремеслах.

Полученные знания способствовали развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
  2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
  3. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006

– 319 с.

  1. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
  2. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
  3. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
  4. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
  5. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
  6. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва,

«Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.

  1. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Как люди на Руси жили"

Календарно - тематическое планирование образовательной деятельности  на неделю (старший дошкольный возраст)....

Презентация к проекту "Как люди на Руси жили"

Презентация к проекту   "Как люди на Руси жили"...

Конспект занятия "Как люди на Руси жили!"

Конспект организованной образовательной деятельности...

Проект «Как люди на Руси жили»

Интеграция содержания дошкольного образования – один из ведущих принципов построения примерной образовательной программы. Интегрированный подход является стержневым и отражает взаимосвязь и взаи...

Как люди на Руси жили

Проект о жизненном укладе жителей Древней Руси...

Консультация для родителей «Как люди на Руси жили»

В древние времена почти все постройки на Руси были из  дерева. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается си...

Проект "Как люди на Руси жили"

quot;Как люди на Руси жили" 1. ВведениеИсследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обыч...