Презентация "Тула -город мастеров"
презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Батенева Светлана Владимировна

Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Региональный компонет  в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gorod_masterov.ppt2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональный компонент МОУ «Грицовский ЦО им.Д.С. Сидорова» «ТУЛА –ГОРОД МАСТЕРОВ» Воспитатель: С.В.Батенева

Слайд 2

Тульские самовары известны во всей России. Самовар и Тула неразделимы. В любом уголке России и далеко за ее пределами можно встретить тульский самовар.

Слайд 3

Предназначение самовара. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. И самовар не мог появиться ни в какой другой стране.

Слайд 4

Изобретатель самовара. Неизвестно имя изобретателя самовара. Известно лишь, что, отправляясь на Урал в 1701 году, тульский кузнец-промышленник И. Демидов захватил с собой и искусных рабочих, медных дел мастеров.

Слайд 5

Семья Лисициных. В 1778 году на улице Штыковой, что в Заречье, братьями Иваном и Назаром Лисицыными изготовлен самовар в небольшом, поначалу, первом в городе самоварном заведении. Основателем этого заведения был их отец, оружейник Федор Лисицын. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками. Тульский музей самоваров может похвастаться старейшим самоваром Лисицыных.

Слайд 6

Стоимость самоваров. Самовары тогда продавались на вес. из латуни - 64 рубля за пуд.( 1 пуд = 16,380496 кг) из красной меди - 90 рублей за пуд.

Слайд 7

Тульские самовары на ярмарках. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Ежегодно с 25 мая по 10 июня из Тулы по реке Оке самовары (до Оки их везли на лошадях) переправлялись на Нижегородскую ярмарку.

Слайд 8

Дорожные самовары. Самоваром пользовались не только дома, его брали в дорогу, на гулянье. Для этой же цели использовались дорожные самовары. Эти самовары необычны по форме, удобны в транспортировке (съемные ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке). По форме они многогранные, кубические, иногда цилиндрические.

Слайд 9

Керосиновый самовар. В конце XIX - начале XX века появляются новые типы самоваров – керосиновые.

Слайд 10

Музей самоваров в Туле.

Слайд 11

Тульская гармонь.

Слайд 12

История гармони. Самые первые образцы ручных гармоник в своей мастерской были изготовлены тульскими мастерами - братьями Шкунаевыми. Примерно с 1820 года, производство простых ручных гармоник наладил оружейник Тимофей Воронцов в полуподвальном этаже своей самоварной фабрики.

Слайд 13

Пятиклапанная гармошка. Следующим этапом была привезенная оружейником Иваном Сизовым с Нижегородской ярмарки в 1830 году пятиклапанная гармошка. Он открыл в Туле гармонную мастерскую, в которой сначала копировал привезенный образец, а затем организовал у себя массовое производство гармоник

Слайд 14

Первые гармони. Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью, хорошим качеством и внешней привлекательностью, но имели один существенный изъян - у них отсутствовал хроматический строй. Создание гармоники без этого изъяна было важным шагом на пути совершенствования инструмента.

Слайд 15

Совершенствование инструмента. Среди гармонных мастеров нужно отметить Леонтия Алексеевича Чулкова. В 1880 году он организовал самостоятельную гармонную мастерскую. В 1907 году Геннадий Чулков создал механику так называемых заемных басов для двухрядной венской гармоники. С помощью этой механики при нажиме на кнопки басов открывались не только басовые клапаны, но и соответствующие клапаны из аккордного набора, и звучание басов становилось более насыщенным. На это изобретение им было взято патентное свидетельство.

Слайд 16

Гармонь Н.И. Белбородова. Н.И.Белобородов. В 70-е годы ХХ века предложил мастеру Л.А.Чулкову изготовить для него инструмент с двухрядной клавиатурой по собственным эскизам, в которых Николай Иванович особо проработал систему клавиатуры. Новый инструмент представлял собой двухрядную гармонику с полной хроматической гаммой и не с семью, а с 12-ю звуками. Новая хроматическая гармонь получилась необычайно певучей и прекрасно оформленной.

Слайд 17

Первое производство. Первая артель была организована гармонным мастером А.П.Пастуховым в Туле в 1922 году. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В результате было кооперировано порядка шести тысяч человек.

Слайд 18

Создание объединения «Мелодия». Однако вплоть до 60-х годов производство баянов и гармоней носило разрозненный характер . В 1963 году на музыкальных инструментах появилась фирменная марка объединения "Мелодия".

Слайд 19

«Тульская гармонь» на сегодняшний день. Сегодня "Тульская гармонь" не только сохранила ассортимент выпускаемых изделий, но и расширяет его, осуществляя конструкторские и технологические разработки. Преемственность в сохранении народных традиций позволила создать уникальный музыкальный инструмент - баян новой конструкции "Русь", на который в 2001 году получен патент.

Слайд 20

Тульские пряники.

Слайд 21

Тульские пряники по всей России. В тульских пряниках, пожалуй, вся история России. Мастеров в Туле было много, и каждый из них пек пряники по своим уникальным рецептам, которые хранились в строгой тайне и передавались только по наследству и исключительно по мужской линии. Ни один из мастеров никогда не пользовался гирями, на которых написан вес, чтобы "шпионы" не смогли вызнать, сколько по рецепту требуется муки, сколько мёда и т.д. Пекари пользовались разновесами - камушками, кусочками железа, которые прятались в укромное место под замок, чтобы, не дай Бог, никто их не нашёл, не взвесил и не вычислил рецепт.

Слайд 22

Тульские пекари. 19-м веке в Туле было около десяти пекарей: Василий Сериков, считающийся прародителем фабрики, организовавший своё производство в 1870-м году, братья Белолипетские, Пётр Козлов, братья Гречихины, которые в 1900-м году потрясли весь мир, соорудив на Международной выставке в Париже из пряников целый павильон. Всех и не перечислишь.

Слайд 23

Как пекли пряники Тульский пряник - печатный. Сделать его непросто. Сначала нужно изготовить дощечку для формы. Материал для неё вырезается из берёзы и должен "вылежаться" – от пяти до 20-ти лет. Когда дощечка просыхала, на неё наносили узор в зеркальном отражении. По этой форме и пекли пряники.

Слайд 24

Пряник для Николая II . Уникальным можно считать пряник, форма которого использовалась всего один раз, в 1896-м году, ко дню коронации последнего российского императора Николая II.

Слайд 25

Возрождение Тульского пряника. Существует легенда, согласно которой после войны решили возродить забытое искусство выпечки пряника. Однако все рецепты приготовления пряников умерли вместе с их изобретателями. Степан Севостьянов оказался единственным, кто помнил уникальный рецепт. В 13-тилетнем возрасте он работал на знаменитых Гречихиных подмастерьем. Однажды в воскресный день, когда все рабочие пошли в церковь, он притворился больным, потихоньку залез в чулан, отмычкой вскрыл ящики, где хранились разновесы, перемерил их на весах и так запомнил рецепт пряников.

Слайд 26

Надписи на пряниках. Темы изобразительных сюжетов самые разнообразные: изображения самовара, птицы Счастья, тульского Левши, соборов Тулы, тульского Кремля, видов Ясной Поляны, героев народных сказок и легенд; надписи в центре пряника - "Тульский пряник", "От всей души", "Подарок из Тулы", "Свадебный подарок", "С днём рождения"; "Клубничный", "Смородиновый", "Яблочный" и т. д. в соответствии с вкусовыми качествами начинки; "Оля", "Вера", "Таня" - именные пряники.

Слайд 27

Самый большой Тульский печатный пряник был зарегистрирован в Книге Рекордов России. 2 февраля Тула весело отпраздновала День Тульского печатного пряника. Это новый и совместный проект ОАО «Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна», входящего в состав холдинга «Объединённые кондитеры», и ОАО «ВымпелКом», предоставляющего услуги сотовой связи под торговой маркой «Билайн». Кульминацией праздника стала презентация печатного пряника-великана и его регистрация в Книге Рекордов России. Размеры пряника-рекордсмена составили 220 см в длину, 60 см в ширину, 5,5 см в высоту, а вес – 43,4 кг.

Слайд 28

Музей пряников в Туле.

Слайд 29

Тульское оружие.

Слайд 30

В 1720 г. для вооружения русской армии выпускалось 22 тысячи надежных, легких пехотных и драгунских ружей, пистолетов с кремневым замком, а с 1749 г. начато массовое производство холодного оружия — клинков, сабель, палашей, шпаг.

Слайд 31

Тульские оружейники. К концу XVIII века становятся известны имена таких прекрасных оружейников, как Иван Пушкин; Иван Лялин — создатель казнозарядного двуствольного кремневого ружья; Иван Полин — конструктор, создавший один из первых образцов многозарядного магазинного оружия.

Слайд 32

Тульский оружейный завод в XIX веке Реконструированный в XIX веке Тульский оружейный завод стал одним из лучших предприятий Европы. В 1879 г. завод освоил производство известной винтовки системы Бердана с усовершенствованным скользящим затвором. Была организована образцовая мастерская, где создавались собственные модели стрелкового и охотничьего оружия. Увеличился выпуск разнообразной продукции: одноствольных, и двуствольных шомпольных ружей, казнозарядных ружей центрального боя, гладкоствольных и комбинированных.

Слайд 33

Деятельность завода в 1941-1945гг. В 1941—1945 годах, работая под девизом «Все для фронта, все для победы», тульские оружейники выпускали самозарядные винтовки СВТ-38/40, авиационную пушку «Швак», револьвер системы Наган и пистолет системы Токарева.

Слайд 34

Современное оружие. Новое поколение мастеров создало свой неповторимый стиль, вобравший в себя все известные в opyжейном деле художественные средства, использующие различные материалы — золото, серебро, кость, перламутр. Традиции Левши живы и по сей день.

Слайд 35

Музей оружия на сегодняшний день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.

(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1.     Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Мастер – класс «Путешествие в город мастеров».

Нетрадиционная форма работы с родителями....

Конспект мастер-класса по теме «Город мастеров».

Программные задачи:1. Образовательные• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома;2. Развивающие• развивать мышление, м...

Муниципальный проект «Город мастеров» Тема: «Люби дело – мастером будешь»

Знакомство детей  подготовительной группы с народными  промыслами, с историей их возникновенияАктуальность:1.Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном ...

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»

Мастер-класс для педагогов в рамках областного мероприятия «Фестиваль «Город Мастеров»...