ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_kak_sredstvo_ekologo-esteticheskogo_vospitaniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №408 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

ИГРЫ  КАК  СРЕДСТВО  ЭКОЛОГО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

                                                                           Выступление.

                                                                           Воспитатель I квалификационной

                                                                           категории   МАДОУ  № 408

                                                                           Григорьева Л. М.

                                           Казань              2015г.

         В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Вот почему, определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми, остановились на проблеме эколого-эстетического воспитания. Оно обеспечивает формирование духовных и нравственных ценностей.

Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего, дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире». (Т.С. Комарова)

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен  быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения – ребенок учится играя.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т.д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике мы прибегали к помощи сказочного героя – Гриба – лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного героя мы вели игру «Грибная полянка», «Осенний лес». Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания, например игра «В гостях у лесных жителей», «Карта профессий» и др. В процессе коллективной игры решаются эстетические и воспитательные задачи (развивать умение помочь товарищу; объяснить – с детской точки зрения – видение проблемы, воспринимать и оценивать прекрасное, формировать детское творчество, способствовать самостоятельно или совместно с другими детьми находить решение заданной или возникшей проблемы и многое – многое другое).

Игры, направленные на эколого-эстетическое воспитание, могут быть сгруппированы следующим образом:

- игры по ознакомлению с флорой и фауной;

- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой);

- игры по ознакомлению с деятельностью человека.

Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, необходимо, чтобы она сопровождалась большим красочным наглядным материалом, с которым дети будут непосредственно работать, выполняя задание той или иной игры.

Среди задач эстетического воспитания детей на одно из первых мест ученые ставят задачу развития способности эстетического восприятия, являющегося основной эстетических чувств, художественного вкуса, эстетической оценки и эстетического отношения.

Дети часто связывают понятия «добро» и «красота» с природой, с бережным отношением к ней. Наш опыт свидетельствует: многие дети знают, что природу нужно беречь, но, лишь дополненные эстетическим чувством, положительным отношением, эти знания влияют на их поведение; наслаждение красотой природы, чувство любви к ней определяют их практическую деятельность по ее охране, умножению ее богатств.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Эстетическое отношение неограниченно какой-либо одной сферой деятельности – оно касается всего, что освоил человек в материальном производстве, в научном познании, нравственных и политических отношениях в обществе. Выявление в процессе эколого-эстетического воспитания прекрасного в разных сферах (в труде, науке, поведении и т.д.) наслаждение им стимулируют совершенствование человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей " Игра как средство эколого-эстетического воспитания"

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место....

консультация для родителей "Игра как средство эколого - эстетического воспитания"

Консультация для родителей«Игра как средство эколого — эстетического воспитания»Экологическое воспитание — сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традици...

Игра как средство эколого-эстетического воспитания

С помощью игр у детей воспитывается любовь к природе, определённое душевное состояние, восприятие её красоты, понимания и познания....

Доклад “Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей”.

Охрана окружающей среды разумное отношение к ней стали настоящей актуальной проблемой века.А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к...

Дидактическая игра как средство эколого-эстетического воспитания.

Научить детей видеть красивое — дело сложное. Если взрослый сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти чувства детям....

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»

Консультация для педагогов МДОУ «Игра, как средство эколого-эстетического воспитания детей»...