Экологическая игра-викторина «По страницам Красной книги»
классный час по окружающему миру на тему

Крысина Валентина Михайловна
Наше познавательное мероприятие было представлено в форме игры между воспитанниками с целью проверить экологические знания детей. Задания были представлены на экране. Мероприятие цели достигло. Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, сообща работали в группах. По ходу мероприятия прослеживались различные формы работы: ответы на вопросы, решение задач, выполнение заданий. Ребята оценивались похвалой и фишками. Это позволило в соревновательной форме выявить победителей. Для себя ребята усвоили новые правила бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по окружающему миру.

Экологическая игра-викторина «По страницам Красной книги»

Цели:

1. Закрепление знаний детей о животных Красной книги.

2. Расширить кругозор детей.

3. Воспитывать ответственное отношение к природе.

4. Развивать умения анализировать, делать выводы.

Наше познавательное  мероприятие было представлено в форме игры между воспитанниками с целью проверить экологические знания детей. Задания были представлены на экране. Мероприятие цели достигло. Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, сообща работали в группах. По ходу мероприятия прослеживались различные формы работы: ответы на вопросы, решение задач,   выполнение заданий. Ребята оценивались похвалой и фишками. Это позволило в соревновательной форме выявить победителей. Для себя ребята усвоили новые правила бережного отношения к природе.

Ход занятия

  1. Введение.

Здравствуйте ребята. Я рада встречи с вами. Начиная нашу викторину, хочу задать вам один вопрос. Какие, значительные всемирные праздники вы знаете? (ответы детей)

            22 апреля – праздник, который знают во всем мире. Это День Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Впервые эта всемирная акция  стартовала в 1970 г. в США, а с 1972 г. по инициативе сенатора Г.Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздаётся звон Колокола Мира. В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.          Входя в нашу собственную квартиру, мы вытираем ноги или снимаем обувь. Никому не придёт в голову, сняв ботинки, поставить их на стол. Мы стараемся не ссориться с нашими близкими, поддерживаем мир в семье.

           В общепланетном  доме, на лоне природы, люди ведут себя как хулиганы. Они часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Это опасное заблуждение. Заблуждением является и то, что почва, вода и воздух самоочищаются, как бы мы их ни загрязняли, а также и то, что вредных живых созданий надо уничтожать.

             (Воспитанник читает стихотворение)

Океан седой гремит набатно.

Он таит обиду в глубине,

Чёрные раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Потемнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Черные сотрёшь ли, человек?

(А. Плотников)

И как вы думаете, какая тема нашей викторины? (ответы детей)

Правильно мы сегодня поговорим о природе, о животных и растениях, насекомых и птицах живущих на нашей планете.

Воспитатель:  (слайд 2)

Красная книга – книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут навсегда исчезнуть. Цвет книги, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!» В 1948 году была создана первая Красная книга. По заданию Международного союза охраны природы зоологи, ботаники, экологи составили списки животных и растений, которым угрожало полное исчезновение.

В 1966 году Международная Красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы – разноцветные.

Слайд -3

На красных листаж даются сведения о животных и растениях, которых осталось мало, и их численность продолжает сокращаться.

На белых страницах занесены животные и птицы, которые встречаются редко.

Зелёные страницы говорят о животных, которые были редкими, но, благодаря усилиям человека, численность восстанавливается. К сожалению, зеленых листов мало. Среди восстановленных видов – соболь, лоси, бобры.

Но есть ещё и Чёрные страницы. На этих страницах описаны те животные и растения, в исчезновении которых виноват человек. Это туры, тарпаны, сумчатые волки. Эти животные жили на территории нашей страны.

Храниться Красная книга в Швейцарском городе – Морже.

Вы – будущее поколение нашей планеты. И какой будет наша планета – зависит от вас.

Давайте поближе встретимся  с теми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.

II. Основная часть:

I тур. Разминка

Слайд -4

1. Выбери правильный ответ:

Колосится в поле рожь

Там, во  ржи, цветок найдёшь.

Ярко синий и пушистый,

Только жаль , что не душистый!

Слайд  - 5

а) колокольчик

б) клевер

в) василёк

Слайд -6

Слайд-7

– Какая птица считается самой умной?

а) орёл

б) ворон

в) попугай

Слайд -8

Слайд -9

– Как называется жилище бобра?

а) нора

б) логово

в) хатка

Слайд- 10

– Кто не прикасается,

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат иголки.

Слайд -11

а) шиповник

б) лебеда

в) репейник

Слайд - 12

Слайд -13

– Что является лучшим лакомством для косуль, лосей, оленей?

а) травы

б) грубы

в) соль

Слайд -14

Слайд -15

-- Какая птица благодаря скрещенному клюву может доставать семена из сосновых шишек?

а) ремез

б) клёст

в) зяблик

Слайд – 16

Слайд -17

2. Узнайте по описанию и назовите.

1. Эта красивая грациозная кошка – одно из наиболее редких животных. В дикой природе их сохранилось всего около 70, 30 из которых в России. Очень ценится у этого животного пятнистая шкура и кости, которые широко используются в восточной медицине.

(Дальневосточный леопард)

Слайд -18

2. Всеядный зверь. С весны до середины лета пасётся на полянах, в конце лета ест ягоды, плоды дикорастущих ягод. Ближе к зиме рацион пополняется орехами. Накопив жир, отправляется в спячку.

(Бурый медведь)

Слайд -19

3. Издалека она похожа на разукрашенный поплавок. У селезня жёлтые щёки, разноцветный хохолок, коричневая грудь, белое брюхо. Название этой птицы похоже на название вкусного цитрусового плода.

(Мандаринка)

Слайд -20

4. Белая, как снег, и быстрая, как ветер. Её стихия – лёд и снег. В своих странствиях, особенно в самое холодное время, часто следует за хищниками, питаясь остатками их добычи. Гнездуется на утёсах и склонах северных островов.

(Белая чайка)

Слайд -21

5. Название этого растения в переводе с китайского означает «корень жизни». Большую ценность составляет для медицины. Цены – очень высоки. Медицинские препараты на основе этого растения укрепляют защитные свойства организма, улучшают зрение и др.

(Женьшень)

Слайд -22

 6. Цветы, которые цветут 1 раз в семь лет. Лепестки ярко-оранжевого или жёлтого цвета, шарообразные.

(Купальница)

Слайд -23

3. По фотографии назвать растение или животное ( колокольчик, одуванчик, бобр, выхухоль ).

Слайд -24

Слайд -25

 Слайд -26

Слайд -27

Слайд -28

4. Решение экологических задач

 Карточки с экологическими задачами

Экологическая задач № 1

Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. в школе вас предстоит учиться 7 лет.

Если вы каждый год будете бросать в лесу, на лугу или у реки бумагу (обёртки, пакеты, газеты), сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

(9 лет)

Экологическая задач № 2

Колония розовых скворцов из 200 птиц за день поедает около 40 кг саранчи.

Сколько килограмм саранчи эта колония уничтожит за 2 дня? За неделю?

(80 кг, 280 кг)

5.  «Кроссворд»

1.Вид страуса?   ( Эму)

2. Существо, обладающее сознанием и разумом?     (Человек)

3.Это благородный пятнистый…….    (Олень)

4. Полуобезьяна живущая только на Мадагаскаре?     (Лемур)

5. Каким одним словом можно назвать насекомых, птиц, змей, лягушек, зверей? (Животные)

6. Они спасли Рим?   (Гуси)

7. Снежный барс или….?    (Ирбис)           

8. Какие живые организмы способны поглощать углекислый газ, а выделять кислород?(Растения)

9. Весь мир, в котором мы живем.    (Природа)

5. Соедини по точкам

Памятка

Правила поведения в лесу:

1. Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?

2. Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее детишек?

3. Нельзя разорять муравейники. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них – великаны! И не смотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом – муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?

4. Не обижай насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?

5. Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?

6. Не оставляй мусор. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?

7. Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву, цветы и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?

8. Нельзя ломать ядовитые грибы. Почему? как используют их звери?

1.Как называется животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы)

2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери)

4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

6. У кого на сучке кладовая? (У белки).

7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

9.  Есть на речках лесорубы
   В серебристо-бурых шубах
   Из деревьев, веток, глины
   Строят прочные плотины. (Бобры)

10.  Скачет зверюшка:
     Не рот, а ловушка.
     Попадут в ловушку

       И комар, и мушка (Лягушка)

11.  Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.

 Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).

12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха)

13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).

14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Плывёт он, но не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Экологический проект для  старшей группы«По страницам Красной книги»  Цель: формирование экологический культуры – совокупности экологического сознания,  экологических чувств,...

экологический проект"По страницам Красной книги"

Данный проект направлен на то,чтобы познакомить детей старшего дошкольного возраста с Красной книгой. В ходе проекта дети познакомятся с тем ,какие растения и животные занесены в Красную книгу и почем...

Экологический проект для старшей группы «По страницам Красной книги»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....

Экологический проект "По страницам Красной книги"

В своей проектной работе я раскрываю тему: «Животные из Красной книги Ставропольского края»...

Экологический проект "По страницам Красной книги"

к году экологии и в рамках духовно-нравственного воспитания....

Экологический проект: «По страницам Красной книги»

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе, и окружающим людям....

Сценарий игры-викторины «Путешествие по страницам Красной книги Приморского края»

Цель: воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды....