Методическое обеспечение образовательного процесса
проект (подготовительная группа) по теме

Светлана Борисовна Пастухова

Конспекты занятий, презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Птицы — наши друзья»

(для детей среднего дошкольного возраста)

Цель: расширять знания детей о жизни птиц, о питании.

Образовательные задачи: обучать детей распознавать птиц: цапля, журавль, сова, дятел, синица; особенности поведения, чем питаются.

Развивающие задачи: способствовать развитию памяти, внимания, воображения.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, , художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за птицами, рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Загадывание загадок о птицах.

Словарная работа: оперенье, дупло, дятел, болотная, клюв.

Развивающая среда: картинки с изображением птиц, шапочка совы, магнитофон, аудиокассета с записью голосов птиц.

Ход занятия:

Ой, ребята та-ра-ра!

На лугу стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок,

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах,

Черный ворон на дубу

Он играет во трубу.

(звучит музыка)

Воспитатель: Как звучит ребята труба?

(предположения детей: весело, тревожно)

Воспитатель: Да, звучит труба тревожно. Наверное, что-то случилось.

Ворон: Ребята помогите птицам вернуть свои имена.

Воспитатель: Поможем птицам вернуть им свои имена.

(предположения детей)

Ворон: Вот вам задания, если вы их выполните, то у птиц снова будут имена.

Задание: на фланелеграфе картинки птиц.

Воспитатель спрашивает детей:

Как одним словом назвать всех, кого они видят на иллюстрациях.

(предположения детей)

Воспитатель: Посмотрите, все ли птицы одинаковые?

(предположения детей)

- Да, они разные.

- Чем они похожи? (предположения детей: они умеют летать, их тело покрыто перьями)

Воспитатель: А чем они отличаются? (предположения детей: они по-разному питаются, в разных условиях живут)

Воспитатель: Где живут эти птицы? (предположения детей: в лесу, на лугу, в болоте, рядом с человеком)

Воспитатель: Ребята, от образа жизни птиц зависит их внешний вид. Давайте выберем тех птиц, которые живут на болоте.

Дети: Цапля, пеликан, журавль.

Воспитатель: Представим, что здесь у нас болото и поместим птиц туда. Почему эти птицы живут в болоте?

Дети: У них длинные ноги, шея.

Воспитатель: Для чего им длинные ноги, шея?

(предположения детей: чтобы ходить по воде и не намочить перья) .

Воспитатель: Зачем им длинный клюв, а у некоторых даже с карманом? (предположения детей: ловить рыбу, лягушек) .

Воспитатель: Ну вот этим птицам мы с вами дали имена.

2 задание.

Загадка.

Воспитатель: Правильно это сова. Ребята, а вы знаете в какое время суток сова спит? Для чего сове нужны большие глаза?

(предположения детей: чтобы хорошо видеть ночью)

Воспитатель: зачем сове острый загнутый клюв?

(предположения детей: ловить и съедать свою добычу)

Воспитатель: Чем питается сова?

П/и «Совушка-сова»

Совушка в центре круга. Дети ходят по кругу, приговаривая:

Совушка-сова,

Большая голова

Глазки-плошки

Тонкие ножки

Ты весь день сидишь,

На веточке спишь,

А ночью гуляешь.

Нас не поймаешь!

Сова просыпается и ловит детей.

3 задание.

Игра «Сложи открытку»

Дети на столе складывают открытку с изображением птицы-синички.

Воспитатель: Чем питается синичка? Где живет?

(предположения детей: питается жучками, червячками, живет около человека)

Ребята мы с вами вернули еще двум птицам имена.

4 задание.

Ворон предлагает послушать пение птиц.

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы сидим на полянке в лесу (воспитатель включает аудиозапись) и слушаем пение птиц.

Дети слушают запись.

Воспитатель: Но одну птицу всегда легко узнать. Кто это стучит?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно – дятел.

(выставляем на мольберт изображение дятла)

Воспитатель: Это большой пестрый дятел. Почему его так назвали?

(предположение детей: у него пестрые, черные, белые крылья, а на голове красное пятнышко как будто шапочка)

Воспитатель: Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук?

(дети барабанят пальцами по столу)

Воспитатель: Конечно звуки не музыкальные, за то им радуются деревья. Вы знаете почему?

(предположения детей)

Воспитатель: Дятел лечит деревья, поэтому его называют «лесным доктором». Кто из детей знает стихотворение про дятла, или загадку?

Загадки

«Не моляр, не плотник, а не лесной работник»

«Кто весь день по дереву стучит? »

«Я по дереву стучу, червяка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все ровно он будет мой! »

Воспитатель: Как вы думаете, где себе дятел гнездо устраивает? (в дупле дерева)

Воспитатель: В каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом?

(предположения детей: в старом, потому что у него мягкая древесина)

Воспитатель: Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетали снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле появляются птенцы.

-Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются лесные птицы. Вот какая полезная птица дятел.

- Ну вот мы всем птицам дали свои имена, выполнили задание ворона.

Итог занятия.

- Ребята, что на занятие для вас было особенно интересным? (ответы детей) .

-О ком мы сегодня говорили? (ответы детей) .

- Чему новому вы научились на занятии? (ответы детей) .

- Ребята, как вы думаете нужно ли заботиться о птицах или нет? (ответы детей) .



Предварительный просмотр:

Тема: «Ель-зеленая красавица»

Цель: Познакомить детей с хвойным деревом –елью. ее внешним видом, особенностями строения.  

Образовательные задачи: обучать детей при помощи тактильного обследования распознавать ветку ели.

 Развивающие задачи: развивать любознательность, внимание, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция   образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие,  социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: чтение х/литературы о хвойных деревьях, наблюдение на прогулке за деревьями, загадки, поделки из природного материала.

Материал: иллюстрации с изображением ели в зимнем убранстве, 4-5веточек ели, а так же   иллюстрации с изображением зверей: белки, зайца, медведя, их местообитания, связанного с елью.

Раздаточный материал: заготовки для новогодних игрушек.

Ребята, сегодня я хочу вам прочитать стихотворение о ели.

В снегу стояла елочка-зелененькая челочка,

Смолистая, здоровая, полутораметровая.

Произошло событие в один из зимних днейдорен7юкжю

Лесник решил срубить ее! –так показалось ей

Она была замечена, была окружена…

И только поздно вечером пришла в себя

Какое чувство странное! Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные горят в  ее  ветвях.

Сверкают украшения, какой нарядный вид,

При этом, без сомнения, она в лесу стоит.

Не срубленная! Целая, красива и крепка

Кто спас, кто разодел ее? Сынишка лесника!

Стук в дверь. Пришел Буратино, который очень тепло одет. Следом заходит Мальвина.

М. Буратино! Куда ты опять собрался?

Б. Ты что не знаешь? Да уже все знают! Скоро новый год, а мы без елки. Вот я и иду в лес за елкой. Что за новый год без елки?!

М. Буратино! Что ты говоришь? Неужели ты срубишь лесную красавицу, тебе ее не жалко?

Б. Какую еще красавицу? Красавиц я не собираюсь рубить, я ими любуюсь. Я за елкой пошёл.

М. Давай-ка, Буратино, раздевайся я сейчас и тебе и ребятам расскажу о лесной красавице. Лесной красавицей называют ель, очень красивое хвойное дерево.

Б. А как это-хвойное?

- Ребята, что значит хвойное дерево?

- Правильно, у елочки вместо листочков – хвоинки – иголочки.

- Ребята, давайте рассмотрим веточки ели. Иголочки у ели острые, колючие.

  Если дотронутся рукой, то можно сильно уколоться.

  Потрогайте, ребята. (ребята трогают)

  На одной веточке много-много иголочек, их даже не сосчитать. Иголочки короткие  

  плотные, твердые.

- А какого цвета ель? (ответы детей.)

М. Ель очень красива. Всегда зеленая и летом, и зимой.

Все белым- бело зимой, а она стоит, как зеленый островок.

Прикроет ее снежок, стоит как будто дремлет.

Если выглянет зимнее солнышко, она вся серебрится и искрится, сверкает.

Настоящая красавица! (Показываем ребятам картинку ели в зимнем убранстве)

М. А сколько у ели друзей?

Б. О каких друзьях ты говоришь, что-то я не пойму.

М. Ель – надежное пристанище для жителей леса. Изображение животных.

 Белочка здесь – постоянная жительница. Сидит в дупле всю зиму, орешки грызет,

 хорошо, тепло, ей.

- А это кто? (показав картинку зайца)

  Что он делает возле елочки?

   (ответы детей)

   Заяц прячется от волка и лисы под густыми ветвями ели.

  Бежит-бежит, не знает куда ему деваться, и тут на пути спасительная елочка.

  Спрячется, прижмет свои ушки и затаится. Под большими мохнатыми ветвями ели,

  делает себе берлогу медведь. Хорошо ему в берлоге, тепло, уютно, сладко-сладко спит

  он там.

Б. Я и не знал, что у елочки столько друзей!

В. Ребята! Давайте представим, что мы с вами медвежата, и немного отдохнем.

Я буду показывать движения, а вы их повторять. Старайтесь говорить стишок вместе.

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили вот так, вот так

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали, вот так, вот так

Медвежата в лес ходили

И из речки воду пили, вот так, вот так

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали, вот так, вот так.

М. Ель имеет большое значение не только для жителей леса, но и для всего леса,

      и для нас всех.

Б. А что еще она делает такого?

В. Как вы думаете, ребята, какую пользу нам приносит ель?

    (ответы детей)

М. Растения дают нам чистый воздух, богатый кислородом, которым мы дышим

      Поэтому губить их ни в коем случае нельзя!

      И растениям очень больно, любое растение плачет от боли, только оно не умеет

      говорить.

Б. Надо же как интересно. Я ничего не знал про лесную красавицу.

М. Оставайся, Буратино, дома. Будем вместе с ребятами делать новогодние игрушки.

Б. Игрушки сделаем, а куда повесим? Елки-то нет. Нового года не будет.

В. Ребята, что же делать? Как нам выйти из этого положения?      (ответы детей)

М. На новый год можно нарядить искусственную елку.

      Настоящая, живая елка, будет очень благодарна, ведь мы сохраним ее.

      Согласен Буратино?

В. А теперь дети, давайте с вами сделаем новогодние игрушки.

Дети вырезают из цветной бумаги игрушки разных геометрических форм, вешают их на елку.

Итог занятия.        

 



Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель: Формировать умение понимать и оценивать эмоциональное состояние и характер героев

Задачи: Учить детей понимать и объяснять смысл пословиц. Развивать социальные чувства (эмоции) : сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: умение понятно излагать свои мысли. Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, , художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Развивающая среда:      Картинки к пословице, ширма, сказочный герой «Дракон», Лисичка, три шкатулки, «ковер-самолет», узелок, картинки с героями сказок, заготовки «пазлов», заготовка сердца, клей, музыкальное сопровождение

Предварительная работа

Проведение этических бесед: "Вежливые слова", "Об уступчивости", рассматривание пиктограмм эмоциональных состояний человека, просмотр мультимедийных презентаций, чтение и рассматривание книг на нравственно-этическую тему, обсуждение пословиц о доброте и дружбе.

Ход занятия

Круг. Упражнение со сменой настроения на релаксацию. «Солнышко и тучка»

Воспитатель предлагает детям встать в круг, взявшись за руки.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Но вот набежала тучка и всем стало грустно. (дети опускают руки и изображают грусть). Подул теплый ветерок и унес тучку, снова выглянуло солнышко. Улыбнитесь друг другу от всей души. Вы улыбаетесь, а улыбка - это символ добра.

Воспитатель обращает внимание детей на «ковер-самолет».  -А пройти к волшебному ковру мы сможем через «ручеек дружбы». Так что же такое дружба? Дети проходят через ручеёк и говорят: (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям пройти на ковер-самолет.

Мы сидим рука в руке,

Вместе мы большая лента.

Можем мы большими быть,

Можем маленькими быть,

Но никто один не будет.

Воспитатель рассказывает детям, что они попали в сказку к Дракону. Характер у Дракона скверный и капризный и поэтому никто с ним не хочет дружить. Но однажды Дракон загрустил и решил попросить помощи у Лисички-всезнайки. Лиса рассказала ему, что с таким характером трудно найти друзей. А вот и сам Дракон и Лиса, давайте послушаем, о чём они говорят.

Дракон: Что же мне делать?

Лисичка: Тебе надо научиться быть добрым.

Дракон: А как это быть добрым?

Лисичка: Для этого нужно доброе, горячее сердце. Если у тебя будет такое сердце ты начнёшь пользоваться любовью и уважением. Ты больше не будешь, одинок и у тебя появятся друзья.

Дракон: Кто же мне сможет помочь?

Лисичка: Тебе смогут помочь дети из средней группы.

Игра «Скажи наоборот». (с Драконом)

Так что, ребята, поможем Дракону? А то он так и останется всем недовольный. Но, к сожалению, новое сердце для Дракона найти сложно. Нам придётся пройти долгий путь и побывать в гостях у трех Фей.

Это Фея Мудрости, вторая - Фея Фантазии, третья - Фея Доброты. Они приготовили для нас 3 шкатулки.

Пальчиковая гимнастика «Дружба".

Дружат добрые зверята:

Дружат малые зайчата,

Дружат в озере бобры,

Дружат в небе комары,

Дружат милые ежата,

Дружат даже медвежата.

Вот так разыгрались-

По лесу разбежались

А вот и первая шкатулка. Это шкатулка от Феи Мудрости. В ней собраны русские пословицы, ведь именно они учат нас народной мудрости.

Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте и скажите, какую пословицу они иллюстрируют? (Вместе тесно, а врозь скучно) .

Как вы понимаете эту пословицу?

(ответы детей: Ребята не умеют делиться игрушками, играть дружно, а одному играть не интересно. Нужно уметь договариваться.)

Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (ответы детей)

Вот я вижу вторую шкатулку от Феи Фантазии

Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.

А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.

(Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды и т. д.)

Воспитатель предлагает детям послушать «новую» сказку

и угадать ее название

Жили-были дед и баба. Была у них Курочка Ряба.

Говорит дед бабе: “Испеки мне, баба, колобок, а я

пойду на речку, рыбку половлю”. Пошла баба в  амбар, наскребла две горсти муки и испекла Репку. Катится репка по дорожке, а навстречу ей избушка на курьих ножках. Избушка и говорит: “Красная Шапочка, я тебя съем! ”. Красная шапочка отвечает: «Лучше опусти хвост в прорубь и приговаривай: Ловись, рыбка большая и маленькая»

Понравилась вам сказка? А вы её узнали? Давайте вспомним героев, которые встретились нам в “новой” сказке

Скажите, из каких известных вам сказок они к нам пришли? (Дети называют сказки: “Курочка Ряба”, “ Колобок”, “Волк и лиса”, “Репка”, “Баба Яга”, “Красная Шапочка”) .

Молодцы! Скажите, а в сказках все ли герои добрые и отзывчивые? Воспитатель предлагает поиграть в игру. Дети строятся в большой круг. Особое условие: Если из узелка вы достанете доброго героя, то остаетесь стоять в большом кругу, но, если вы достанете злого героя, то выходите в середину круга.

Игра “Волшебный узелок”

Дети по очереди достают картинки и называют персонаж, определяют, чем он плох или хорош. В итоге получается два круга большой и маленький.

Воспитатель: Посмотрите и скажите, какие герои встречаются в сказках чаще хорошие или плохие? Вы хотели бы дружить с этими героями? (Нет). Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы злые герои стали добрыми. (Ответы детей: научить их дружить, быть добрыми, помогать людям)

Динамическая пауза: «Три медведя»

Три медведя шли домой.

Папа очень был большой,

Мама чуть поменьше ростом,

А сынок малютка просто.

Вот и третья шкатулка от Феи Доброты

В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

Лампа Алладина, дальше нас веди.

Башмачок хрустальный помоги в пути.

Мальчик Чиполлино, мишка Вини-Пух…

Каждый нам в дороге настоящий друг.

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Что же нам приготовила Фея доброты?

- И чтобы сердце нашего Дракона стало добрым, он научился дружить, Фея предлагает собрать большое-большое сердце доброты.

Игра “Сердце доброты”

Дети выкладывают из бумаги «пазлы»- получается сердце, затем наклеивают их по очереди на сердце Дракона, получается большое горячее, доброе сердце.

- Мы хорошо потрудились, выполнили все задания, и у нас с вами получилось волшебное сердце доброты. Давайте отдадим его Дракону и посмотрим каким он станет.

Д. Как здорово! А я и не знал, что я могу быть таким хорошим. Спасибо вам, ребята!



Предварительный просмотр:

Тема: Символика России

Цель: Закрепление  представлений  детей о России; воспитание любовь к родине; чувства гордости, уважение к государственной  символике.

Задачи:

1.Образовательные: Закрепить с  детьми государственную символику  России ( гимн, герб, флаг). умение детей  узнавать их среди других символов.  Закрепить знания детей о Москве – столице России.

2. Развивающие: Развивать память, речь детей, расширять словарный  запас слов ( герб, гимн, президент, государство, скипетр). Совершенствовать отвечать полным ответом, умение отвечать на вопросы . формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Развивать память, навыки речевого о.

3. Воспитательные: Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое».

Предварительная работа: чтение стихотворений о родине Т. Бокова,  заучивание народных  пословиц и поговорок о Родине. Беседа: «Нет краше родины нашей», просмотр презентации о символике страны.

Материал к занятию: Символика страны ( герб, флаг); иллюстрации о природе; иллюстрации флагов разных государств; мозаика; краски , карандаши, гуашь, бумага белая; письмо от Буровичка Югорки.

Ход занятия:

Вход детей в группу.

Дети: Приветствуют гостей

Педагог: Ребята проходите на ковер и располагайтесь как вам удобно.

Дети садятся на ковер

П: Ребята я сегодня получила электронное письмо от Буровичка Югорки. Давайте посмотрим и послушаем.

(Презентация)

П: Ребята как вы считаете, сможем  ли мы помочь Югорке?

Д: Ответы детей

П: Прежде всего давайте вспомним, в какой стране мы живем?

Д: Ответы детей

П: У каждой страны есть главный город -столица. А какой город является столицей России?

Д:Ответы детей

П: А на каком языке мы с вами говорим?

Д: Ответ детей

П: Значит мы с вами кто?

Д: Ответы детей

П: Правильно, молодцы. И добрые люди живут в нашей стране –  россияне, русские. Кто является президентом России?

Д: Ответы детей

П: Как мы сможем помочь Югорке узнать о символике нашей родины?

Д: Ответы детей

П: Ребята гимн –это  не просто музыка – это торжественное музыкально – поэтическое произведение. ( Звучит гимн) Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио.  Он показывает величие, честь, силу, могущество нашей державы.

П:  Ребята, а почему вы встали?

Д: Ответы детей.

П: Ребята, посмотрите, здесь есть материал который вам поможет рассказать о символике нашей страны.

Дети выполняют задания: 1.с мозаики  выкладывают рисунок – флаг;

                                             2. Выбирают иллюстрации к пословицам о родине;

                               3. Игра «Найди герб России»;

                                     4. Чтение стихов;

                               5. Работа за столами. Приготовлены краски, карандаши, белая бумага.

Итог занятия:

П: Ребята кто не успел, дорисуете потом . И мы все рисунки отправим Югорке. Сейчас я  вас приглашаю на ковер.

П: Как вы считаете, мы помогли Югорке узнать о символике нашей страны?

Д: Ответы детей.

П: Чем мы сумели помочь? А что вы делали?

Д: Ответы Детей

П:Ребята а у меня для вас сюрприз. В этих конвертах находится то, что вам поможет узнать о символах нашей Родины.

(Дети собирают пазлы по цифрам  или картинкам)

Д: Ответы детей.

П: А у меня еще для вас сюрприз. Буровичек Югорка прислал вам вот эти расскраски.



Предварительный просмотр:

Тема: «Труд кормит, а лень портит»

Задачи:

Связная речь: Обучать детей  пересказывать рассказ последовательно близко к тексту, отвечать на вопросы полным ответом.

Словарь: Обогащать словарь детей глаголами грести, плести, косить, жать, молотить, ворошить.

Формировать интонационную речь детей.

Развивать внимание, память. Воспитывать любовь к труду, трудолюбию.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие, познавательное развитие, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа:

1.Чтение художественной литературы о труде, лени.

2.Заучивание пословиц, поговорок, стихов.

3.Наблюдение за трудом  взрослых.

4. Труд детей на участке.

5.Поделки из природного материала.

Материал:

1.Иллюстрации картин художника Елисеева.

2.Конверт.

3.Фишки.

4.Аудиозапись.

5.Презентация к рассказу «Ленивая подушка»

Ход занятия

-Ребята, сегодня мы поговорим на тему пословицы «Труд кормит, а лень портит»

- Скажите, пожалуйста, как вы понимаете это?

Ответы детей.

- Но ленивые встречаются не только среди взрослых, но и детей.

-Сейчас я вам прочитаю рассказ В. Сухомлинского «Ленивая подушка. Вы внимательно послушайте, а потом мне последовательно точно перескажите.

Чтение рассказа «Ленивая подушка».

Беседа по прочитанному.

К чему не смогла привыкнуть первоклассница Ирина?

  1. С какой просьбой она обратилась к своему дедушке?  
  2. Что посоветовал Ирине дедушка?
  3. Как она выполнила его совет?
  4. Чему улыбался дедушка, когда Ирина выбивала подушку?
  5. Кто же был действительно ленивым?
  6. Есть ли в нашей группе дети, которые спят на ленивых подушках?

Пересказ рассказа детьми (2-3 человека)

Слышится музыка.

Входит Антошка, приносит картины Елисеева.

- Ребята, вам надо выполнить такое задание: подобрать к этим картинам пословицы, которые бы соответствовали содержанию картин.

Подбор иллюстраций.

- Молодцы, ребята, вы правильно подобрали иллюстрации к пословицам.

- А какие еще пословицы о труде и лени вы знаете?

Дети называют пословицы.

Вставай, Архип, петух охрип.

Поскорей подрастай да к работе поспевай.

Хочется есть, да не хочется лезть.

Ты меня, работушка, не бойся, я тебя не трону.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Шел бы воевать, да лень шапку вынимать.

- Тит, иди молотить!

- Живот болит

- Тит, иди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

- Оттого парень с лошади свалился, что что мать криво посадила.

- Лень, отвори дверь, сгоришь!

-  Хоть сгорю, но не отворю.

Физминутка.

Антошка уходит.

Но он, ребята, нам оставил какое-то задание в конверте. Что это? Да это литературная викторина. Я вам буду зачитывать вопросы и вы, если будете знать ответ, будете отвечать.

Вопросы викторины:

  1. Назовите сказки, в которых рассказывается о трудолюбие и лени. (Рукодельница и ленивица «Айога»).
  2. Кто автор рассказа «На горке»? (Носов)
  3. Из какого произведения эти строки: «Понял, Мишка, как нужно ножик терпению учить»? (Торопливый ножик)
  4. Что случилось с матерью, дети которой поленились принести воды? (Превратилась в кукушку)
  5. К какому рассказу подходит пословица «Ленивые руки, чужие труды любят»?
  6. Как звали из сказки, которая превратилась из-за лени в гуся? (Айога)
  7. Назовите рассказ, к которому подходит эта иллюстрация? (Ленивая подушка)

-Кто собрал больше всего фишек? (1 место, 2 место, 3 место). Давайте их поприветствуем.

- Мы очень рады за вас.

- Ой, а это кто еще опаздывает на занятие, только проснулась.

Драматизация.

1 ребенок – Проснулась Ульяна не поздно не рано.

2 ребенок – Люди – косить

1 ребенок – А она голову ложить

2 ребенок – Люди – грести

1 ребенок – А она косу плести

2 ребенок – Люди – жать

1 ребенок – А она на меже лежать.

2 ребенок – Люди – молотить

1 ребенок – А она пыль ворошить.

2 ребенок – А обедать пойдут

Вместе: Она тут как тут.

Воспитатель: «Иди, Ульяна, хоть на конец занятия, да смотри не ленись, ведь у нас в России ленивых не любят. Люди у нас умели хлеб вырастить, крепкий дом построить, добрым делом соседям помогут.»

- А сейчас вы подумайте и скажите мне одним словом, как надо это делать?

- Просыпаться как?                                         - Что делает воспитатель?

- Помогать как?                                               - Что делают дети?

- Рисуем как?                                                   - Строитель что делает?

- Работаем как?                                                - Что делает врач?

- Занимаемся как?                                           - Что делает парикмахер?

Скороговорка.

Еле, еле Лена ела

Есть от лени не хотела.

- Молодцы, ребята. Вы хорошо потрудились. А сейчас я вас приглошаю на выставку поделок из природного материала.

ВОПРОСЫ

  1. К чему не могла привыкнуть первоклассница Ирина?
  2. С какой просьбой она обратилась к своему дедушке?
  3. Что посоветовал Иринке дедушка?
  4. Как она выполнила его совет?
  5. Чему улыбался дедушка, когда Иринка выбивала подушку?
  6. Кто же был действительно ленивый?
  7. Есть ли в нашей группе дети, которые спят на «ленивых подушках»?

ЛЕНИВАЯ ПОДУШКА.

   Маленькой Ирине нужно очень рано просыпаться, чтобы идти в школу, но не хочется, ох как не хочется.

- Дедушка, почему утром просыпаться не хочется? Научите меня дедушка спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.

- Это подушка у тебя ленивая, - ответил дедушка.

- А что же ей сделать, чтобы она не была ленивая?

- Знаю я тайну, - шепотом сказал дедушка. Именно тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо выбей ее кулаками – она и не будет ленивой.

- Правда? - Обрадовалась Иринка – Я так и сделаю завтра.

 Еще очень рано, но надо собираться в школу. Не хочется подниматься Иринке, но нужно наконец – то подушку приучить, лень из нее выбить!

  Поднялась Иринка быстро, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на скамейку – и ну ее кулачками, кулачками.

  Вернулась в дом, положила подушку на кровать – и умываться пошла.

  А дедушка в усы улыбается.

В. Сухомлинский      

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

                г. Нижневартовска детский сад № 4 «Сказка»        

                          ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

                             Кукла-оберег  «на удачу»

C:\Users\Vova\Desktop\detsad-370591-1443883759.jpg

                                       Нижневартовск, 2017

Тип проекта: Познавательно-творческий

Кукла-оберег  «на удачу»

Руководитель инновационного проекта: Педагоги  Пастухова С.Б., Шрамко В.Н.

Разработка инновационного проекта:  Педагоги  Шрамко В.Н., Пастухова С.Б.

База реализации инновационного проекта:  МАДОУ ДС №4 «Сказка» г. Нижневартовск

Цель: Познакомить детей и родителей  с историей возникновения русской тряпичной куклой.

Задачи: Прививать интерес к тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества; закреплять  знания о символах и древних образах; развивать творческий потенциал воспитанников, любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, самостоятельность.

Этапы реализации:

Этапы проекта.

Деятельность

Деятельность

Сроки выполнения

Ответственный

педагога

детей

родителей

Сентябрь-октябрь 2017г.

Пастухова С.Б. Шрамко В.Н.

1. Организационный

Диагностика.

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта; подбор литературы; прогнозирование результатов.

Обсуждение воспитателя с детьми вопросов, связанных с проведением проекта.

Круглый стол

Консультация «Приобщение детей к народным традициям через изготовления народных тряпичных кукол».

Анкетирование родителей.

2. Практический

Непосредственная деятельность по проекту (проведение бесед «История возникновения русской тряпичной куклы). Проведения мастер класса «Куколка тряпичная- игрушка отличная»

Проведения занятия «Русские обереги», просмотр презентации «Тряпичная кукла»). Посещения мини музея в ДОУ «Из старены глубокой». Изготовления тряпичной куклы.

Привлечение родителей к предстоящему  мероприятиям; индивидуальные консультации по участию.

Октябрь-ноябрь 2017г.

Пастухова С.Б. Шрамко В.Н.

3. Обобщающий

Самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

Диагностика. Подготовка презентации для выступления «Из опыта работы».

Совместно с детьми оформить выставку «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

Участие в празднике. Совместная деятельность с детьми по изготовлению тряпичной куклы. Выставка: «Подскажите-ка друзья, где здесь мама, а где я?», Оформление альбома «История твоего имени»,

Ноябрь-декабрь2017г.

Пастухова С.Б. Шрамко В.Н.

Актуальность темы:

  Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Поэтому нам захотелось познакомить детей с тряпичными куклами.  Кто в куклы не играет, тот счастья не знает.  Есть такая русская народная поговорка.

В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают нам их в огромном количестве и на любой вкус. Но что развивают в ребенке современные игрушки? А вы задумывались, какова их педагогическая ценность? Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек своего ребенка настоящими исконно русскими тряпичными куклами.

В глубокой древности куклы нужны были и взрослым, и детям. Она была символом продолжения рода, хранительницей домашнего очага, отгоняла злых духов. Существовало поверье, если дети в семье много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток. Куклы были разные и делали их из различных материалов: из дерева, из соломы, из глины. Куклы были тряпичные, из ниток, бумажные, вязанные и т. д. 
Самой распространенной игрушкой являлась кукла тряпичная.

Передавали даже от мамы - дочке.

Соприкосновение с русскими народными традициями духовно обогащает ребенка, способствует воспитанию гордости за свой народ. Приобщение к участию в народных праздниках и обрядах дает детям возможность на практике познать культурно-исторический опыт своего народа. Реализация проекта позволит объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и семьи в успешной социализации детей и формировании устойчивого интереса к народной культуре, её ценностям.

Прогнозируемые результаты инновационной деятельности, условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов

Содержание деятельности (согласно  этапам)

Ожидаемый результат

Продукты инновационной деятельности

Ответственные исполнители

Организационный этап

Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

Создание картотеки детской и методической литературы

Шрамко В.Н.

Пастухова С.Б.

Практический этап

Проведение мастер-класса для родителей и воспитанников  ДОУ

Изготовление куклы-оберега

Шрамко В.Н.

Пастухова С.Б.

Обобщающий этап

Привлечение к работе над проектом 90 % родителей и детей группы.

Выставка тряпичных кукол « Игрушка своими руками» (работа с родителями)

Шрамко В.Н.

Пастухова С.Б.

Прогноз возможных рисков и эффектов инновационного проекта

Возможные риски

Эффекты

Выбор форм работы с родителями.

У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Закреплено умение детей высказывать идеи и предположения.

Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.

    Мониторинг (диагностика) воспитанников:

  • Анкетирование родителей на тему: «Народные традиции в семье» (Знакомство с опытом воспитания детей в семьях).
  •  Диагностика детей на выявление имеющихся знаний о народных традициях и обрядах.

Перечень литературы

Методическая литература

  • Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  • О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  • Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  • А. Греков «Музей игрушки и его основатель» Н.Д. Бортман Д/В 1-2009
  • И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009

  • И. Лыкова «Я леплю свою игрушку» Д/В 1-2009
  • Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  • Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы / З.И. Зимина. -
  • Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла
  • И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  • Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.
  • Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  • Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz.ru Славянская доктрина :[Электронный ресурс] //mirtesen.ru
  •  «Куклы. Лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками» .Любовь Юкина.  АСТ-Пресс  2001 г.
  • «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология».
  •  Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции».  2007 г.
  • «Русские обряды и традиции. Народная кукла»
    Котова И.Н., Котова А.С .Паритет 2003

Детская литература

  • А. Толстой «Буратино»
  • Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
  • Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»
  • Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»
  • Стихи о матрешке, куклах В.Приходько, Г. Ладонщиков

Календарно-тематическое планирование работы  с воспитанниками

Сентябрь

1неделя.

Народная игровая культура и детская игра.

Задачи: Формировать у детей представления о традиционной народной игровой культуре, истории её развития.

2неделя.

История тряпичной куклы, зачем и как её делали?

Задачи: О том как и зачем  изготовляли куклы. Рассказать о происхождении тряпичной  куклы, о методах изготовления.

 Октябрь

1неделя.

Разновидности народных  кукол ;виды тканей ,ниток.

Задачи: Познакомить детей с разновидностями народной куклы, материалами и технологией её изготовления.

2неделя.

Кукла-закрутка «Куватка.»

Задачи: Учить детей делать из ткани и ниток куклу по образцу, формировать практические навыки и умения ,соизмерять части кукол при её изготовлении.

3неделя.

Кукла-Пеленашка.

Задачи:  познакомить  с новой  куклой, технологией её  изготовления, закреплять умение аккуратно скручивать ткань.

4неделя.

Роль обрядовой куклы в жизни русского народа. Кукла Коляда.

Задачи: Познакомить с новой  куклой, рассказать о её значении. Рассказать и показать последовательность изготовления данной  куклы, привлечь детей к совместному труду, формировать интерес к русской тряпичной кукле.

Ноябрь

1неделя.

Кукла "ПАСХА".

Задачи: Рассказать о празднике "ПАСХА", что означает, как к нему готовятся? Вместе с детьми подумать, какой наряд сделать для нашей куклы?

Расширять знания о русских народных праздниках. Знать традиции русского народа.

2 неделя

Итоговое мероприятие: Мастер класс «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

3 неделя

Выставка тряпичных  кукол, сделанных руками детей и родителей «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает».

Задачи: воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества, видеть результат своего труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ       «Книга для чтения 2-4 года»  Сост. В.В. Гербова и др. О.В. Дыбина «Занятия по оз...

Использование педагогическим работником программы, учебно- методического обеспечения образовательного процесса.

В данном учебно-методическом материале описанны программы используемые музыкальным руководителям для осуществления оброзовательной деятельности в детском саду с воспитанниками....

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Аннотация рабочей программы, паспорт дополнительной образовательной программы (кружка), мониторинг уровня усвоения программы...

Методическое обеспечение образовательного процесса

Методическое обеспечение образовательного процесса...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Представлено методическое обеспечение образовательного процесса....

Современные методики, технологии и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для различных категорий обучающихся с ОВЗ (инвалидностью)

В сатье Вы можете ознакомиться с  программно-методическими материалами, которыми можно воспользоваться при написании АООП ДО для различных категорий обучающихся с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения...

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в ДО...