Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Как люди на Руси жили!»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гильманова Оксана Николаевна

Цель:  познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.

Образовательные  задачи:

  • расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины;
  • закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта;
  • вызвать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

Развивающие задачи:

  • развитие интереса к прошлому;
  • развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к  традициям русского народа;
  • приобщение детей через музыку русских народных песен  к истокам русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_na_rusi.docx32.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию в подготовительной группе

«Как люди на Руси жили!»

                 

Программное содержание:

Познавательное развитие: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, запечье, рушник); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, большая лопата); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Речевое развитие: обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Художественно – эстетическое развитие: формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.

Цель:  познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.

Образовательные  задачи:

  • расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины;
  • закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта;
  • вызвать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

Развивающие задачи:

  • развитие интереса к прошлому;
  • развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к  традициям русского народа;
  • приобщение детей через музыку русских народных песен  к истокам русской культуры.

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: деревянная посуда, хлеб, солонка, рушник, иллюстрации к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Колобок», «По щучьему веленью», «Лиса и Журавль», «Царевна-лягушка», изба, оформленная под русский быт.

 Предварительная работа:

  • Беседы: «Мы россияне», «Народное творчество».
  • Просмотр презентаций:  «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы».
  • Изготовление макета– русская  изба, предметы быта в ней (из соленого теста).
  • Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование. 

Ход  организованной образовательной  деятельности.

I.Вводная часть.
Воспитатель:
Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
Здравствуйте. 

II. Основная часть.

Воспитатель:  Давайте сегодня  с вами отправимся в путешествие  в прошлое, узнаем русские обычаи  и традиции, а поможет нам в этом волшебный клубочек.

Скажем волшебные слова:  
Ты катись, катись, клубок, 
С овражка на мосток. 
Только сильно не спеши, 
Путь-дорожку укажи. 
Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу (спальня оформлена под русский быт).

В горнице  детей встречает  русская барышня – красавица.
Воспитатель. Здравствуйте хозяева! 
Хозяйка. Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали?
Дети: Мы пришли к вам с просьбой – расскажите нам  о русских обычаях  и традициях.
Хозяйка. Хорошо, но сначала я  должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.
Хозяйка. Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались……( избами). 
Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен. Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? 

Дети отвечают.  Из сосны или ели.

Хозяйка. В избу вели деревянные ступеньки.  Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше. Что же было в каждой избе?
Дети:
 В каждой избе была печь.

Хозяйка. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка. Какие же были в избе полы?
Дети: Полы в комнате были деревянные.

Воспитатель: Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки. Наверху находились  деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе  занимала  печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу. Для чего они были нужны?
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. 
По диагонали от печи в избе находился
красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. 

Физкультминутка «Во саду ли, в огороде»

 (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

Воспитатель. Что же значит название Красный угол?

Дети.  Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». 
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.
Хозяйка. Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами дома. А знаете, как здоровались в старину?

Дети отвечают

Хозяйка. Говорили: «Здраве буде». Что это означает, как вы думаете?

Дети отвечают

Хозяйка. Правильно. Будьте здоровы, здравствуйте. Встречает гостей хозяйка дома, в руках у нее хлеб да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник. «Милости просим, гости дорогие. Хлеб да соль»,- с поклоном приглашает нас хозяйка. Что необходимо сделать перед едой?

Дети. Вымыть руки.

Хозяйка. Как мыли руки в старину?

Дети отвечают.

Хозяйка. Из рукомоя. Вытирали руки рушником. Почему это полотенце так называли? Рушник – для рук. Русские люди очень гостеприимны. Гостя полагалось напоить и накормить досыта.

«Все, что в печи – на стол мечи»,- гласит русская пословица.

«Хлеб на стол, так и стол – престол (священное место), а хлеба ни куска, так и стол – доска», - так говорили в старину.

Еду обычно заранее не солили, соль очень берегли. Солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по вкусу. Нежеланному гостю соль не предлагали. Про такого гостя говорили: «Ушел не солоно хлебавши».  В какой сказке вы слышали это выражение?

Дети. («Лиса и Журавль»)

Хозяйка. Во время еды в старину сидели важно, о пустяках не говорили. Вставать было нельзя. На середину стола ставилась одна большая миска на всю семью. Во главе стола сидел хозяин, и никто не смел раньше него начать есть. Он черпал деревянной ложкой первым, а за ним все остальные. Теперь понятно, что если будешь болтать за столом – голодным останешься.

Под ложку подкладывали кусочек хлеба. Зачем, как вы думаете?

Дети отвечают.

Хозяйка. Чтобы каша с ложки не капала на стол. Вообще, раньше все ели руками, кроме, конечно, жидкой пищи. Вилок в старину не было. Что же подавали на стол?

Дети отвечают.

Хозяйка. «Каша – мать наша», - говорили тогда. Ее ели ежедневно. Вспомните сказку «Лиса и Журавль». Чем угощала хитрая лиса журавля?

Дети. Кашей.

Хозяйка. А он ее чем потчевал? (Окрошкой.) Кто знает, что это такое?

Хозяйка. На первое варили щи. Что для этого надо?

Дети отвечают.

Хозяйка. Варили и уху. В какой сказке молодец ухватил щуку в руку и радовался, что уха будет сладка?

Дети отвечают. «По щучьему веленью»

Хозяйка. В старину ели много мяса: свинину, телятину, баранину. Чье это мясо? Раньше коров, быков называли одним словом – «говядо». Отсюда и название мяса – говядина.

Ни один пир не обходился без пирогов.

Хозяйка. От какого слова произошло слово «пирог» (Пир – пирог). В старину говорили: «Красна изба углами, а обед – пирогами». А уж с какой только начинкой не было пирогов: мясная, рыбная, творожная, овощная, с яйцами, ягодная, грибная, гороховая. А что пили в старые времена? Снова вспомним сказки. Как многие из них заканчиваются?

Дети вспоминают.

Хозяйка. «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, да в рот не попала». Мед – медовый или фруктовый напиток. Еще варили кисели.  «Киселем брюхо не испортишь», - говорили в старину.

В какой сказке девочке предлагали поесть простого киселька с молочком? Пили березовые и кленовые соки. Вспомните, как можно собирать сок, чтобы не испортить дерево.

Дети отвечают.

Хозяйка. Ели много овощей. Каких? Мы уже говорили, что картошки тогда не знали. Вместо нее в еду употребляли репу. На зиму огурцы солили, капусту квасили в бочках. Все дни в году делили на «постные» и «мясные». «Постных» дней было больше. В это время мяса, молока, яиц, масла не полагалось.

Воспитатель. Что же можно было есть? Давайте придумаем меню на постный день.

Дети придумывают.

Хозяйка: На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

Хоровод «Каравай»

Хозяйка. А в угощенье я вам испекла румяные пирожки с яблоками.
(Хозяйка выносит на подносе пирожки и угощает детей. Воспитатель берёт у неё поднос и предлагает детям попить чай с пирожками в группе.) Воспитатель. Давайте поблагодарим нашу хозяйку за интересный рассказ, по старинному обычаю пожелаем ей:  жить поживать и добра наживать. Пора нам возвращаться в группу,   и снова поможет нам волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:  
Ты катись, катись, клубок, 
С овражка на мосток. 
Только сильно не спеши, 
Путь-дорожку укажи. 
Клубочек катится – а дети идут следом за ним. Попадают в группу.

Воспитатель.  Путешествию конец, кто был с нами -  молодец.

Дидактическая игра «Что ели люди в старину?».

На столе лежат иллюстрации к различным сказкам «Маша и медведь» (Маша печет пироги, «Гуси – лебеди» (дети у молочной реки), «Колобок» (бабка сажает его в печь), «Царевна – лягушка» (пир), «Лиса и Журавль», «Снегурочка» (девочки в лесу собирают ягоды и грибы), «По щучьему велень.» (Емеля держит в руках щуку), «Соломенный бычок – смоляной бочок» (лиса ведет гусей, волк – баранов), «Курочка – ряба».

Есть также иллюстрации к сказкам, не имеющим отношение к еде, например, «Теремок», «Заячья избушка».

Найдите сказки, из которых можно узнать,  что ели люди в старину.  Как они называются?

Расскажите отрывок, который изображен на выбранной вами картинке.

Воспитатель. А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать или слепить угощенье, которое  можно было испечь в печке.

Дети  приступают к самостоятельной творческой деятельности.

III. Заключительная часть.

Воспитатель.  А в конце вашей работы мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель.  Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности «Познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Свет. Исследования с Наурашей».

- Развивать познавательную активность в процессе анализа понятий «светло» и «темно»- Познакомить детей с понятием «свет», «фотоны», «»скорос...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Как люди на Руси жили!»

Цель:  познакомить с некоторыми устаревшими формами вежливого обращения и с некоторыми русскими национальными традициями приема гостей; приобщать детей к русской национальной культуре.Образовател...