СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ "ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ" ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Светлана Владимировна Боровкова

Цель: обобщить знания детей об охране природы, о взаимосвязи человека и природы; ;  учить выражать свои  эмоции при выполнении заданий; развивать любознательность и интерес при решении проблемных ситуаций, умение договариваться со сверстниками; развивать двигательную активность, логическое мышление; активизировать словарь детей с помощью новых слов.

           Материалы и оборудование: иллюстрации вода, воздух, почва, планета Земля (чистая и загрязненная), леса нашего района, Тайганское  водохранилище, плакат "Правила поведения в лесу", для опытов: стаканы с водой, соломинки, прозрачные  пакетики( по числу детей).

                                                            Ход:

Воспитатель: Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. А что такое планета Земля? (ответы детей)

Есть одна планета – сад  В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, Птиц  скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только  тут В речку смотрят удивлённо.

Береги свою планету! Ведь другой, похожей, нету!

Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и на протяжении многих веков была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню. Они считали землю живым существом, самодействующим ( она родит из своей утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны). Люди сравнивали широкие пространства суши с с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах- кровь, в древесных корнях - жилы, в травах и растениях - волосы.

Посмотри мой милый друг. Что находится вокруг?

Небо светло-голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса,

Гром туманы и роса. Человек и время года -

Это всё вокруг природа.

 (Рассматриваем картинки с изображением природы)

 А ещё земля - это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. А как вы думаете, человек относится к природе? Является ее частью? Почему? И человек тоже часть природы. И самая маленький жучок - тоже часть природы. Природа бывает живая и неживая. Как вы думаете, что относится к живой природе? А что к неживой природе относится? Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.

Но, наша планета Земля весьма засорена, и люди ещё не осознали опасности жизни на огромной свалке.

ВОЗДУХ. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5млрд. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры.  Постоянная озоновая дыра - над Антарктикой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся - над Арктикой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше. А выхлопных газов, заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта - всё больше.

ВОДА. Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10тыс. товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы - Сене, Дунае, Рене, Волге - нельзя купаться. В сибирских реках  из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных.

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит. Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

ПОЧВА. Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 1/4 часть всех плодородных почв. Люди осваивали целинные и залежные земли. Первые пять лет они получали хорошие урожаи.  А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн плодородного слоя и уносить его к подножью гор. В результате почва оскудела и урожаи стали значительно хуже.  Никто не станет спорить, что нефть необходима человечеству. И никто не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть: в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде.

Нас в любое время года  учит мудрая природа.

 Птицы учат пению. Паучок – терпению,

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

И к тому же в их труде все по справедливости,

Отражение в воде учит нас правдивости .

Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте ..

И при всей огромности обучает скромности.

ЛЕСА. Усиленно идёт облысение планеты. За последние 20лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становиться всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит они обречены на гибель.

Очень я люблю, ребята, Слушать музыку в лесу,

И кузнечика, и дятла, И пчелу и стрекозу.

 Трели птиц, шёпот листвы,

 Послушать лес хотите вы?

( прослушивание фонограммы "Звуки леса")

Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого. Чтобы человек помнил об ответственности за жизнь животных и растений даже во время прогулок, существуют знаки предупреждения. И сейчас мы с вами проверим, знаете ли вы, что они обозначают. Представьте, что  они обозначают.

Дидактическая  игра  " Предупредительный  знак"

-А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдете из ситуации, которые встретятся в природе.

Ситуация 1. Озеро, на котором живут дикие утки. Во время охотничьего сезона в него попадает много свинцовой дроби, отравляющей дно и воду. Для пищеварения уткам необходимо заглатывать камешки. Но вместе с камешками они проглатывают и дробинки и нередко погибают от отравления свинцом. Ваша задача - помочь уткам: на ощупь выбрать дробинки и оставить камешки на дне.

ИГРА  " Перебери камешки в воде"

Ситуация 2. Всё на Земле находится рядом: всё живое и неживое перемешано. Нужно выбрать тех животных, которые уютно обитают  на земле, ( воде, воздухе, в почве, в лесу и т.д.)

ИГРА  "Выбери  нужное"

Ситуация 3.(для гостей) . За лето на Тайгане побывали много отдыхающих. И на берегу осталось много мусора. Чтобы природа не страдала, нужно быстро помочь убрать мусор.

ИГРА  " Собери  мусор"

 

-Нашей планете грозит беда. С тех пор как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумывал, чтобы улучшить свою жизнь! Сейчас мы проверим , как вы знаете правила поведения в лесу.

ИГРА  " Если я пришел в лесок"

Если  я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если  съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если  хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если  ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

Если  сильно насорю и убрать забуду? (нет)

Если  мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

*Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь.

Береги свою планету!

Ведь другой, похожей, нету!

 

Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки.

 Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай

Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать!

Береги свою планету!

Ведь другой, похожей, нету!

 

Из рогатки не стрелять, Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить.

Береги свою планету!

Ведь другой, похожей, нету!

 

Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, Ведь они нам не враги!

 

-Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, научите этому своих друзей.

   Воспитанный человек не ломает ветки деревьев и кустов, не рвёт лесных цветов. Травяной покров сохраняет влагу и даёт приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

  Не сбивай незнакомые тебе или даже известные ядовитые грибы. Многие из них - лекарство для лесных обитателей.

   Не следует ловить и приносить в дом лесных зверушек, насекомых и птиц. Для них наше развлечение часто заканчивается болезнью, мучением и смертью. Это не игрушки.

  Не разрушай нечаянно или нарочно муравейники! Иначе муравьи не успеют отремонтировать свой теремок до морозов. И погибнут!

  И, конечно же, вежливый человек, пришедший отдохнуть в лес или на луг, не оставит после себя свалки. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.

К сожалению, мы нередко нарушаем эти правила. Правда? Давайте сейчас попросим прошения у природы и постараемся больше не допускать таких ошибок.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчёлки,

Простите, стройный тополёк

И срубленные ёлки.

            Прости нас, пойманный зверёк,

            Тебе так тесно в клетке.

            Прости за то, что не сберёг

            И стали вы теперь так редки.

Есть в природе равновесие, нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно для тебя и для меня.

Что бы было равновесие надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы и  не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах и  пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере и  не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость: точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе- нам ещё здесь жить как вроде!

Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето

Мы не будем собирать их больших букетов.

Если птенчик из гнезда выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда, не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор, мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он жителю лесному.

Хрупкий домик муравья надо тоже охранять.

Обязательно он должен за заборчиком стоять.

Зайчика и ежика - жителей лесных

Лучше вы не трогайте! Охраняйте их!

Давайте, дошколята, природу охранять!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход занятия782.86 КБ
Файл Эпизоды занятия568.59 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\SAM_9855.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9852.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9850.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9845.JPG

C:\Users\User\Desktop\SAM_9843.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9858.JPG



Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\SAM_9861.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9837.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9839.JPGC:\Users\User\Desktop\SAM_9859.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения на улице для детей старшего дошкольного возраста "Богатырская сила на масленой неделе"

Веселая игровая прогулка - развлечение на улице  с веселыми скоморохами, не требующая длительной подготовки....

Сценарий развлечения "День знаний" (для детей старшего дошкольного возраста)

Сценарий развлечения «День Знаний», с участием взрослых персонажей. В сценарии представлен литературный и песенный репертуар о детском саде, детстве, дружбе, а так же весёлые танцы и игры.Развле...

Сценарий развлечения по иммунизации для детей старшего дошкольного возраста "Детям о прививках"

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Детям о прививках"...

сценарий развлечения 8 марта для детей старшего дошкольного возраста.

Создать атмосферу праздника, весёлого, радостного настроения. Развивать творческие способности детей. Совершенствование знаний у детей о празднике 8 марта....

Сценарий развлечения «Юные космонавты» для детей старшего дошкольного возраста.

Ребятам рассказывают о том, что 12 апреля 1961 года первым космонавтом, который полетел в Космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. И теперь каждый год страна отмечает этот день. И ввсе мальчишки тоже мечт...

Экологическое развлечение «Добрые друзья природы» для старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:Вызвать интерес к окружающему миру. Знакомить с правилами поведения в природе. Формировать экологическую  культуры детей, закреплять правила экологически грамотного взаимод...