План - проект "Ознакомление детей с птицами на улице"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Актуальность: не всегда в городе есть у ребенка возможность в полной мере понаблюдать за птицами, узнать их особенности и повадки. Выезд за пределы города -  уникальная возможность это сделать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План – проект

 ознакомления детей подготовительной группы

с птицами на улице

МДОУ «Д/с № 125 к.в.»

Актуальность: не всегда в городе есть у ребенка возможность в полной мере понаблюдать за птицами, узнать их особенности и повадки. Выезд за пределы города -  уникальная возможность это сделать. Во - первых, увеличивается время пребывания ребенка на свежем воздухе, во-вторых, то что дача расположена в лесной зоне дает возможность понаблюдать за большим количеством разных птиц.  

  1. Провести с детьми беседу о том, что мы знаем о птицах, какое у птиц строение туловища, крыльев и т.д. и почему? Классифицировать птиц по признакам ( в частности перелетные, зимующие, кочевые).  Пояснить, почему птицы улетают и почему остаются (потому что зима очень трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день (в светлое время суток птицы не успевают прокормиться).  Они по разному приспособились к жизни в зимнее время: насекомоядные улетают в тёплые края, где нет снега и морозов, это перелётные птицы; те же, кто питается семенами растений, остатками пиши человека, приближаются к его жилью, на юг не улетают, это зимующие птицы). Вопрос: Как человек может помочь птицам зимой?

  1. Провести с детьми наблюдение за птицами из окна группы, выяснить с детьми, почему птицы могут летать?

  1. Повесить с детьми на участке кормушку и понаблюдать, какие птицы прилетят к нам на участок, сравнить их (если прилетают разные виды птиц) по размеру, окрасу оперения, особенностям строения и т.д.

  1. Совершить с детьми прогулку по даче, выйти с детьми в лес, понаблюдать, какие птицы нам встретились.

  1. Побеседовать с детьми, какие птицы им знакомы, и что они могут про них рассказать, каких птиц дети видели, но не знают про них ничего, а каких не видели вообще. Спросить, не хотят ли они узнать о встретившихся  за эти дни птицах побольше?

  1. В последующие дни познакомить детей с птицами  поподробнее:

  • Дятел

Прислушаться с детьми к звукам на улице. Если слышен непрерывный стук, то спросить у детей, кто это? Дети с радостью ответят, что это дятел. А что вы знаете о дятле? А послушайте мой рассказ.  В сказках дятла называют лесным доктором и наделяют чертами неутомимого труженика, доброго и упорного в наведении порядка и оказании помощи. Посмотрите, похож он на такого помощника?  Дятел чаще всего живет в лесу, и чем больше лес, тем больше дятлов в нем приживется. В каждом лесу найдутся старые трухлявые пни и стволы, а значит, дятлам будет работа. Птицу устраивают как хвойные, так и лиственные леса. Дятлы достаточно беззащитны, поэтому причиной гибели дятлов часто становятся нападения ястребов, куниц, рыси и других хищников.

У дятлов пестрая и разнообразная окраска, но есть и особенности строения дятлов: - короткие четырехпалые ноги, загнутые внутрь (чтобы крепче держать свое тело вертикально):  - конусовидный и сильный клюв (связано с постоянным действие – стуком о дерево); - шершавый, тонкий и очень длинный нитевидный язык (чтобы доставать добычу); - красное пятно на голове; - гибкий и упругий хвост с рулевыми перьями (служит опорой).Дятел всегда садится на нижнюю часть дерева и поднимается наверх как по спирали, вниз головой никогда не ходит.Зимой основной рацион составляют семена и орехи (встречается шелуха на земле), в морозы птицы могут приближаться к городам, питаясь пищевыми отбросами. 

  • Куропатка

Ребята, а сегодня мы с вами пойдем гулять по лесу и будем заниматься спасением. А знаете кого? Куропаток. Своими чертами куропатка напоминает небольшую курицу. Они охотно поселяются на опушках, в лесных гарях, вдоль рек. Спина у нее серого цвета, а вот брюшко рыжевато-ржавое, как и передняя часто головы. Окрас оперения серой куропатки украшен белыми пестринами.  Большую часть времени проводят на земле в поисках пищи. Летают ровно и невысоко. Серые куропатки – птицы коллективные, большую часть года проводят в стаях до 30 особей. Наибольшую активность куропатки проявляют ранним утром и поздним вечером, а днем и ночью прячутся. Зимой куропатки кормятся в лиственных лесах, при глубоком снеге могут питаться и на кормежке зайца. Чтобы добраться до питательных семян или другой растительной пищи, серые куропатки раскапывают снег, образуя туннели более полуметра.

На ночь птицы собираются в плотный круг, сильно прижимаясь друг к другу. Если ночь очень морозная, то они зарываются в снег. В снег они могут зарыться целой стаей, закопавшись в него по шею, или сделать снеговую камеру. В одной таком снежном домике могут жить как одна, так и несколько серых куропаток. Сначала птицы роют туннель длинной несколько метров, и само логово находится на расстоянии 20-40 см. от поверхности. При опасности куропатки дружно взлетают и разлетаются по разным сторона. А что будет, если ночью пойдет снег? Куропаток может завались снегом и они не смогут выбраться. Если мы с вами пройдем по сугробам, то сможем помочь куропаткам выбраться.

  • Свиристель

Ребята, вы слышите, кто – то играет на свирели? Кто бы это мог быть? Свиристель. Давайте подойдем поближе и рассмотрим её. Это небольшая птичка, но очень необычная.  Окраска розовато-серая, крылья чёрные с жёлтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза чёрные. На голове есть заметный хохолок. Обитает в лесу, но зимой часто перебирается ближе к людям и питается замерзшими ягодами, например рябиной или ранетками. И если мы увидим под деревом следы от ягод, значит, здесь были свиристели. Нередко её можно встретить и в кормушке. Песня свиристеля — журчащая трель «сви-ри-ри-ри-ри», похожая на звучание свирели. Полёт быстрый и прямолинейный.

  • Поплзень

Ребята, а что это за птичка, которая может так ловко передвигаться по стволам деревьев? Такое ощущение, будто она ползет по нему? Эта птица так и называется – поползень. Небольшая птица из семейства поползневых, обычно распространенная как в средней полосе России, так и в Сибири, где гнездится в лиственных, хвойных и смешанных лесах, а также в садах и парках населённых пунктов. В поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую даже вверх ногами.  Оперение пушистое, густое. Имеет нежный оттенок серого с голубоватым переливом, а брюшко покрыто белоснежным оперением, только по бокам можно наблюдать коричневатые полосы; хвостик маленький и прямой черного цвета. Через глаза к ушам проходит черная полоска. Клюв длинный, прямой и острый; сероватого цвета. Обыкновенный поползень — шумная птица, с большим репертуаром различных громких звуков. В любое время года делают запасы впрок, пряча по отдельности каждое семя в щелях ствола дерева и маскируя его лишайником или кусочком коры. Может одновременно набрать в клюв по несколько зернышек. Зимой охотно пользуются оставленными человеком кормушками. А еще поползня называют дятлосиницей. Как вы думаете, почему?

  1. С остальными, наиболее знакомыми детям птицами, можно провести на прогулке дидактические игры: «Узнай по описанию», «Кто прилетит быстрее?», «Узнай по голосу», «Кто чем питается?», «Кто к кормушке прилетел?», «Сравни двух птиц», «Узнай по перышку»  и т.д.
  • Синица
  • Голубь
  • Ворона
  • Сорока
  • Галка
  1. Мы сделали выводы, что птиц, которые обитают на территории дачи, достаточно много, и что все они нуждаются в помощи человека зимой. Поэтому предлагаем детям построить кормушки из подручного материала. После изготовления кормушек организуем зеленый патруль, и назначаем капитана. Развешиваем кормушки по территории дачи, и ежедневно зеленый патруль обходит все кормушки и добавляет в кормушки различные зерна, хлеб, семечки. Капитан смотрит, все ли съедено, может где – то корм целый, и кормушку целесообразнее перевесить в другое место.

                  

  1. Организуем дневник наблюдений за кормушкой на территории своего участка и записываем, какие птицы прилетали, сколько, что съедали лучше всего. Установить с детьми зависимость, что чем холоднее на улице, тем больше птиц прилетает в кормушку.
  2.  Можно вместе с детьми произвести видеозапись наблюдения за птицами, и затем просмотреть её в группе. Также можно записать пение птиц на аудионоситель и поиграть в игру «Узнай по голосу» в группе.
  3.  Вместе с детьми рисуем памятку, почему важно кормить птиц зимой, и как правильно это делать.
  4.  Лепка «Птицы в кормушке». Цель: продолжать учить детей лепить птиц, учитывая их внешние особенности.
  5.  Чтение рассказов про птиц (что бы дополнительно закрепить внешние данные и особенности поведения птиц)
  6. На улице можно загадать загадки про птиц, а отгадку нужно будет показать.
  7. Провести дидактическую игру на улице «Узнай по следам»

    

  1. Проведение подвижных игр «Вороны и воробьи», «Совушка», «Скворечники» и др
  2. Проведение итогового НОД «Как живут наши пернатые друзья зимой
  3. Работа с родителями: продолжить наблюдение с детьми во время прогулки вместе с родителями, попросить родителей  привести для птиц различный корм

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план индивидуальной работы с детьми на улице по физической культуре

Перспективный план  индивидуальной работы с детьми по физическому воспитанию на улице включает упражнения по закреплению основных движений и  подвижные  игры,  ранее разученные ...

Публикация плана-конспекта по ФЭМП «Путешествие по улицам города»

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.Задачи:- Совершенствовать умение различать и назвать геометрические фигуры (круг, квадрат, т...

Перспективный план по ознакомлению с птицами у детей средней группы

ДатаТематикамероприятийОбразовательнаяобластьЦелевые ориентиры   ...

План работы по физической культуре на улице в ДОУ

План работы по физической культуре на улице в ДОУ...

План работы по физической культуре на улице в ДОУ

План работы по физической культуре на улице в доу...

Формирование устойчивого интереса у детей средней группы к улицам нашего Петроградского района в процессе реализации Проекта «Мой дом, моя улица».

Краткосрочный творческий недельный проект, направленный на  ознакомление  детей средней группы со своим домоми улицей; знаокмство с символами Санкт-Петербурга-гербом города....