Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" с детьми подготовительной к школе группы на тему "Родная природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Каузова Светлана Фёдоровна

Цель игры: воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к растительному миру.

Задачи:

Уточнить и закрепить знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе используя пословицы, поговорки, народные приметы.

Развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний народного фольклора.

Расширить эстетические представления детей о природе через произведения искусства - поэзию, музыку.

Расширить словарь антонимов - слов противоположных по смыслу; упражнять в согласовании числительного с существительным, развивать умение образовывать прилагательное от существительного.

Закрепить знания детей о деревьях, о понятии «лес».

Уточнить знания детей о правилах поведения в лесу.

Продолжать развивать умение классифицировать съедобные и несъедобные грибы.

Поддерживать желание детей активно участвовать в поисковой деятельности правильного ответа.

Развивать умение учитывать мнение игроков при составлении правильного ответа.

Вызвать чувство удовлетворения от правильных и обоснованных ответов.

Развивать быстроту мышления, детскую любознательность.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Материал к занятию:

песочные часы

конверты с заданиями

фишки, табло

черный ящик

картинки «Съедобные и несъедобные грибы», игрушка белка

домашнее видео воспитанников группы на тему « Я в лесу»

музыкальная пауза  – скрипичный ключ, волчок со стрелкой,

березовые листочки (на них прикреплены шоколадные монетки)

Правила игры:

На столе расположено игровое поле: в центре волчок со стрелкой, конверты.

В конвертах задания и вопросы к игрокам «Команды знатоков» от «Команды педагогов МБДОУ».

Капитан «Команды Знатоков» крутит стрелку игрового стола.

На какой конверт укажет стрелка,  то задание «Команда Знатоков выполняет.

На обдумывание ответа дается 1 минута.

За правильный ответ знатоки получат фишку, а за неправильный ответ фишка уйдет к «Команде Педагогов».

Выигрывает  та команда, у которой в копилке больше фишек.

Участники интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»: играет «Команда Педагогов МБДОУ»

против «Команды Знатоков» - воспитанники группы подготовительная к школе группа для детей с нарушением зрения.

Конверты с заданиями:

Конверт №1

Вопрос от музыкального руководителя

(Слушание музыки)

Конверт №2

Задание от учителя - логопеда

{C}1.     {C}Игра «Скажи наоборот»

Летом солнце яркое, а осенью …….(тусклое).

Летом день длинный, а осенью …….(короткий).

Летом тучи ходят высоко, а осенью ………(низко).

Летом небо светлое, а осенью……(тёмное).

{C}2.     {C}Игра «Сосчитай осенние листочки»

Один ……(листочек), два…..(листочка), три…..(листочка), четыре …..(листочка), пять ……(листочков), шесть …..(листочков), семь ……(листочков), восемь …..(листочков), девять …..(листочков), десять …..(листочков).

Конверт №3

Музыкальная пауза «Осенний хоровод»

Конверт №4

«Чёрный ящик»

В «чёрном ящике» находится объект живой природы (цветок).

Команда знатоков задаёт вопросы ведущему о содержимом «чёрного ящика». Ведущий отвечает на вопросы игроков только словами «да»,  или «нет».

Конверт №5

Внимание! Вопрос от Белочки.

Белочка- Здравствуйте, ребята! Под моим деревом выросло много грибов.

У меня вопрос: какиездесь грибы съедобные, а какие несъедобные? Помогите мне насушить съедобные грибы. А что же делать с несъедобными?

Ответ:

Конверт №6

Внимание на экран, видеозапись.

Вопрос: «О каком дереве рассказывает воспитанник нашей группы

Ответ: о дубе.

Вопрос: «Расскажите, что вы знаете о дубе?»

Ответ: Лес из дубов, это дубрава. Растёт дуб сотни лет, не могут согнуть, ни ветер, ни холод с зимой. В воде дуб лежит не одну сотню лет. Плоды у дуба жёлуди. Дуб распускается позже всех деревьев, но дольше осенью стоит с листвой; листочки сворачиваются в трубочку и не падают на землю всю зиму. Дубровой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и зимуют летучие мыши (повиснут головой вниз и спят  всю зиму).

Объясните поговорку  « Крепкий как дуб»

Есть ли дополнения по данному вопросу?

Конверт №7

Внимание вопрос! Назовите дерево, символизирующее нашу Родину - Россию? Расскажите об этом дереве.

Ответ:(береза)

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую.
Под ветром низко клонится,
И гнется, но не ломится!   А. Прокофьев.

 

«Береза любимое дерево русского народа. Ни об одном дереве не сложено столько стихов и песен, сколько о березе.Цветки у нее сережки. Раньше, когда не было бумаги, писали на бересте - березовой коре.Из древесины березы изготовляют мебель, деревянную посуду. Из веток плетут корзины. Березовый сок вкусный  и полезный. Березовый веник в бане все хвори выгоняет. Из березовых почек изготовляют лекарства»

Конверт №8

Вопрос (группе поддержки - воспитанники не сидящие за игровым столом): назовите пословицы об осени

Ответ:                 Осень припасиха - зима расточиха.

                            В сентябре прохладно, да сытно.

                            В ноябре зима с осенью борется.

                            От осени к лету поворота нету.

Назовите пословицы о зиме.

Ответ:                Зимой снег глубокий -  летом хлеб высокий.

                           Декабрь год кончает, а зиму начинает.

                           Январь вершина зимы.

                           В феврале два друга, мороз, да вьюга.

                           Март  весне брат, а зиме не рад.

Назовите пословицы о весне.

Ответ:               Апрельский цветок, ломает снежок.

                          Кто весной потрудится, тот осенью повеселиться.

                          Весенний день год кормит.

                          Кто спит весною, плачет зимою.

Назовите пословицы о лете.

Ответ:               Летом дома сидеть, зимой хлеба не иметь.

                          Летом каждый кустик ночевать пустит.

                          Дважды лета в году не бывает.

Назовитенародные приметы:

Ответ:               Поздний листопад к суровой продолжительной зиме.

                          Голуби разворковались -  к ясной погоде.

                          Воробьи сидят, нахохлившись - к дождю.

                          Вороны прячут клюв под крыло к снегопаду.

                          Заходящее солнце красное, зимой, будет солнечная морозная погода.

                          Птицы запели в дождь – к ясной погоде.

                          Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка теплые дни.

                          Птицы общипываются  - к дождю.

 

Конверт №9

Вопрос:Опишите красоту времён года с помощью стихотворений.

Ответ:

Об осени

 Осень на опушке краски разводила,
 По листве тихонько кистью проводила:
 Пожелтел орешник и зарделись клёны,
 В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
 Утешает осень: -Не жалейте лето!
 Посмотрите – роща золотом одета!
                                                              З. Фёдоровская

О зиме:

Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.

                                                                             Е. Трутнева

О весне:

                    Уж таетснег, бегут ручьи,

Вокноповеяловесною...

Засвищутскоросоловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь 

Опять надолго миновала.

                                                                   А. Плещеев

О лете:

Я рисую лето –
А какого цвета?
Красной краской –
Солнце,
На газонах розы,
А зеленой – поле,
На лугах покосы.
Синей краской – небо,

И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето –
Очень трудно это…

                                                                  П. Пронузо

Конверт №10

Внимание на экран!

Воспитанница нашей группы представляет фильм «Экскурсия в осенней лес».

Вопрос:Что такое лес?Расскажите о правилах поведения в лесу, в природе.

Ответ:

Нельзя шуметь, топтать грибы.

Нельзя трогать гнёзда птиц, брать в руки птенцов и яйца птиц.

Нельзя наступать на муравейник и разорять его.

Не мусорить, не разжигать костер.

Нельзя собирать и кушать не знакомые ягоды.

Конверт №11

Блиц-игра Против знатоков играет старший воспитатель МБДОУ.

1.Экологическая ситуация.

 Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

- Смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу ее поймать.  Пусть она поживет у нас дома.

- Нет, этого нельзя делать, - сказала мама.

Вопрос

Почему она так ответила Вове?

Ответ:Птица не может жить в неволе, она погибнет.

2.Загадка-шутка.

Может ли страус назвать себя птицей?

Ответ:  Нет, он не умеет говорить.

3.Продолжи пословицу: «Чем дальше в лес…..»

Ответ: ……. тем больше дров.

Итог игры. Подсчёт результата игры.

Вручение главного приза команде победителю символа игры «Что? Где? Когда?» - статуэтка «Сова»

 

Раздача грамот и призов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра с детьми подготовительной к школе группы «Символы нашего государства».

 Интеллектуально-познавательная игра «Символы нашего государства» проводилась с детьми подготовительной к школе группы МБДОУ Детский сад «Солнышко» в преддверии праздника «День России», в ...

Музыкально-интеллектуальная игра "Нәрсә? Кайда? Кайчан?" с детьми подготовительной к школе группе

Данная разработка презназначена для закрепления полученных знаний татарского языка детьми на музыкальных занятиях....

Сценарий интеллектуальной игры для детей подготовительной к школе группы «Знатоки зимней природы»

Сценарий интеллектуальной игры  для детей подготовительной к школе группы «Знатоки зимней природы» разработан с целью продолжения расширения представлений детей о зиме, зимних яв...

Консультация по организации образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Мы – друзья природы»

Консультация по организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания...

Беседа с детьми подготовительной к школе группе «Как сохранить природу севера»

Познавательная беседа о Севере России. В доступной форме дети получат представление о проблеме сохранения природы данного региона....

В помощь воспитателям Совместная деятельности педагогов с детьми подготовительной к школе группы по интеллектуальному развитию детей

Развивать у детей дошкольного возраста познавательные процессы: мышление, память, внимание, восприятие, речь....