Дидактические игры для дошкольников - авторы воспитатели Татаренко Р.С., Петаева Т.В.
картотека по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семеновых Екатерина Васильевна

Занимательный развивающий материал для детей   дошкольного возраста, который поможет детям закрепить  представления  об окружающем мире. Представлено 14 игр, которые можно изготовить своими руками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание дидактических игр52 КБ

Предварительный просмотр:

1.

Правила игры «Собери цветок»

«Съедобные и ядовитые грибы»

         Занимательный развивающий материал для детей старшего дошкольного возраста, который поможет детям закрепить  представления о грибах.

        Для этого предлагается два карточных круга, на одном изображена корзина,  а на втором  красный крест, как понятие «зачеркнуть» или «нельзя», а также карточки в форме лепестков, на которых изображены грибы.

        Задача играющих сделать  цветок из съедобных грибов, внутри которого карточка с изображением корзины, и второй из  ядовитых грибов, внутри которого красный крест.

        Задачу можно усложнить, если назвать правильно грибы и определить признаки, по которым  можно отличить ядовитые от съедобных.

2.

Правила игры «Собери цветок»

«Дикие и домашние животные»

        Занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление о диких и домашних животных.

        Для этого детям раздаются кружки, на которых изображены дом, лес, (можно для усложнения  игры по подобию разделить: животные Африки, саванны, поля и т.д.). На карточке в форме лепестков изображены дикие и домашние животные.

        Задача ребенка  собрать  цветок, в середине которого  находится дом. Для этого необходимо собрать лепестки с изображением домашних животных.

        Если изображен  на карточках лес, то  необходимо собрать животных - обитателей леса.

        При помощи этой игры специалисты могут  провести диагностику знаний детей по этому разделу, где можно предложить ребенку классифицировать животных по их среде обитания, правильно их называть, предложить  дать характеристику каждому из них, т.е. чем они питаются, как себя ведут, какие имеют особенности и т.д.

        

3.

Правила игры «Собери цветок»

                        Насекомые и пресмыкающиеся.

        Занимательный и развивающий материал для детей старшего дошкольного возраста, который  поможет малышам закрепить представления о насекомых и пресмыкающихся.

        Детям предлагается два круга, на одном изображена бабочка, а на другом изображена змея и  карточки  в форме лепестков, на которых изображены  насекомые и пресмыкающиеся. Дети должны классифицировать изображение  и при этом называть  насекомых и пресмыкающихся.

        Можно усложнить игру, предложить ребенку рассказать о месте их обитания, чем питаются, как размножаются  и т.д.

4.

Правила игры «Собери цветок»

                                Времена года

        Предлагается занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление о временных понятиях, таких как времена года.

        Предложите ребенку собрать цветок, при этом соблюдая последовательность изменения времен года, назвать каждое время года, постараться их запомнить, назвать месяцы, подходящие к этому времени года, также можно предложить разложить карточки со всеми месяцами года по порядку и рассказать особенности изменения  в природе, как одеты дети, чем занимаются и т.д.

5.

Правила игры «Собери цветок»

Дни недели

        Предлагается занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего  дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление о временных понятия, таких как дни недели.

         Разложить карточки  в форме цветов, соблюдая последовательность названия дней недели по порядку и постараться их запомнить.

        Предложить рассказать, что делает ребенок   в каждый из дней недели.

6.

Правила игры «Собери цветок»

Части суток

        Предлагается занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего  дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление о временных понятия, таких как дни недели, части суток, месяцы, времена года.

        Предложите ребенку  разложить по порядку карточки с названиями  частей суток. При помощи картинок ребенок сможет выложить свой режим дня и рассказать, чем он занимается.

7.

Правила игры «Собери цветок»

Аквариум, реки, моря, океаны.

 

        Предлагается занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего  дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление об  обитателях рек, морей, океанов, аквариумов.

        Для этого предлагается четыре картонных круга. В  середине каждого изображен  аквариум, река, море, или океан, а  также карточки в виде лепестков цветка. На каждой изображены по одному обитателю вышеперечисленных водоемов.

        Ребенок должен собрать цветок из лепестков, классифицируя их по среде обитания. Так, если на кружочке изображена река, то вокруг собирается цветок,  на лепестках которого изображен рак, карась , щука, сом и т.д.

        Если море, то  краб, креветка, морской конек, бычок и т.д.

        Можно усложнить игру, предложив детям рассказать о каждом из обитателей водоемов, морей, океанов, их

8.

Правила игры «Собери цветок»

Комнатные и луговые растения

        Предлагается занимательный развивающий материал для детей среднего и старшего  дошкольного возраста, который поможет малышам закрепить представление о комнатных и луговых растениях.

         Для этого предлагается 2 кружочка, на которых изображено кашпо с цветком и луг, а также карточки в форме лепестков, на которых изображены различные виды растений, выращиваемые в домашних условиях и  растущие в природе.

        Ребенок должен собрать цветок. Если в середине цветка находится кружок с изображением кашпо, то вокруг должны быть лепестки из растений, которые растут в домашних условиях (герань, кактус, фикус и т.д.). И наоборот. Там, где изображен луг - луговые растения          

( ромашка, василек, мак и т.д.).

        Чтобы усложнить игру, можно предложить ребятам назвать растения. Для луговых - назвать их особенности, их лечебные свойства, если таковые имеются и т. д.  

9.

Правила игры «Прочти имя»

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: обучение детей звуковой культуре речи; совершенствовать умение классифицировать предметы, четко произносить их названия, уметь выделять первый звук.

Игра в форме картинки с кругами, на которых изображены птицы, рыбы, животные, растения и т.д. Сначала дет должны назвать картинку, затем выделить первый звук из названия каждой картинки, вместе с воспитателем соединив звуки, прочитать свое имя.

10.

Игра «Экологический светофор».

Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель игры: воспитывать у детей культуру взаимоотношений с природой; развивать умение слышать и понимать природу; научить правилам поведения в лесу, городе, во дворе возле дома; развивать мышление при оценке той или иной ситуации; умение наблюдать за животными, чувствовать их настроение и желания. Развивать положительные эмоции у ребенка.

Игра состоит из карточек с сюжетными картинками и фишек красного, желтого и зеленого цвета, а также из кружочков с изображением эмоций. При рассматривании карточек дети должны определить какой фишкой пользоваться:

Красная – стой! Твои действия приносят вред природе.

Желтая – будь осторожен! Постарайся не нанести вред природе своими действиями. Соблюдай меры предосторожности и правила поведения в природе.

Зеленый – ты настоящий друг природы, ее защитник. Твои действия приносят пользу. Продолжай помогать природе и ее обитателям.

Другой вариант игры построен на эмоциональном восприятии. На фишках изображены лица с различным настроением. Дети могут играть роль растения или животного и с помощью фишек показать и озвучить настроение растений или животных в различных ситуациях.

11.

Игра «Путешествие по клеточкам»

Цель игры: развитие элементарных математических представлений, ориентировка в пространстве, закрепление экологических знаний, обогащение словарного запаса.

Игра состоит из большой карточки, которая поделена на 25 клеточек, в каждой из которых имеется изображение: мебель, птицы, рыбы, посуда, животные, растения и т.д.

Поверх каждой клеточки наклеена белая бумага таким образом, чтобы ее можно было открывать, как окошко. Каждому ребенку дается фишка и задание: в какую сторону и на сколько клеточек переставить фишку и открыть окошко. Увидев изображение, например: курица, корова, поросенок, ребенок классифицирует увиденные картинки: домашние животные, рассказывает о повадках, среде обитания, питании и т.д.

 

12.

Многофункциональная сюжетно-ролевая игра.

Эта игра предназначена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель: формировать представления детей об окружающем мире, учить детей правильным действиям и манипуляциям с предметами, продолжать знакомство с различными профессиями, развивать активную речь, прививать доброжелательное отношение к окружающим, развивать разговорную речь, обогащать словарный запас, формировать чувство дружбы, взаимопомощи.

Из твердого картона или пластика изготавливается небольшая ширма из трех складывающихся частей (высота 50-60 см).

К ширме прилагаются коробки с атрибутами для сюжетно-ролевых игр (в зависимости от возраста детей).

Например: ширмой отгораживаются друг от друга «Семья» и «Магазин». С внутренней стороны к ширме крепятся на липучки, кнопки, пуговицы и другие приспособления окна, двери, картины, прилавки и пр. таким образом, дети могут создать для своей игры свободную зону и использовать различные атрибуты, которые не занимают места, создают интерьер; при этом развивается моторика рук, цветовосприятие, воображение и др.

С обратной стороны ширма также может использоваться для другой сюжетно-ролевой игры.

Из пяти складывающихся частей ширмы можно построить корабль, автобус, луноход, карусель и т.д., используя атрибуты по принципу сюжетно-ролевых игр.  

13.

Игра «Семь желаний природы»

Цель игры: воспитывать у детей культуру взаимоотношений с природой, научить слышать и понимать ее, помочь усвоить правила поведения.

Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

-«Помнишь волшебный цветок из сказки? Он исполняет семь любых желаний. Этот цветик-семицветик подарен тебе для того, чтобы ты смог исполнить семь желаний природы. Желания зашифрованы в рисунках. А чтобы их исполнить, надо выбрать один из предметов, нарисованных на фишках и уложить на лепестки семицветика.

14.

Игра «Узнай окружающий тебя мир»

Игра предназначена для детей среднего и с усложнением задания для детей старшего дошкольного возраста.

Цель игры: закрепить представления об окружающем мире, развивать умение классифицировать предметы; активизировать словарь; воспитывать интерес к живой природе; находить признаки отличия и сходства различных групп (растения, животные, насекомые); воспитывать бережное отношение к природе.

Дети могут играть по одному, парами, подгруппами.   Устанавливая фишку на первый круг, ребенок называет, что изображено на картинке (например: цыпленок – это домашняя птица и накрывает все рисунки с их изображением). Следующий игрок аналогичным образом накрывает свою картинку.

Игру можно усложнить, дав задание выделить названия со звуками «р», «с», «ф», «л» и т.д.  Другой вариант: накрыть фишками рисунки, в которых выбранный звук стоит в начале, в середине или в конце слова. Выигрывает тот, кто больше закроет картинок (поставит фишек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников"

В статье представлен опыт реализации проекта для педагогов ДОУ "Создание интерактивной дидактической игры для дошкольников". Проект был успешно реализован МОУ ДПО «Центр научно-методического обеспечен...

дидактические игры для дошкольников

Дидактические игры по экологическому воспитанию ...

Дидактические игры для дошкольников Пальчиковые игры.

Дидактические игры для дошкольниковПальчиковые игры....

Дидактические игры для дошкольников. Пальчиковые игры

МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11             Дидактические игры для дошкольников...

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД».

Дидактические игры для дошкольников Развивающие игры для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну ПДД»....

Сборник дидактически игры для дошкольников при обучении игры в шахматы

Данные игры помогут легко и быстро обучить детей игре в шахматы...