Перспективный план по ознакомлению с птицами у детей средней группы
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дата

Тематика

мероприятий

Образовательная

область

Целевые ориентиры

                            Сентябрь

 НОД.

Звуковая культура речи:

Звуки «С» и «Сь»

 

Речевое

развитие

Объяснить детям артикуляцию звука «с» упражнять в правильном , отчетливом произношении звука (в с словах и фразовой речи) .

Подвижная игра

«Птички и кошка»

 

 

Физическое

развитие

Формировать предпосылки умения выполнять игровые действия, приземляться на полусогнутые ноги, выполняя прыжки на двух ногах через препятствие. Формировать умение согласовывать движения рук и ног при ходьбе и беге, сохраняя осанку.

 НОД.

«Знакомство с декоративными птицами»

 

Познавательное

развитие

Дать детям представление о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными.

Конструирование

«Домики»

Художественно-эстетическое

развитие

 

Развивать интерес к конструированию. Формировать умение анализировать постройки, выделяя основные  части, функциональное назначение.

                                 Октябрь

 НОД

Чтение сказки

К. Чуковского

« Телефон»

 

Познавательное

развитие

Порадовать детей чтением  веселой сказки . Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения.

 НОД
Звуковая культура речи:

«З» и «ЗЬ»

 

Речевое

Развитие

 

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» ( в слогах,  словах); упражнять в умении произносить звук «З» твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «ЗЬ».

 

 

Дидактическая игра «Расскажи о птицах»

 

 

Познавательное

развитие

 

 

 

Гуманно относиться к птицам, любить их и ухаживать за ними; учить детей различать птиц по их внешнему виду и окраске.

 

Подвижная игра

 «Воробушки и кот»»

 

Физическое

развитие

Формировать умение выполнять игровые действия, игровые правила, упражнять в беге. Развивать способность концентрировать внимание , ловкость, координацию движений.

НОД

Рисование «Яички простые и золотые»

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

Закрепить знание овальной формы, понятие «тупой» и «острый».Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять детей в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение.

                           Ноябрь

 НОД

Звуковая культура речи: звук « ш»

Речевое

развитие

Показать детям артикуляцию звука «ш» , формировать умение четко произносить звук( изолированно, в слогах,  в словах); различать слова со звуком «ш».

 НОД

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

 

Познавательное

развитие

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

Лепка «Уточка»

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички и другие), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки).

 Подвижная игра

 «Воробушки и автомобиль»

Физическое

развитие

 

Формировать умение рассказывать правила игры, отвечая на вопросы воспитателя. Упражнять детей в выполнении прыжка со скамейки на обозначенное место, в беге, развивать основные группы мышц, творчество в двигательной активности.

                          

декабрь

 НОД

Звуковая культура речи: звук « ж »

Познавательное

развитие

Упражнять детей в правильном и четком произношении звука «ж» (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком «ж»

НОД

Аппликация «Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное»

Художественно-

эстетическое

развитие

 

 

Формировать умение выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Развивать творческие способности, воображение. Упражнять в срезании углов у прямоугольника и квадрата, закругляя их. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.

                                  

 

Дидактическая игра

«Что изменилось?»

 

Познавательное

развитие

 

 

Формировать предпосылки умения правильно запоминать пространственное расположение птиц на доске, характеризовать расположение в речи. Развивать внимание, зрительное восприятие.

 

 

Подвижная игра « Перелет птиц»

Физическое

развитие

 

Познакомить детей с правилами игры, учить действовать по сигналу, ввести новое правило- игроки, допустившие столкновение с партнерами, выбывают из игры. Развивать внимание, координацию движений.

                                                        Январь

 

НОД

«Стайки снегирей на ветках рябины»

Познавательное развитие

Расширять представления детей о многообразии птиц. Формировать предпосылки умения выделять характерные особенности снегиря, желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их.

Лепка « Птичка»

 

 

 

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

 

Формировать предпосылки умения лепить птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им.

 Подвижная игра

«Птичка в гнездышке »

Физическое развитие

 

 

Формировать предпосылки умения прыгать на двух ногах с продвижением вперед, выпрыгивать из круга, реагировать на звуковой сигнал. Развивать мышцы ног, координацию движений.

Мини-викторина по сказкам.

Чтение детям русской народной сказки «Зимовье»

Речевое

развитие

 

Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки.

 

 

                      февраль

Лепка «« Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки»

 

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

Формировать предпосылки умения передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу  с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик  на результат совместной деятельности.

Дидактическая игра

«Сложи птицу и расскажи о ней».

Познавательное

развитие

 

Закрепить знания детей о птицах. Учить описывать по наиболее типичным признакам.

Рисование « Красивая птичка»

 

 

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

Формировать предпосылки умения рисовать птички , передавать форму тела (овальная), частей , красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления.

 

НОД
Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

 

Речевое

развитие

 

 

 

Формировать предпосылки умения рассматривать картину и рассказывать о ней в определенной последовательности; учить придумывать название картины.

март

Лепка «Большая утка с утятами»

 

 

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

Продолжать знакомить детей с дымковскими изделиями ( уточка с утятами, петух, индюк и другие).Учить выделять элементы украшения игрушек , замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавая разницу в величине предметов и отдельных частей, делить пластилин в соответствующей пропорции.

Дидактическая игра

«Гнездованья птиц»

 

 

 

Познавательное

развитие

Познакомить детей с разнообразием видов гнездовий птиц .Закреплять знания детей о строительных материалах, используемых птицами при строительстве гнезд, процессе строительства птицами гнезд, природных приспособлениях птиц-строителей. Развивать умение соотносить размер гнезда с птицей –строителем, особенностями образа жизни птиц в зависимости от места, где она вьет гнездо.

НОД

Звуковая культура речи: звуки «Л», «ЛЬ

 

 

 

 

 

Речевое

развитие

Упражнять детей в четком произнесении звука «Л» ( в звукосочетаниях, словах, фразовой речи), Совершенствовать фонетическое восприятие – учить  определять слова со звуками «Л», «ЛЬ»

 

апрель

 

Конструирование

«Мосты»

 

 

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

 

Формировать  умение преобразовывать постройки по разным

параметрам, сооружать их по словесной инструкции. Совершенствовать конструкторские навыки, развивать умение комбинировать детали, сочетать  их по форме, величине, цвету.

 

 

 

Подвижная  русская народная игра

« Дятел»
 

 

 

Физическое

развитие

 

 

 

Познакомить детей с правилами игры, упражнять в беге, учить использовать в игре все пространство игровой площадки, реагировать на сигнал педагога. Развивать быстроту реакции, внимание, наблюдательность.

Рисование:

« Сказочный домик –

теремок»

 

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

Упражнять детей передавать в рисунке образ сказки. Развивать образные представления, воображение. Совершенствовать приемы украшения.

Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

 

 

Познавательное

развитие

 Закреплять знания детей о птицах.

май

 

 Подвижная игра

 «Вороны и собачка»

 

 

 

 

Физическое

развитие

Познакомить детей с правилами игры , учить выполнять действия в соответствии с сигналом. Развивать внимание и ловкость. Способствовать развитию функциональных возможностей детского организма.

 НОД
Литературный калейдоскоп

 

 

 

 

 

Речевое

развитие

Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы о птицах; знают ли они загадки и считалочки.

Дидактическая игра «Кто как поет» ( с использованием аудиозаписи)

 

 

Познавательное

развитие

Формировать слуховое и фонетическое восприятие речевых сигналов, внимание,  артикуляционные движения в звукоподражаниях.

Лепка « Птичка клюет зерныщки из блюдечка»

Художественно-эстетическое

развитие

 

 

 

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание ; соединение частей прижимая и сглаживания места скрепления).