Главные вкладки

    Инновационный проект по экологическому воспитанию "Мы - друзья леса"
    проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

    В  помощь воспитателям по экологическому воспитанию

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soderzhanie.doc846.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание

    1. Пояснительная записка

    2. Актуальность проекта

    3. Задачи и цель проекта

    4. Этапы проекта

    5. Перечень проектной деятельности

    6. Список используемой литературы

    7. Приложение к проекту

    Тема проекта: «Мы - друзья леса»

    Вид проекта: информационно-творческий

     Продолжительность проекта: краткосрочный

    Автор проекта: Звонова Татьяна Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории

    Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

    Актуальность проекта.

    «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

    Охрана окружающей среды – принципиальная задача для здоровья нации. «Здоровье нации зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам», - заявил Дмитрий Медведев, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. По мнению Дмитрия Медведева, «решающую роль в охране окружающей среды должно сыграть гражданское общество», при этом чрезвычайно важную роль приобретают экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

    Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном  возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

    Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Поэтому, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.

    Ухудшение экологической обстановки, снижение экологической безопасности населения, выбросы городских предприятий загрязняющих веществ в атмосферу, риск для здоровья населения, уничтожение природных богатств - требуют от населения,  дошкольников и их родителей бережливого отношения к природе, экологической грамотности, призванной «изменить самого человека, его понимание ценностей, то есть реализовать одно из условий новой модели развития – экоразвития».

    В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

    Проблема: необходимость в формировании экологической культуры у детей, обеспечивающей целостную самореализацию личности ребенка в различных видах деятельности.

    Исходя из данной проблемы, был разработан проект «Мы – друзья леса» Проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о природе. Предполагалось помочь научить ребёнка любить и беречь нашу землю, воспитать любознательность. Задействовать родителей детей к воспитательно – образовательному процессу.

    Реализация проекта « Мы – друзья леса» позволит поднять работу по экологическому воспитанию и образованию на качественно новый уровень. Мы предлагаем реальную возможность сохранить окружающую среду, используя бросовый материал, а именно, старые журналы, газеты и картон! Это предупреждает загрязнение окружающей среды и вырубку леса.

    Цель проекта. По отношению к дошкольникам: создание условий для развития основ экологической культуры у детей дошкольного возраста: развития эмоционально – ценностного отношения к природе; развития осознанного эмоционального – ценностного отношения к природе; познавательных интересов в области экологии; активной деятельностной позиции по сохранению природы.

    Задачи проекта: развитие положительного опыта эмоционально – чувственного восприятия природы; развитие знаний экологического содержания, отражающих взаимосвязи в природе, место и роль человека во взаимосвязи с природой; совершенствование системы экологического образования в период детства.

    Подготовительный этап: подбор методической литературы; подбор настольно-печатных игр; приготовление материалов для художественного творчества; подбор аудио записей по теме, подбор иллюстраций.

    Основной этап: организация совместной работы детей, родителей и педагога над проектом.

    Заключительный этап: презентация, выставка поделок

    Предполагаемый результат: развитие у детей ценностных ориентаций природосообразного, культуросообразного, заботливого отношения к ближайшему природному окружению и людям; становление и развитие опыта личной ответственности каждого участника проекта в практической природоохранной и социально – значимой деятельности; развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её новыми словами; развитие творческих способностей детей; вовлечение родителей в творческий процесс работы с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом; пополнение предметно-развивающей старшей группы.

    Формы реализации проекта:

    - организованная образовательная деятельность;

    - беседы;

    - чтение художественной литературы;

    - опыты, эксперименты;

    - загадывание  загадок;

    - создание проблемных ситуаций;

    - рисование;

    - изготовление поделок

    - сбор макулатуры

    Ожидаемые результаты проекта:

    1. Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, к её зеленым насаждениям, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
    2. Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

    Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

    В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема  усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

    Можно ли в наши дни переоценивать важность и необходимость экологического воспитания. Его основная цель – вернуть людям нормальное, естественное «экологическое чутье». А для этого необходимо в корне поменять отношение людей к природе. Но взрослых перевоспитывать крайне сложно, поэтому мы обязаны обратить внимание на подрастающее поколение.

    Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего детства. В этом возрасте дети очень восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Следовательно, познание детьми сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Наиболее действенным экологическое воспитание будет тогда, когда есть непосредственный контакт ребенка с объектами природы: наблюдения, экскурсии и целевые прогулки, живое общение с растениями и животными, практическая деятельность по уходу за ними.

    Предлагаемые мероприятия для детей дошкольного возраста позволяют пробудить у детей интерес к природе, научить их видеть в обычном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания, и умение сопереживать живым существам. Они дают детям возможность наблюдать и познавать объекты природы, оказывать посильную практическую помощь, быть активными участниками в проведении опытов и экспериментов. Следует учесть, что сами дети часто не замечают Красоту вообще, и в Природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. И делать это надо не формально, не сухо, но через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Тогда каждый новый день будет приносить детям и новые знания, и новые открытия.

    И пусть они не всё запомнят из того, что хотелось бы нам, воспитателям, – главное не в том. Но если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание – это будет самым главным Знанием.

    ЭТАПЫ  ПРОЕКТА:

    1 этап – подготовительный

    (Выявление проблемы)

    2 этап - основной

    (Организация совместной работы детей, родителей и педагога над проектом)

                    3 этап – заключительный

    (Презентация, выставка поделок)

    Мероприятия проектной деятельности

    Социально-коммуникативная деятельность

    1. Беседы с детьми: « Что такое природа?», «Почему исчезают животные?», «Поможем природе», «Правила поведения в природе», «Что будет, если убирать снег зимой?», « Как появилась газета?»,

              «Как сохранить наше богатство-лес?»

    2.Досуги: « Здравствуй лес!», Экологическая викторина «Знатоки леса»

    3. Дидактические игры: «Воздух, земля, вода», «Так бывает или нет?», «Узнай, чей лист», « Подбери грибок к березке», «Собери цветок», «Что можно, а что нельзя делать в лесу?», «Вершки-корешки».

    4. Эко-игры: «Какого растения не стало?», «Что было бы, если из леса исчезли….?», «Природа и человек»

    5. Загадывание загадок.

    6. Показ детям видео: «Как появилась  бумагу?», « Почемучка «43. Как делают бумагу»

    7. Посещение библиотеки детского сада.

    8. Музыкальная деятельность: разучивание песенок-потешек, прослушивание аудио записей по теме, слушание П.Чайковского «Времена года», игры-попевки на музыкальных инструментах.

    9. Трудовое воспитание: уборка листьев на участке, подкормка птиц, уход за растениями группы, посев укропа и лука.

    10. Художественно-эстетическая деятельность: рисование «Наши деревья», изготовление поделок из газет и журналов на тему: «Дайте газете новую жизнь!»

    11. Физическая культура: 

    Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Что я за зверь?», «Хитрая лиса», физкультминутки.

    12. Информационный стенд: «Сохраним землю»

    13. Чтение художественной литературы: пословиц, поговорок, рассказов.

              14. Проведение ООД по экологии:  Занятие-беседа «Что такое природа?

                 Живая и неживая природа»    

    15. Родительское собрание «Воспитание любви к природе»

    16. Совместная деятельность детей и родителей по подготовке к выставке «Дадим газете новую жизнь!»

    17. Встреча детей с инспектором по охране и защите леса Майского участкового лесничества Панкратовым А.А.

    18. Анкетирование родителей: « Энергосбережение и бережливость в вашей жизни».

    19. Круглый стол: «Сбережём родную природу», анкетирование родителей «Экологическое воспитание в семье». Памятка для родителей и детей.

    20. Консультация для родителей: «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

    21. Сбор детьми  макулатуры.

    22. Презентация проекта


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическое занятие + конструирование из бумаги. Тема: «Друзья леса».

    Экологическое занятие + конструирование из бумаги. Тема: «Друзья леса». Подготовительная группа. Закрепить знание детей о природе, о бережном и заботливом отношении к...

    Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

    Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

    Проект по экологическому воспитанию "В лесу"

    По проекту "В лесу" можно изучать растения, которые растут в лесу, с помощью загадок, составления кратких рассказов воспитателя, сочинять сказки, развивая фантазию детей....

    Инновационный проект по экологическому воспитанию дошкольников «Тропинка в чудесный мир природы»

    Цель: формирование у дошкольников основ экологического сознания и экологической культуры через проектно-исследовательскую деятельность....

    Сценарий экологического праздника «Друзья леса» в подготовительной группе.

    Сценарий экологического праздника «Друзья леса» в подготовительной группе   Сценарий экологического праздника «Друзья леса» в подготовительной группеДействующие ...

    Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

    Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...