Мир планет
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Изотова Елена Васильевна

Конспект занятий для подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Знакомство с Меркурием

Цель: познакомить детей с ближайшей к Солнцу планетой- Меркурий, особенностью климатических условий и поверхностью, рассказать легенду об этой планете. Развивать творческое воображение, умение создавать новые образы, используя трафареты геометрических фигур. Закрепить умение ориентироваться в пространстве, умение выполнять действия по команде.

Материал: телевизор с изображением Меркурия, гном Кнопкин, 2 мяча, 2 корзины, 10 стульчиков, схемы движения мяча, листы бумаги с нарисованными кружочками.

                                               Ход занятия.

Воспитатель: Дети, к нам в гости опять пришёл гном Кнопкин. Вы его помните? Куда мы совершали с ним путешествие? Что интересного там увидели? Что вам запомнилось? Что понравилось больше всего?

Ваше домашнее задание было следующим: сделать рисунки на тему « О чём бы я рассказал своим друзьям, побывав на Луне».

Ответы детей ( дети по очереди выставляют рисунки и коротко рассказывают о них, воспитатель выслушивает, поощряет рисунки и рассказы детей, даёт им оценку).

Воспитатель: Сегодня мы с Кнопкиным продолжим путешествие и отправимся на новое небесное тело – планету Меркурий. Руководить полётом будет гном Кнопкин.

Кнопкин: Ребята, вы хотите продолжить путешествие по планетам солнечной системы?

Слушай мою команду. Ваша комната стала космическим кораблём. Приготовиться к полёту! На приготовление даю две минуты ( дети надевают форму, занимают места).

Кнопкин: Сейчас наш корабль покинет землю. Объявляю минутную готовность. И так 10, 9,8…1- старт. ( дети под музыку имитируют полёт).

Кнопкин: Смотрите, дети, перед нами Меркурий. Как поразительно он похож на Луну.( на телеэкране показывается поверхность Меркурия ).

Кнопкин: Дети, чем похожи поверхности у Меркурия и Луны? ( ответы детей ).Эта планета находится очень близко к Солнцу и теряется в его лучах, поэтому за ней очень трудно наблюдать в телескоп с поверхности земли.

Внимание! Наш корабль облетает планету Меркурий. Вы видите на его на его поверхности кратеры и глубокие трещины. Находясь близко от Меркурия за ним очень удобно наблюдать, так как над этой планетой нет облаков, потому что там нет воздуха. А теперь приготовьтесь к посадке. Экипажу не разрешается высаживаться на планету, так как это очень опасно. Здесь нет воздуха, воды и очень жарко. День и ночь здесь продолжаются по полгода. А вы знаете сколько это месяцев? 6 месяцев стоит жаркий день, а 6 месяцев холодная ночь. Пока стоит день поверхность планеты очень нагревается, а за длинную ночь так остывает, что можно сразу же замерзнуть. В связи с такими условиями на планете Меркурий жизни нет. Нам срочно нужно возвращаться на Землю.

Воспитатель: И так полёт закончен, отстегните ремни, снимите шлемы. Мы на родной планете – Земля. Давайте немножечко разомнемся, так как все устали от полёта и поиграем в игру « Мяч в корзину».

 Ребята, мы только что побывали на планете Меркурий, но совершить посадку нам там не удалось. Почему? (ответы детей ). Правильно, ребята, а теперь представьте себе на минутку, что на поверхность Меркурия, не зная его особенностей, высадился колобок. Ситуация очень опасная, он может погибнуть. Давайте его спасём  (детям раздаются листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагается дорисовать рисунок так, чтобы было видно, как они придумали спасти колобка. Под музыку дети рисуют ).

Воспитатель беседует с детьми, рассматривая ситуации, которые придумали дети, спасая колобка.

Воспитатель: Дети, а сейчас я хочу познакомить вас с удивительной легендой об этой планете.

Древние римляне верили, что их судьбой управляют многие боги. Отцом и владыкой всех богов был могущественный Юпитер, его женой – богиня Юнона. Богом Солнца считался их сын- лучезарный Феб. Дочь Юпитера и Юноны – Венера была богиней красоты. Гонцом богов, попросту говоря посыльным, служил Меркурий. Римляне рисовали его с крылышками на пятках. Люди давно перестали верить в языческих богов, но их имена до сих пор встречаются при чтении научных книг, потому что астрономы называли в их честь небесные тела. В старину астрологи говорили: « В момент рождения человека надо записать расположение светил на небе – их положение влияет на судьбу человека». Например, человек родился под знаком Меркурия- значит он будет купцом, так как Меркурий считался покровителем торговли. Родившийся под знаком Марса – будет кровожадным и жестоким. И всё это потому, сто Марс – бог войны.

Я уже сказала, что Меркурий был назван в честь бога- курьера, бога – вестника, потому что эта планета обращается вокруг солнца очень быстро, всего за  88 дней, а земля за 365. Год Меркурия в 4 раза меньше земного. Вот за эту быстроходность, за проворство, с которым маленькая планета бегает по небу, ее и назвали Меркурием – небесным гонцом.



Предварительный просмотр:

Марс – красная планета

Цель: познакомить детей с планетой Солнечной системы – Марсом, климатическими условиями, поверхностью. Развивать фантазию и воображение.

Материал: шапочки космонавтов, карточки с изображениями геометрических фигур, экран с изображением поверхности Марса, бумага, краски, кисти, карандаши.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова собрались на космодроме, чтобы продолжить космическое путешествие. Давайте подойдем к карте и вспомним, с какими небесными телами мы познакомились. (На звездной карте дети отмечают и называют знакомые планеты – Меркурий, Венеру). А сегодня мы познакомимся с еще одной планетой. Цвет её кроваво-красный. Поэтому еще в древние времена она наводила страх и ужас на людей. Они считали, что она похожа на красный глаз могучего бога, гневно смотрящего на далекую Землю. И поэтому древние римляне дали этому красному светилу название – Марс – Бог войны. А сейчас мы отправимся в полет, чтобы ближе увидеть эту планету и лучше с ней познакомиться. К полету мы давно готовились, а сейчас проверим вас на смекалку, сообразительность, выносливость. Для этого вы должны выполнить следующие задания:

  1. Соединить геометрические формы так, чтобы получилась какая-то фигура.
    Примерная карточка.
  2. Сделать шлемы, необходимые нам для полета (из бумаги).
  3. Кто больше всех отожмется от пола.

Воспитатель: Я вижу, что к полеты вы готовились хорошо. Настало время отправиться в полет к Марсу! Слушайте мою команду: надеть шлемы, пристегнуть ремни. 10, 9 … 1 – пуск! Смотрите, смотрите! Показалась поверхность Марса! Недавно здесь закончилась пыльная буря, и красный песок осел на поверхность планеты. Он придает поверхности Марса красный цвет. Климат на Марсе такой же, как на Земле, только немного суровее. Те же времена года: зима, лето, осень, весна, но длятся они гораздо дольше. Днем бывает жарко, что можно ходить в одних рубашках, а на ночь температура так понижается, что будь так у нас, то ночью пришлось бы кутаться в теплую шубу и в домах топить печи круглый год. Как вы думаете, почему так происходит?

Ответы детей (потому что планета Марс расположена дальше от Солнца, чем Земля).

Воспитатель: На Марсе наблюдается интересное явление – таяние полярных шапок. Зимой эти шапки достигают 3000 - 4000 км в поперечнике, летом они значительно уменьшаются и к осени становятся едва заметными белыми пятнышками, а иногда и совсем исчезают. Вода от таяния снегов стекает в море и каналы Марса, они покрываются свежей растительностью. У нас на Земле полярные льды Арктики держатся тысячами лет, потому что толщина их опять увеличивается. Быстрое же таяние снегов у полюсов Марса показывает, что там толщина полярного снега (снежного покрова) невелика – всего несколько сантиметров. Большая часть поверхности Марса обратилась в сухие, бесплодные пустыни. Вода, вероятно, просочилась по трещинам вглубь планеты и с каждым годом её остается все меньше и меньше на поверхности Марса. Атмосфера Марса тоже становится разряженной, а это значит, что кислорода остается все меньше и меньше, его частички улетают в мировое пространство, т.к. притяжение на планете очень слабое и оно не может их удержать. У Марса есть два спутника – Фобос и Деймос. По-русски эти слова обозначают «Страх» и «Ужас» - это вполне подходящее название для спутников Бога войны.

Все необходимое для жизни на Марсе есть: имеются вода, кислород, атмосфера, растительность, происходит смена времен года. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле. На Марсе они, правда, посуровее. Но ведь живые существа за миллиарды лет развития прекрасно могли бы к ним приспособиться. Вы можете задать вопрос: «А почему мы не видим марсианских городов?»

- Но, быть может, так же рассуждают и марсиане. Ведь чтобы увидеть постройки на Земле с такого большего расстояния, надо чтобы эти постройки достигали огромных размеров – в десятки километров длиной. Есть ли на Марсе разумные существа, узнает только первая межпланетная экспедиция, которая туда направляется.

Воспитатель: Внимание! Приготовиться к спуску. Мы возвращаемся на Землю. Но для землян планета Марс – самая интересная. Давайте пофантазируем и представим, с кем бы мы встретились, если бы побывали на Марсе. Увиденное давайте отразим в своих рисунках и рассказах по этим рисункам. (Дети рисуют). Воспитатель подводит итоги по рисункам и делает анализ.

Воспитатель: Почему у Марины небо красного цвета? А почему у Вали лошадь желтого цвета? (Дети рассказывают про содержание рисунков).    



Предварительный просмотр:

Путешествие на Луну

Цель: познакомить детей со спутником Земли – Луной, её поверхностью, климатическими условиями. Объяснить, почему происходят лунные затмения. Закрепить знания, умения детей по математике и конструированию. Развивать любознательность и воображение.

Материалы: «телевизор» с изображением звездного неба, поверхности Луны, дракона, заглатывающего Луну, полоски бумаги, рисунки с изображением средств передвижения, набор геометрических фигур.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришел гном Кнопкин, он любознательный, любит детей и невероятные приключения. Одним из своих любимых занятий он считает изучение науки астрономии – науки о небесных телах (Солнце, Луне, звездах). Дети, а когда Солнце скрывается за горизонтом, что появляется на небосклоне?

Ответы детей (звезды, Луна).

Воспитатель: Правильно. Самое большое близкое к нам небесное тело – Луна. А что вы знаете о Луне?

Ответы детей (она круглая, желтая, появляется ночью, на ней были наши автоматические станции и американские астронавты).

Воспитатель: А еще я хочу добавить, что Луна сама не светится, а от неё отражается свет, который попадает на Луну от Солнца, поэтому она такая желтая.

Воспитатель: Ребята, гном Кнопкин предлагает всем совершить путешествие на Луну. Хотите? Но прежде, чем отправиться в путешествие, нужно решить, на чем быстрее можно добраться до Луны. Я вам предлагаю следующие средства передвижения: ракета, самолет, машина, велосипед, ослик с тележкой или идти пешком. Перед вами полоски бумаги. Они соответствуют скоростям указанных средств передвижения. Расставьте их в порядке убывания в кармашки. В каком кармашке будут самые длинные полоски, значит это средство передвижения самое эффективное и оно поможет нам быстрее добраться до Луны.

- Дети, на чем мы отправимся в путешествие и почему?

Ответы детей (на ракете, потому что скорость у неё самая большая).

Воспитатель: Все космонавты предварительно проходят подготовку в учебном центре. Ведь они должны быть внимательны и сообразительны, поэтому Кнопкин предлагает вам следующие задания:

1. Нужно поместить 4 ракеты желтого цвета на верхнюю полоску наборного полотна, а на нижнюю – 4 ракеты разного цвета. Сколько ракет в 1 группе? Как она составлена? Как составлена 2 группа? Сколько всего в ней ракет? Сколько ракет надо приготовить к старту, если я назову число «4»?

- Молодцы, быстро справились с заданием. А теперь посмотрим, как вы ориентируетесь в пространстве. Где и сколько компасов находится в таблице?

Я вижу, что все дети готовы отправиться в путешествие. Меня Кнопкин назначает командиром, вас – космонавтами.

Воспитатель: Надевая шлем, говорю: «Слушайте мою команду. По заданному чертежу приготовить стартовую площадку». (Дети выкладывают из геометрических фигур космодром по схеме (схема любая)).

Ответы детей: Стартовая площадка готова!

Воспитатель: Внимание! Надеть шлемы, занять места в кабине корабля. Приготовиться к полету.

(Воспитатель берет гнома и садится).

- Какой сегодня день?

Ответы детей.

- Через два дня мы будем совершать посадку на Луну. В какой день мы прилунимся?

Ответы детей.

Воспитатель: Пристегните ремни, садитесь поудобнее. 5, 4, 3, 2, 1 – пуск! (Включить музыку).

- Дети, посмотрите, на экране иллюминатора показалось небо, усеянное звездами. Давайте я посчитаю звезды. (Считает и делает ошибку).

- Какую ошибку я допустила? ( При счете посчитала одну и ту же звезду два раза, не запомнила, от какой звезды я начала счет).

- Давайте посмотрим еще созвездия и нарисуем фигуры, которые они образуют.

Воспитатель: Пора обедать. Да, но мы на столы положили только по одному тюбику с пищей. Что нужно сделать, чтобы хватило всем?

Ответы детей (поделим пополам – берут ножницы и разрезают полоску).

Воспитатель: Видишь, гном Кнопкин, какие дети у нас добрые, поделились космическим пайком, не оставили друзей голодными.

(Стук в барабан).

Воспитатель: Что за стук? Ах, да, это маленькие камни попадают в обшивку корабля. Они называются астероидами. Давайте посчитаем, сколько астероидов встретилось на нашем пути. Закройте глаза и покажите на пальцах, сколько раз я постучала (7,8,6).

- Молодцы, ребята! Правильно посчитали. Да, недаром мы отправились в это замечательное путешествие, здесь всё время узнаешь что-нибудь новое. А теперь посмотрите в иллюминатор – перед нами приближающаяся поверхность Луны. Когда смотришь с Земли на Луну невооруженным глазом, на ней видны какие-то темные пятна. До изобретения зрительной трубы людям казалось, что Луна отображает человеческое лицо. И поэтому на сохранившихся старинных картинах мы видим Луну с носом, глазами, ртом. Давайте подлетим поближе! Где же глаза, нос, рот? На самом деле это довольно твердые и ровные участки поверхности Луны, их называют лунными морями и океанами. На карте Луны есть такие названия: Океан Бурь, Море Дождей, Море Ясности, Гнилое болото. Но представьте себе, что в этих морях нет ни капельки воды. Так условно назвали темные пятна на Луне, прежде, чем узнали, что там нет воздуха, воды, не бывает дождей, снега, не бывает пасмурных дней.

Воспитатель: Дети, посмотрите, а вот и круглые ямки, похожие на воронки, они называются кратерами. (Дети считают от 1 до 9).

- Их очень много, но все они отмечены на карте Луны и около каждого написано название – кратер Коперника, Галилея. Большая часть их названа в честь астрономов.

Воспитатель: Внимание! Наш корабль совершает посадку на поверхности Луны.

Воспитатель: Возьмитесь за поручни, пристегните ремни. Корабль совершил мягкую посадку.

- На Луне нет воздуха, поэтому мы, прежде чем выйти на её поверхность, наденем скафандры. В этих костюмах можно идти куда хочешь, потому что внутри них вырабатывается кислород и химические вещества. Воздух всегда свеж и лёгок для дыхания. В скафандре передняя часть сделана из небьющегося стекла, есть крошечный радиопередатчик, позволяющий разговаривать с товарищами, есть обогреватель, работающий от мощных батареек, так что не страшен самый лютый мороз снаружи.

Воспитатель: Встаньте, проверьте скафандры. На Луне вес тела во много раз меньше, чем на Земле, т.к. здесь нет воздуха. Смелее выходите. Мы сейчас разомнемся, попрыгаем и потанцуем.  

(Аэробика).

 Воспитатель: Из всех небесных явлений издавна больше всего людей страшили лунные затмения. Представьте себе – на чистом небе ярко светит Лун, вокруг неё ни облачка. И вдруг, неизвестно откуда, надвигается мрачная тень. Она полностью закрывает её. Правда, нельзя сказать, что Луны больше нет на небосводе: она все-таки видна в виде темно-багрового диска. Лунное затмение объясняется тем, что Луна попадает в земную тень. А если земная тень частично закрывает Луну, то мы часто видим её как серп – это привычное для нас зрелище. В старину люди думали, что Луну во время затмений пожирает страшное чудище – дракон. Некоторые люди так верили в это, что старались прогнать дракона стуком трещоток и грохотом барабанов. И когда Луна снова появлялась на небе, люди ликовали: ни думали, что напуганный шумом дракон оставляет свою жертву.

- Дети, посмотрите, почему гном Кнопкин стоит под зонтиком? Мы ведь знаем, что на Луне дождей нет.

- А потому, что днем здесь очень жарко, вот он и укрылся зонтом от палящих солнечных лучей, а ночью ему придется надеть валенки, т.к. наступает сильный мороз. И всё это от того, что на Луне нет атмосферы, которая защищает нашу Землю от холода и жары. День и ночь длятся на Луне почти полмесяца, это долго. Луна является спутником Земли, но не тем, которые запускают, а естественным. Она вращается вокруг Земли. Давайте посмотрим на Землю с поверхности Луны, она кажется нам оттуда голубоватым шаром. А теперь нам пора возвращаться на родную Землю. Пристегните ремни, мы приземляемся. Наше путешествие с гномом Кнопкиным закончилось. Спасибо за полет. Дети, вернувшись из путешествия, о чем бы вы рассказали друзьям?

Ответы детей:

  1. Луна бывает круглая, желтая, как репа.
  2. На Луне нет воздуха, воды, снег, пасмурных дней.
  3. На Луне есть кратеры.
  4. Днем жарко, а ночью сильный мороз.
  5. День и ночь длятся почти полмесяца.
  6. Люди на Луне не живут.
  7. Сама Луна не светится, её освещает Солнце.
  8. На Луне были наши автоматические станции и американские астронавты.
  9. Луна – естественный спутник Земли.
  10. Когда Солнце скрывается за горизонтом, то на небе появляются Луна и звезды.
  11. Луна – самое большое и близкое к нам небесное тело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

листовки для родителей "Живи планета-Земля", "Сохраним нашу планету для будущих поколений!"

О глобальных проблемах окружающей среды, как их предотвратить?...

Досуг посвященный международному Дню Земли «Береги свою планету, ведь другой такой планеты нету» для детей старшей группы.

       День рождения  Земли отмечают все люди на земном шаре. В этот день все        стараются посадить деревья и цветы, убирают мусо...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе "Космическое путешествие на планету "Мир мальчиков" и планету "Царство девочек"

Занятие было показано на конкурсе "Учитель года" 2019 год и вошло в тройку лучших занятий в конкурсе. Использовался гендерный подход....

Проект по окружающему миру Планеты Солнечной системы. «Планета Земля.»

Роль Земли в Солнечной системе уникальна. Это единственная планета на которой есть условия для жизни. ...

Наша планета - Земля Цель: Формирование у детей знаний о планете Земля.

Наша планета - ЗемляЦель:Формирование у детей знаний о планете Земля.Задачи:- Закреплять знания о правилах поведения в природе.- Расширять представление о том, что лес – это сообщество растений ...

Краткосрочный проект в старшей группе «Загадочная планета Земля. Планета в опасности».

Дошкольный возраст-это возраст, когда каждый ребенок исследователь и экспериментатор. Все новое для него - открытие. Поэтому в как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем, очень важным, считаю,...