«Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лобарева Надежда Ивановна

Модель образовательной деятельности может быть использована воспитателями по темам: "Лес", "Весна".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_ekskursiya_po_lesoparku.docx21.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Образовательные задачи:

- Расширять представления и знания детей о деревьях, кустарниках и травах;

- Развивать способность наблюдать, описывать устанавливать причинно-следственные связи;

- Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Методические приемы: игровая мотивация, рассматривание, вопросы к детям, объяснение, рассказ, чтение стихов, дидактические игры.

Материалы и оборудование: картина с весенним пейзажем А. Грицай «Апрель в лесу», дидактическая игра «Правила поведения в лесу» на фланелеграфе, игра «С какой ветки детки», плакат «Растения леса», «Этажи леса», предметные картинки «Деревья», магнитное панно «Весенние цветы», модели дерева и кустарника.

Словарная работа. Активизация словаря по теме «Лес».

Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций по теме, плаката «Правила поведения в лесу».

Модель образовательной деятельности.

I. Организационный момент. Чтение стихотворения С. Погореловский «Здравствуй, лес, зеленый лес…»

Здравствуй, лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты, о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

II. Сообщение темы и целей.

- Как вы думаете, куда можно отправиться, чтобы узнать много интересного о растительном мире - деревьях, кустарниках, травах, цветах, грибах и животном мире – зверях, птицах, насекомых? (предполагаемые ответы детей)

- Давайте сегодня мы с вами отправимся на экскурсию и постараемся увидеть изменения в весеннем лесу.

III. Беседа «Красота весеннего леса»

Рассматривание картины с весенним пейзажем. А. Грицай «Апрель в лесу»

- Посмотрите, как удивительно красив весенний лес.

– Давайте вспомним как пришла весна? (Стало ярко светить солнышко, снег стал таять, потекли ручьи, набухли почки, из почек появились листочки, выросла трава, распустились весенние цветы)

– А почему так много стало птиц? (Прилетели из тёплых краёв)

– Чем же так озабочены птицы неся в клювах солому, пушок? (Вьют гнёзда)

– Что ещё нам подарила весна? (Цветы – одуванчики, подснежники, зелёную траву, проснулись бабочки, жучки)

– Да, всё оживает вокруг. (Рассказ воспитателя “Весна пришла” Скрябицкого)

Весна-красна, как художник призадумалась и разукрасила полянки, овраги, тропинки. Вот стоит перед ней лес хмурый, унылый. А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему! Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берёз, а на осины поразвесила длинные розовые серёжки.”

– Предлагаю вам побывать в таком чудесном, сказочном весеннем лесу?

– Давайте отправимся в лес на поезде, доедем до станции “Лесная”, где и совершим свою прогулку. (Дети строятся друг за другом, руками имитируют вращение колёс, поют песню)

-Но тогда в путь!

Мы шагаем друг за другом                                                                                                        

Лесом и зеленым лугом                                                                                                                           Крылья пестрые мелькают,                                                                                                                                 В поле бабочки летают.                                                                                                                                        Раз, два, три, четыре                                                                                                                              Полетели, закружились.  

- Вот мы и добрались до станции «Лесная». Лес – это дом для растений и животных.

IV. Дидактическая игра «Можно - нельзя» на фланелеграфе

(правила поведения в лесу)

Давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу.

-  Чего нельзя делать, чтоб сохранить тишину, красоту и покой леса?

Предположительные ответы детей:

(Ломать ветки, разжигать костер, рвать цветы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, оставлять мусор после себя)

- А что можно? (Кувыркаться в траве, ходить по тропинкам, любоваться красотой природы, собирать грибы, собирать ягоды, слушать пение птиц и другие звуки)

- Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.

V. Рассказ педагога об этажах леса: деревьях, кустарниках, травах, цветах. (Рассматривание предметных картинок: деревьев, кустарников, трав, цветов)

Отгадаете загадку – узнаете, что растет в лесу.

Его весной и летом мы видели одетым,                                                                                                              А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.                                                                                                Но зимние метели в меха его одели.      (Дерево)

- Давайте, вспомним, какие деревья растут в нашем крае?

(Дети называют деревья по предметным картинкам)

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Нет, конфеты на нём не растут. Во время цветения дерева к нему летят пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (ЛИПА)
  2. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные – зелёные круглый год. А у этого дерева хоть и хвоинки, а зимой оно стоит голое, как лиственное. (ЛИСТВЕННИЦА)
  3. Дотронься летом до ствола этого дерева, он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (БЕРЁЗА)
  4. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (ВЯЗ)
  5.  «Красавец» – так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево-богатырь, дерево-долгожитель. (ДУБ)
  6. Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» – из его древесины изготавливают многие музыкальные инструменты. (КЛЁН)
  7. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут. (РЯБИНА)
  8. Сверху листья этого дерева зелёные, а снизу – серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать и переворачиваются, дерево становится то зелёным, то – серым, говорят «переодевается». (ОСИНА)
  9. Весной это дерево стоит нарядное, праздничное, будто всё в белой пене. И запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за цветов люди ломают ветки и сучки у этого дерева. (ЧЕРЁМУХА)
  10.  Сосна и ель –вечно зеленые хвойные деревья.

- Если в лесу растут одни ели и сосны, кедры, как можно назвать такой лес одним словом?  (хвойный).

- Лес в котором растут сосны или ели называется (бор) т. е. сосновый бор, еловый бор.

- А если в лесу растут деревья, у которых есть листья, как мы назовём такой лес?  (лиственный).

- Лес в котором растут берёзы называется березовый лес или березовая роща.

- Дубовый лес называется – дубрава.

- А как будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья? (смешанный).

- В лесу растут кустарники, давайте назовем их. (Калина, орешник (лещина), шиповник, смородина, крушина, сирень.)

- Отгадаете загадку – узнаете, что еще растет в лесу.

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава.)

-В лесу, где стоят высокие деревья – прохлада и тень, а в местах, где ярко светит солнце растёт много разных цветов и трав.

- Какие травы растут в лесу?

- Какие весенние цветы вы знаете? (по магнитному панно)

- Растут в лесу мхи, грибы, ягоды.

- Как вы думаете, для кого лес это дом?

IV. Физкультминутка «Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли и немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём, руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети,

А потом все дружно встали, великанами все стали.

Дружно мы похлопаем! Тихонечко потопаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

V. Дидактическая игра «Части дерева» (кустарника) по модели.

- Давайте вспомним из каких частей состоит дерево.

- Какая часть у дерева в земле? (Корни).                                                  

- Для чего дереву нужны корни? (Они поглощают воду и питательные вещества из почвы, удерживают дерево).

- Как называется эта часть дерева? (Это ствол.)

- Какую функцию выполняет ствол? (По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям).

- Что отходят от ствола? (От ствола отходят ветки.)

- Что появляется весной на ветках? (Появляются листья.)

- Как вы думаете, что выделяют листья? (кислород, а поглощают свет)

-Когда листья падают, что происходит? (гниют, образуют питательные вещества для дерева).

- Из листьев и веток получается крона.

- У деревьев есть еще цветы и плоды.

VI. Дидактическая игра «С какой ветки детки»

- У всех деревьев разные листья и плоды.

- Давайте угадаем с какого дерева листья и плоды.

(Дети определяют принадлежность листьев и плодов к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)

VII. Чтение стихотворения «Лес дремучий, до свиданья!» 

- Пора возвращаться в детский сад.

Лес дремучий, до свиданья!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полон сказок и чудес!

VIII. Итог.

- Где мы сегодня побывали?  

- Что интересного о лесе узнали?

- В какие игры играли?

- Как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?

Литература.

А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир», занятие №28, стр. 171-174


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в весенний лес" . Весенний праздник для детей средней группы.

Дети отправляются в весенний лес в гости к Лесовичку, читают стихи, поют песни, играют с Лесовичком....

Сценарий весеннего праздника для детей раннего возраста и младшей группы "Путешествие в весенний лес"

Дети ран. воз. под аккомпанемент входят друг за другом и размещаются на закрепленных местах у стульев). После размещения детей ран. воз. – входят дети младшей группы и выстраиваются дугой у центрально...

«Весеннее путешествие» сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп

«Весеннее путешествие»сценарий весеннего развлечения для 1-2 младш групп (младший дошкольный возраст)...

Весеннее развлечение «Путешествие в весенний лес!» во второй младшей группе «Колокольчики»

Весна-прекрасное время года. С приходом весны природа преображается. Вокруг царит неописуемая красота. Ребята  отправились на веселом паровозике в весенний лес!...

Итоговое весеннее занятие во 2 младшей группе "Путешествие в весенний лес"

Цель: формирование у детей представлений об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.Задачи: закреплять представления детей о весне, её признаках; закреплять представления о смене времён го...