Интегрированное занятие по экологии "Мир комнатных растений"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Волокитина Ольга Михайловна

Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc71 КБ
Office presentation icon ptitsy_vesnoy.ppt2.8 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16» города Алейска

Интегрированное занятие по экологии

 «Мир комнатных растений»

Составила и провела

воспитатель старшей группы:
Волокитина О.М.

г. Алейск, 2017 год

Интегрированное занятие «Мир комнатных растений»

    Цели: Создать условия для расширения представлений детей о комнатных растениях: их пользе, строении, многообразии.

    Задачи:

  • Обучающие:
  • учить различать комнатные растения по внешнему виду;
  • Учить совершенствованию синтаксической стороны речи;
  • учить составлять сложноподчиненные предложения.
  • Развивающие:
  • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
  • развивать внимание и наблюдательность;
  • развивать умение слушать, вступать в диалог;
  •  развивать зрительное внимание, мышление;
  • развивать общую моторику рук.
  • Воспитательные:
  • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
  • воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование:

  • комнатное растение: герань, папоротник, фикус, фиалка, и другие;
  • картинки с изображением комнатных растений группы;
  • лейки, лопатка, салфетки, пульверизаторы;
  • горшок, земля;
  • карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге.


ХОД ЗАНЯТИЯ

В группу заходит Кузя в рука держит горшок с цветком.

Воспитатель: Что-то наш Кузя грустный.

Кузенька, что  у тебя случилось?

Кузя: Мой цветок был таким красивым, и вдруг что-то произошло.

Воспитатель: Его любимое растение  было таким красивым, как на картине (показываю картинку), а теперь стало вот таким, (показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко  растение.

Воспитатель: Дети, а вам жалко растение? Давайте его   пожалеем, скажем, ему ласковые слова.

(Дети говорят добрые,  ласковые слова: хорошее, не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым и т д)

Воспитатель: Ребята, почему Кузино  растение стало таким? (ответы детей). Послушайте, о чём просит растение. Кузя твоё растение нужно полить и оно поправится.

Воспитатель: А мы можем помочь Кузе?

Дети: Да.

Воспитатель: Как?

Дети: Будем учить Кузю поливать растение.

Воспитатель: Кузя, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?  (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думаете, для чего нужны эти растения? (Ответы детей).

Обобщаю ответы детей:  «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут». Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань).  Это растение называется «герань» или  «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте  посмотрим, какие части  есть у герани?

Обобщаю ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатым  кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают  лепестки герани?

Ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов:  белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится  корни  герани?

Дети: В земле.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем растению нужны  корни?  
Обобщаю ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень  питает растение. Когда мы поливаем  землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по  стеблю к листьям и цветам». 
(Сопровождает рассказ показом.)

Воспитатель: А кто знает, как  называется  это растение?     (Показывает фиалку.) Это   растение  называется  фиалка.    Внимательно  рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья? Какого цвета цветы?   
Дети: У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают  разных цветов.

  (Показывает детям фиалки разных цветов)

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань,  фиалка,  папоротник. Называю каждое растение. Затем прошу детей отвернуться и закрыть глаза, и убираю одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

Физкультминутка

На окне в горшочке  (Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках,  руки вверх, широко в сторону)

 Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх)

 Повернут цветочки.

Повернут бутоны, (Руки соединить над головой, медленно развести в стороны)

В солнышке утонут.

Воспитатель:  А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус).

Дети: Фикус.

Воспитатель: У него красивые большие листья. Ваня, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляет горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой. (Дети протирают листочки. Я  помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель: Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздает леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).

Воспитатель: По-разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой,  комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы  с   вами   поливали   растения,  а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой   лентой.  Поставим  на 2-3  часа  на  окно.  Посмотри,  каким  стал  пакет изнутри?

Дети: Влажным.

Воспитатель: Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Упражнение « Закончи предложение»

Воспитатель: Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую его часть, начинающуюся со слов для того чтобы, а потом повторяете предложение целиком.

Комнатные растения необходимо поливать…

Женя …для того,  чтобы они не завяли.

Повторяет предложение целиком.

Листья на комнатных растениях нужно протирать…

Даша…для того, чтобы они могли дышать.

Повторяет предложение целиком.

Комнатным растениям нужен солнечный свет…

Ваня…для того, чтобы они могли хорошо расти.

Повторяет предложение целиком.

Комнатные растения нужны человеку…

Артем…для того, чтобы они украшали его дом

Повторяет предложение целиком.

Опыт 2.  Посадка растения

Воспитатель: Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения.  Что произошло с веточкой,  пока она стояла в стакане с  водой?

Дети: У веточки  появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочный горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Далее  дети с помощью воспитателя насыпают в горшок землю, высаживают росток и поливают.

Логоритмика «Вот такие! »

Воспитатель:  А сейчас я проверю, умеете ли вы фантазировать. Я предлагаю вам поиграть в игру «Вот такие!» Я буду спрашивать у вас о том,  как выглядят разные части комнатных растений или сами комнатные растения. Вы будите изображать их и говорить «Вот такие!»

Воспитатель:  Какие у кактуса иголки?

Дети показывают растопыренные  пальцы.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Какие пальмы?

Дети встают на носочки, поднимают руки, тянутся вверх.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Какие цветы у глоксинии?

Дети наклоняются, опускают руки.

Дети: Вот такие!

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Кузю ухаживать за  ними.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Кузе и растениям?
(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Кузе подарок – нарисовать «Цветы в горшочке».

Воспитатель:  А сейчас ребята подумайте и скажите, что нужно всем растениям на земле для того чтобы они нас всегда радовали своей красотой

Ребята понравилось вам занятие? С какими растениями мы познакомились? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы наши друзья Выпонила: Волокитина Ольга Михайловна

Слайд 2

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о перелётных птицах и о первых признаках весны. Содержание образовательной работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей .

Слайд 3

Пускай сугробы во дворе И снег почти не тает, Сегодня март в календаре – Весна в права вступает!

Слайд 4

ПОНЕДЕЛЬНИК Беседа «Из чего сделаны гнёзда?» НОД «Тайны птичьего мира» Наблюдение - за сорокой Подвижная игра «С кочки на кочку» ЧХЛ «Воробьишка» М. Горький

Слайд 5

ВТОРНИК Отгадывание загадок по теме «Птицы» НОД «Красивая птичка» Наблюдение за воробьём Подвижная игра «Птичка и кошка»

Слайд 6

СРЕДА Д/И «Кто больше назовёт действий» НОД «Домик для скворца» Наблюдение за состоянием снега. Подвижная игра «Перелёт птиц» Словесная игра «Что за птица»

Слайд 7

ЧЕРВЕРГ Выставка «Друзья пернатые» НОД «Составление рассказа по картинке» Наблюдение за синицами Подвижная игра «Скок по скок..» ЧХЛ «Весна, весна» Е. Баратынский.

Слайд 8

ПЯТНИЦА Д/И «Что вы видите вокруг?» Пазлы «Птицы» НОД лепка «Птичка» Наблюдение за поведение птиц Подвижная игра «Ворона»

Слайд 9

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «Король птиц»

Слайд 10

ЧХЛ по теме «Птицы наши друзья. Вместе с детьми следить за птицами. Ознакомиться с информацией на стенде «Птицы наши друзья (задания ,загадки , СТИХИ) Вместе с детьми понаблюдать за птицами прилетевшими в наши края. Пригласить на развлечение «Король птиц»

Слайд 11

В понедельник прочесть произведение М. Горького «Воробьишка». Подготовить загадки по теме «Птицы». Во вторник попросить родителей принести спичечные коробки. Подготовить выставку «Друзья пернатые». В четверг просесть произведение Е. Баратынского «Весна, весна».6..Впятницу подготовить музыкальный зал для проведения развлечения «Король птиц».

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по теме: «Комнатные растения»

Конспект итогового занятия по лексической теме: «Комнатные растения».Открытый городской просмотр логопедического занятия. Год обучения: второйВозраст: 5-6 летФорма занятия: итог...

Конспект занятия по экологии "Комнатные растения" /подготовительная группа/

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется мн...

Презентация "Комнатные растения в природе" к занятиям на тему "Комнатные растения"

Презентация наглядно демонстрирует жизнь комнатных ркастений в естественных условиях....

Интегрированное занятие по экологии "Комнатные растения - спутники нашей жизни".

Рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприя...

Технологическая карта интегрированного познавательного занятия «Уход за комнатными растениями»

Образовательные области «познавательное развитие»  и «физическое»...

НОД интегрированное занятие "Уход за комнатными растениями" (подготовительная группа)

НОД интегрированное занятие "Уход за комнатными растениями" (подготовительная группа)...

Технологическая карта занятия Тема занятия: «Уход за комнатными растениями».

Технологическая карта занятияТема занятия: «Уход за комнатными растениями»....