Воздухоискатели.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Опытническая деятельность по обобщению и систематизации знаний о воздухе.Дети учатся строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_opytno-eksperimentalnoy.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

по опытно-экспериментальной деятельности

 "Воздухоискатели"

в старшей группе.

        

Воспитатель МКДОУ  «Краснянский детский сад»

                                               Попова Светлана Петровна.                                                    

 

Февраль2017 г.

         

Тема  «Воздухоискатели».

Цель:  Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования; организовать опытническую деятельность детей по обогащению и систематизации знаний о воздухе и его значении в жизни человека ;создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Ведущая область: познавательная.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие»«познавательное»«речевое развитие»«физическое развитие»«художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Обучающие

 Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

 Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

 Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

 Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

 Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

 Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

 Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

 Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

 Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой

Методы и приемы:

 Практические  :  игровая ситуация;

 наглядные: образцы;

словесные  :  беседа.

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей) ; фартуки (по количеству детей); фонарики;2 апельсина;

 миски с водой 2 шт. ; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки;  бумага ,  стаканчики и трубочки, воздушные шарики, бутылка, емкость  с горячей водой.

Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями .

 А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои  загадки:

Он прозрачный-невидимка,

Легкий и бесцветный газ

Невесомою косынкой

Всех окутывает нас!

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же,

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

- Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

- А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию  «Любознайки».   (дети проходят к столам, надевают фартуки).Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?

- Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?

(ответы детей). На столах у нас фонарики. Ребята, давайте посветим на пакет. Что вы увидели?

Дети: Свет фонарика проходит через пакет. Проходит не искажаясь.

- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.

-А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.

Опыт 2. «Воздух в человеке».

- Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Ответы детей.

 Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух (ответы детей).

Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям , по волнам», дети поочередно достают  камень, деревянный брусок, др. мелкие  предметы и раскладывают в два тазика.

- Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать А теперь возьмем два апельсина.

Один из них положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся .Второй апельсин я уже очистила, и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул.

Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает?

Что мы можем предположить? (Ответы детей). Как проверить, действительно ли кожура не дает апельсину не утонуть. (ответы детей).

Опыт №3. Тонет ли апельсиновая кожура.

Давайте бросим в воду кожуру.

В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".

Значит можно утверждать, что воздух легче воды

Физкультминутка:

Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко-легко

Плавно руки вверх подняли

И кистями помахали

Руки мы к плечам  прижали

И локтями повращали

Сделали по 5 прыжков

И к работе все готовы!

-Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.

Опыт 4«Раздуй каплю» (рисование воздухом).

-На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?

Дети  

Опыт 5.Можно ли услышать воздух? (Дети:   можно услышать ветер, вьюгу, музыкальные  духовые  инструменты.  Предлагаю  одному ребенку надуть шарик, а затем выпустить  воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук.  ).

- Что мы слышим? - Дети : Воздух!

Вот когда шарик надут ,так выглядят наши легкие, это орган дыхания. А если бы воздух исчез, то легкие были бы как сдутый воздушный шарик.мы не смогли бы жить.

Опыт 6 . Предлагаю  вам познакомится еще с одним свойством воздуха. Для этого проведем эксперимент – нагреем воздух, а потом охладим его. предлагает ребенку надеть шарик на горлышко бутылки; ставит бутылку в емкость с горячей водой, шарик наполняется теплым воздухом и принимает форму гриба; дает детям убедиться, что вода горячая; ставит бутылку в емкость с холодной водой; дает детям убедиться, что вода холодная; воздух в бутылке и шарике остывает, и шарик втягивается в горлышко бутылки; дети пытаются вытянуть шарик из горлышка бутылки, но у них ничего не получается; дети помогают  объяснять, что происходит с воздухом в процессе опыта).

Нагревшись, воздух расширился, его стало больше, он надул шарик. Когда воздух остыл, он сжался, его стало так мало, что шарик втянулся в бутылку. Итак, воздух при нагревании – расширяется, а при охлаждении – сжимается.

(Дети повторяют это свойство воздуха , сопровождая слова движениями: на слова – расширяется – встать, руки в стороны, на слова сужается – сесть, опустить голову, подтянуть колени и обнять их руками).

Опыт 7 Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети  отвечают.   побуждаю их  называт ь разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем  он пахнет в этом зале.)

- А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).

- Значит, что лежит в этом пакете? (Дети:   апельсин.  Открываю   пакет, в нем лежат  апельсиновые корки).

- Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. ( вытрясает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).

-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).

- Вы любите апельсины, а еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили:

 что воздух постоянно нас окружает;

 что способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;

 что воздух легче воды;

 что воздух есть внутри предметов;

 что воздух есть внутри людей;

Что воздух  можно услышать;

Что воздух имеет запах;

Что воздух расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.

Рефлексия .

Стихотворение про воздух.

Ты и легкий,и прозрачный

И невидим ты нигде.

Ни на улице,ни дома,

Ни на крыше,ни в трубе!

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок! Побежишь скорей в дорогу

Превратишься в ветерок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Воздухоискатели".

Конспект НОД в средней группе по экологии "Воздухоискатели"....

Конспект НОД в средней группе "Воздухоискатели"

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе....

НОД: "Воздухоискатели"

Дети знакомятся со свойствами воздуха. в ходе занятия закрепляются навыки проведения опытов....

Конспект открытого занятия в ДОУ в средней группе по экологии "Воздухоискатели".

Данный конспект открытого занятия по экологии предназначен для воспитателей средней группы (4-5 лет), его фрагменты могут быть использованы в НОД педагога....

"Воздухоискатели"

Развивать позновательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе....

Конспект интегрированной совместной деятельности по экспериментированию в средней группе. «Незнайка - воздухоискатель»

Конспект интегрированной совместной деятельности по экспериментированиюв средней группе.«Незнайка - воздухоискатель»с использованием инновационных технологий: игровая, здоровьесберегающая, экспер...

Конспект занятия в ДОУ в средней группе по экологии "Воздухоискатели".

конспект предназначен для воспитателей детских садов...