Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мокрова Ольга Александровна

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой и экологическим воспитанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sochinenie_na_ekologicheskuyu_temu.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

    Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по

        ознакомлению   с природой и экологическому воспитанию.    

       К шестому году жизни дошкольники накопили определенные знания  об окружающем мире: грибах, растениях, животных, человеке, о предметах и явлениях неживой природы. Она овладели обобщениями: звери – млекопитающие, птицы, рыбы, дерево, куст, растения, домашние и дикие животные, съедобные и ядовитые грибы, овощи, фрукты, ягоды и т.д…

      Педагоги и родители стремились развивать у детей доброе отношение ко всему живому, к человеку. Они учили их этому через организацию труда в природе, в ходе  разбора специально подобранных или организованных ситуаций: «Как бы ты поступил», во время наблюдения, через игру в семью и другое.

       Мы старались подбирать произведения, в которых раскрываются правила культуры поведения в природе. Это могли быть газетные вырезки, рассказы, опубликованные в детских журналах. В газете был напечатан рассказ, как лось пришел к сторожке лесника и не уходил от дома. Лесник заметил, что одна нога лося «обута» в консервную банку. Он разрезал эту банку, обработал раны на ноге, полученные от нее. После этого зверь ушел в лес. Это и разбор стихотворения С. Михалков «На прогулке», как людям самим не нравятся замусоренные места в местах отдыха, а сами же поступают также, оставляют после себя мусор.

        Во время работы с детьми  проводились жесткие опыты, оставляли с детьми в тихих местах  в бутылках с остатками воды, наблюдали, что в ней погибли маленькие насекомые, которые забрались за сладостью, а выбраться не смогли.

         Воспитатель для формирования положительного отношения к животным, превращает их в красавиц, добрых фей и т.д. лягушка квакушка становится царевной, жаба за необыкновенный цвет глаз – звездочкой, или за медленную, переваливающуюся «походку» - бабушкой.

        Чтобы  изменить отношения к пауку, как злодею, рассмотреть его паутину, обсудить сколько, сил потребовалось ему, чтобы ее сплести. Можно рассказать легенду о том, как пауки спасли жизнь маленькому Христосу, его родителям, которые вбежали в пустующую хижину от преследователей, а пауки тут же оплели дверь паутиной. Преследователи увидели, что вся дверь хижины в паутине и не стали в нее входить.

         Часто взрослые в лесу сбивают мухоморы. Но они очень красивые в лесу. О том, что ядовиты, они сообщают нам своей яркой окраской: «не троньте меня – я ядовит». Рассказать детям о их пользе. Что грибы в лесу, в том числе и мухоморы, помогают расти деревьям. Но это гриб используют люди как лекарство и в борьбе с мухами в доме.

          Можно увидеть, как ласково дети относятся к растениям. Некоторые малыши 2-4 лет осторожно гладят пушистые головки одуванчика, получая огромное удовольствие от соприкосновения с ними. Это отражается в их глазах, смотрящих любовью на желтые шарики. Но у них не теще осознанного доброго отношения к этим растениям. Тут же резко меняют свое отношение к ним, если видят, как старшие дети 6-7 лет делают из них салат для кукол. Они рвут эти золотистые головки одуванчиков, мешают их с песком, толкут палочкой, как старшие дети, выбрасывают эту смесь на землю, как ненужную. Дети старше 6-7 лет. Как раз очень часто дают малышам пример не положительный, а отрицательный. Старшие девочки срывают головки цветков одуванчика для игры в магазин, маленькие сестрички – двойняшки за ними повторяли эти действия, одна из старших девочек придерживала ладонью макушки веточки кустов, чтобы собрать листья, а не рвать поодному их, тут же подобное сделали сестрички. Вдруг одна из  старших девочек решила. Что листья и одуванчики ей не нужны, она их выбросила, малыши сделали тоже самое. Эти подсмотренные за детьми факты, приводят нас к размышлению, что наша работа в детском саду не всегда дает положительные результаты. Поведение детей при воспитателях одно, другое без них. Эти игры были подсмотрены  в выходные дни на детской площадке.

      Нам взрослым предстоит большая работа по выработке у детей отношений к природе, основанное на эмпатии ко всему живому, а так же к неживым предметам природы.

        Знания, когда они даются в определенной системе, способствуют развитию образного и логического мышления, умению сравнивать, анализировать устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Дети шестого года жизни уже способны, по данным исследований, проведенных под руководством Н. Поддъякова, увидеть связи на уровне предмет – система предметов, система предметов – системам предметов. Это значит, что мы можем знакомить детей с различными сообществами, как встречающихся в нашей местности, так и в стране, с географическими зонами, а также с планетой Земля, Космосом.

        Внутри сообщества, не называя научных терминов, детям можно показать не только трофические – пищевые связи, но и другие (см. рис. 1). Дети легко поймут форическую – строительную связь. Это материал, из которого строится гнездо (веточки, листья), дупло в дереве.

        Форическую связь – переноса одним организмом других, тем самым, участвуя в их расселении. Эти люди подошвой обуви разносят семена подорожника. За что и дано название подорожник следом белого человека, так как до приезда европейцев в Америку это растение там не  росло.

       Дети понимают связь хищник – жертва. Они узнают, что помогает жертве и хищнику выжить: окраска подражательная и отпугивающая, быстрая реакция и другое. Эту связь  подробнее можно проследить в исследованиях С.Николаевой.

        Дети понимают такую связь как конкуренция. Для этого можно поставить опыт: часть грядки, клумбы оставить непрополотой до тех пор, пока не будет видна разница между культурами растений на непрополотой  части и прополотой. Они наблюдают как воробьи дерутся зимой из-за крошки, весной из-за кусочка ваты  для гнезда, из-за сковречника. Грачи только прилетели, еще холодно, но они находятся около своих гнезд, охраняют их от других грачей, от ворон, чтобы они не унесли ветки  из гнезда. Но в природе наблюдается и взаимовыручка. Маленькие дубки лучше растут там, где у них «открыта голова», но они закрыты, защищены со всех сторон от ветра, холода другими растениями. Дети видят в фильмах, а иногда и в природе. когда маленькие птички собираются в стаи и громко кричат, прогоняют летающую хищную птицу за пределы своей территории. Теперь доказано, что и растения с помощью летучих химических веществ тоже предупреждают друг друга об опасности.

        Возможность понимать связи в природе обусловлена способностью детей выделять признаки у организмов, которые помогают им приспособиться к среде жизни. Это показано в исследованиях Н.Мешковой, С.Николаевой, Е.Терентьевой, М.Большаковой и многих других.

         Однако для  экологического воспитания, формирования сознания, этики недостаточно одних знаний. Нужны практические действия, упражнения. Знания можно рассматривать только как переходную ступень в экологическом воспитании. Необходимо в работе с детьми уделять внимание формированию эмоций, чувств. Учить понимать и видеть красоту природы вокруг себя, видеть удивительное среди знакомых растений, грибов, животных, явлений, предметов природы; увидеть то, что другие могут не заметить, стать обладателем «счастливчиков», подмеченных в природе и умению рассказать, передать о них в изодеятельности, в слове другим. Этими счастливчиками могут оказаться необыкновенный гриб, паутина в траве, гроздья рябины, узорчатый листок…

        Развивать у детей эмпатию, доброту, отзывчивость ко всему живому, в том числе и к людям, если есть возможность оказать помощь. Это могут быть  трудовые действия. С.Николаева предлагает еженедельно обходить участок с сумкой Айболита, чтобы выявить растения, нуждающиеся в помощи и оказать ее: подрезать, замазать, подвязать…

      Формировать у детей активную социальную позицию: убрать мусор не только на своем участке, но и у малышей, вокруг участка детского сада, за его пределами; выпустить плакаты листовки. Это могут быть плакаты: «Елочка – иголочка», «Купальницы хороши на лугах, в лесах». Выступления с концертом, спектаклем, на экологические темы перед детьми, родителями. Можно поставить спектакль по стихотворению С.Михалкова «На прогулке», по рассказу Н.Сладкова «Кто-то со спичками». Подготовить и собственные спектакли, включив в них героев нарушающих тишину и покой леса, речки, а так же загрязняя их своим мусором и т.д., подвести детей к пониманию того, что на Земле исчезло много растений, животных по вине человека, из-за его деятельности.  Для сохранения природы люди создали заповедники, заказники, ботанические сады, зоопарки, издают Красные книги. В нашей области знакомят с Клязьминским заказником, где охраняется выхухоль. Это животное внесено в Красную книгу Мира. Знакомят так же дошкольников с редкими животными и растениями, которые занесены в Красную книгу Подмосковья, нашей области.

       Дети могут понять и законы природы В.Комонера. В этой связи И.Рыжова рекомендует вести работу с детьми основываясь на его четырех законах:  

  • Все связано со всем ( в природе все взаимосвязано);
  • Все должно куда-то деваться (все куда-то движется);
  • Природа «знает» лучше;
  • Ничего не делается даром (за все надо  платить).

       Мы больше обращаем внимание в работе на первый закон: «Все в природе взаимосвязано». Совсем почти не обращаем внимание на второй закон: «Все должно куда-то деваться (все куда-то движется). В природе все как бы перерабатывается, вступают вещества в круговорот: пожелтевшие, опавшие листья перегнивают, становятся гумусом, вновь усваиваются растениями. Углекислый газ, который выдыхают растения и животные усваиваются зелеными растениями и в процессе фотосинтеза из него и воды образуются сахара и кислород. Для этого надо поставить опыт: «Во что превратиться в земле предмет из клада». Закопать весной кусочки натуральной и исскуственной ткани, бумагу, осколки стекла, пластмассовые бутылки, полиэтиленовый пакет, железные банки, кусочек картофелины, макароны, кусочки каши, хлеба. Обязательно дети зарисовывают все закопанные в землю предметы. А педагог описывает, как они выглядели, чтобы осенью, когда клад надо будет разрыть, сравнить, что в земле перегнило полностью, что частично, а что не перегнило совсем, только стало грязным.

         На этом примере мы можем объяснить суть третьего закона: «Природа знает лучше». Перегнило только то, что было естественным, а исскуственные материалы, а также стекло не изменились. Частично поржавела банка. Они эти материалы для природы являются мусором. Нужно помогать природе их перерабатывать, а в некоторых случаях отказываться от них. Не покупать сок, воду  в пластмассовой, одноразовой посуде, а в стеклянной, многоразовой посуде. Одна стеклянная банка, бутылка используется до 60 раз. Ходить за покупками с матерчатыми сумками, мешочками, а не полиэтиленовыми, рисовать не фломастерами, а красками и цветными карандашами, как этому учат детей в зарубежных странах.

         На этом примере, этом опыте мы доказываем детям и четвертый закон природы: «За все надо платить». За наши человеческие удобства, расплачивается природа, да и мы впоследствии расплачиваемся своим здоровьем. Но есть и другая сторона этого закона, о которой мы стесняемся говорить, а она наблюдается и в природе и в жизни человека, это поедание одного организма другим. Например. сова, чтобы выжить ловит мышей, птиц. Это ее корм. Без них она погибнет от голода. Мыши и птицы расплачиваются своей жизнью, чтобы выжила сова и ее детеныши. Заяц зимой обгрыз кругом кору у осинки, яблоньки, они посохли. Осинка и яблонька расплатились своей жизнью за жизнь зайца. Но заяц может послужить кормом  для лисы, для еды человека, если его подстрелит охотник. Шмель, пчела, собирая нектар цветков, расплачиваются с растениями по-другому, они переносят пыльцу с одного растения на другое, тем самым помогают растениям опыляться. Мы не рассматриваем этот закон со стороны действий  человека, что делается в зарубежных странах. Там  даже проводят такие занятия, шокирующие нас «Человек, ты убийца», где говорится о питании человека. Не стоит заострять внимание на слове убийца, но объяснить детям надо, чтобы некоторые дети не впадали в крайность, отказывались от еды рыбы, мяса. Считая, себя как раз убийцами, но надо помнить, что растения тоже живые.

       Нужно детям объяснить, что во всем нужна разумность. Рыбаки ловят рыбу. Мелкую выбрасывают вновь в водоем. Но они оказывают помощь. Зимой делают специальные проруби, чтобы к рыбам поступал воздух в водоем, иначе бывают заморы рыб от недостатка воздуха в воде под льдом; весной устраивают нерестилища, чтобы были удобные места для размножения рыб. Охотники подкармливают зимой в лесу животных, сажают специально лиственные деревья в хвойном лесу и т.д.  Но надо обратить внимание на то, что человек приходит на помощь и при стихийных бедствиях животных. Вспомните поэму Н.Некрасова «Дед  Мазай и зайцы». Дети тоже могут помочь перенести с асфальтовых дорожек дождевых червей на землю, где они могли бы вновь спрятаться, зарыться в нее, полить деревья  летом. Если мы не будем все это объяснять детям. То они не поймут свои действия, действия родителей: почему пропалывают и растения в огороде, в поле, прореживают.

       Дети составляют на основе этого четвертого закона: «За все надо платить» пищевые цепочки: растение-гусеница-синица и ее птенцы. Они составляют и энергетические пирамиды. Но при организации последней игры, изготовления для нее ступеней следует помнить правило Р.Лидемана, которое гласит: «С одного уровня энергетической пирамиды переходит на другой уровень в среднем не более 10% энергии». Высота энергетической пирамиды не должна превышать более 3-4 ступеней, как и в пищевой цепи. Строя пирамиду, дети должны так подбирать по величине ступени, чтобы они уменьшались постепенно в размере к вершине пирамиды, выстраивая из картинок энергетические пирамиды.

       

      В экологическом воспитании детей, в формировании познавательного интереса к природе взрослым следует использовать стремление старших детей научить тому, что умеют делать сами. Педагог обязан поддерживать у детей ощущение взрослости. Он учит их работать с малышами, поощряет работу с ними. Можно предложить детям следующие виды занятий с малышами:

  • Обучить малышей мыть крупные кожистые, гладкие листья у комнатных растений (кливии, фикуса, амазонской лилий);
  • Поливать комнатные растения, научить детей правильно держать и выливать воду из лейки;
  • Проверить по качеству земли (прилипает или не прилипает к пальцам, по цвету земли, серая или черная, используя модели окраски) необходимость поливки растений;
  • Покормить рыбок, правильно выбирать коробку с кормом, насыпать корм по мерке в ладошку, а затем в кормушку;
  • Вытирать подоконник, столы, на которых стоят растения, аквариум, клетки, а также мыть кормушки, поилки, поддоны для комнатных цветов;
  • Организовывать с детьми рассматривание иллюстрации, рассказывать и спрашивать детей о содержании этих картинок;
  • Организовывать игры: настольно-печатные, с предметами, несложные сюжетно-ролевые, подвижные, строительно-конструктивные.

       Вместе с малышами старшие дошкольники рисуют. Старшие дети выполняют контур, а младшие раскрашивают. Кроме этого могут с ними лепить, мастерить, заниматься аппликацией. Общаются дети не только в группе, но и на участке. Привлекают их к совместному труду по прополке. Они обучают в течение всего года детей из средней группы уходу за растениями и животными.

        Старшие дети под руководством воспитателя, музыкального работника ставят сценки из серии как надо поступать и как нельзя по отношению к природе, друг другу. Разыгрывают спектакли, где героями могут быть растения, животные из окружающих детей, из  знакомых сказок. приурочивают эти спектакли к  датам сельскохозяйственного, народного календаря. С детьми можно организовать совместные праздники: синиц (12 ноября), рябины (23 сентября), елочки (к Новому году), капусты (27 сентября) и другие. Можно организовать развлечения, посвященные окружающему миру: «Воробушки-серые перышки», «Ласточки здравствуйте!», «Проснулась бабочка», «Первый распустившийся цветок». Используя для этой цели потешки, песенки, загадки, сказки, легенды.

       Работа с младшими детьми помогает старшим детям самоутвердиться. Развивается у  них самостоятельность, которая проявляется в умении контактировать, общаться не только со сверстниками, но и с младшими по возрасту, а также  со взрослыми. Им часто приходится обращаться к ним за помощью, чтобы научить тем или иным действиям малышей. Работая с малышами, они учатся сдерживать себя, быть добрыми, внимательными. Педагог эти поручения может использовать для преодоления застенчивости, робости, обучая вступить в контакт с другими людьми. Развиваются тем самым коммуникативные и организаторские способности, что важно для формирования у детей активной жизненной позиции, в том числе и сохранения природы.

        Работа с малышами позволяет детям подготовится к социальной жизни. Они учатся контролировать свои поступки, действия. У них формируется гуманистическая направленность, как к миру природы, так и людям. У детей развиваются инициативность, чувства собственного достоинства, стремление быть активным. Они учатся применять свои знания, навыки на практике, убеждаются в их необходимости. Тем самым педагог реализует принцип обучения – связь с жизнью.

Методы и формы работы со старшими детьми в ознакомлении с природой и в решении задач по экологическому воспитанию.

       Ведущим материалом остается, как и в младших, средних, так и старших группах метод наблюдения. Это связано с изучаемым, познаваемым материалом, с потребностью самих детей. В старшей группе применяются все виды наблюдений: распознающее; наблюдение за сезонными изменениями в природе и ростом, развитием растений; репродуктивное.

        Распознающее наблюдение. Оно позволяет детям познать окружающий мир, потому, что отвечает на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Зачем это?», «Для чего это?».

        При рассматривании природных объектов, явлений дети продолжают учиться анализировать, более детально выделять индивидуальные признаки; сравнивать предметы и явления между собой, находить общие и отличительные признаки; устанавливать причинно-следственные связи; обобщать, делать умозаключения; учатся выражать свои мысли, строить не только простые, но и сложные предложения, подбирать синонимы, антонимы, метафоры к обозначению признаков, качеств.

       К шестому году жизни дети должны научиться рассматривать предметы по плану. Сначала им в этом помогают опорные карточки, а затем дети опираются на свои знания, на подсказку воспитателя в виде наводящего вопроса. При рассматривании растений  следует помнить ряд правил. Так в самом начале  рассматривания обращать внимание на то, что ярко выделяется, «бросается» в глаза. Это могут быть ярко окрашенные цветки или их необыкновенная форма, или крупные листья, или их форма. Или контур растения. Затем рассматривание продолжается по плану. Дети вспоминают или узнают от педагога как называется данное растение, как его называют в народе. Могут и сами придумать названия, сравнить свое название с народным. Рассматривают стебель (ствол), ветки (побеги), листья, цветки, бутоны. Характеризуют по размеру (величине), форме, окраске, толщине, по качеству поверхности, наличию запаха. У листьев отмечают наличие черешков, их длину, расположение на стволе. У цветков рассматривают отдельные лепестки, форму всего цветка, его середину.

         Если стоит задача перед педагогом подвести детей к обобщению в ходе наблюдения за растением, это делается на основе выделения существенных признаков, характерных для данной группировки (комнатное, светолюбивое, луговое…).

       Животных также рассматривают по плану. Но в начале, как и у растений, обращают внимание на бросающиеся в глаза признаки: величину, или окраску, или наличие крупных рогов…

        Затем идет наблюдение по плану: голова и органы на ней, туловище, конечности. Обращают внимание как животные приспосабливаются к среде жизни, добыванию пищи, как оно защищается. Выделяя существенные признаки, относят животное к той или иной группе. Например, корова –травоядное, растительное животное, потому что питается растениями, она же и домашнее животное, так как о ней заботится человек. Но следует помнить, что иногда, когда мы видим интересное поведение животного, то следует отступить от плана рассматривания  и поговорить об этих действиях животного, несмотря на то, что дети находятся уже в старшей группе. Хотя дети подросли, некоторые признаки они могут определить на глаз, педагог рекомендует им обследовать, все что возможно: пощупать, погладить, понюхать, сравнить с эталоном – моделью.

         Первое время педагог предлагает план рассматривания в виде графических рисунков, а затем вопросами  уточняет, в какой последовательности они будут рассматривать, а в конце года  дети самостоятельно составляют описательный рассказ. Но педагог не должен забывать о развитии речи, о ее красоте. Поэтому он предлагает подбирать при описании признака эпитеты, метафоры. На основе такого подробного рассматривания дети учатся составлять загадки, используя как раз образность речи, своеобразие признаков растений, животных, грибов, явлений, предметов природы.

         Подробнее рассматривание проводится в том случае, если предмет, явление дети наблюдают впервые. При повторном рассмотрении больше времени уделяют индивидуальным, отличительным признакам, или наоборот, существенным, нужным для классификации, для составления загадки, для установления причинно-следственных связей и т.д.: «Чем цветки герани крупноцветной отличаются от цветков зональной герани?», «В какие цвета окрашены листья колеуса? О чем подсказывает этот признак окраски листьев, как его назвать?» (пестро окрашенные листья растений указывают на любовь растения к свету, это признак светолюбивых растений), но из этого правила есть исключение (бегония). (см. рис. 3,4,5)

       Педагог задает вопросы общие, направленные на развитие внимания у детей и умения составлять небольшие описательные рассказы: «Посмотрите внимательно на листья герани и опишите их». Только, когда признак является новым или существенным, то в этом случае следует выделять в вопросе это признак: «Как растут стебли у огонька, и традесканции?» У огонька стебель прямостоячий, а у традесканции стелющийся, но у нас в комнате нет для этого условий (земли, почвы, чтобы стелиться) и он свисает вниз. «Почему домашний кролик в ходе линьки не изменяет окраску своей шерсти, а заяц становится к зиме белым, хотя оба зверька живут в одной местности, только один во дворе дома, а другой в соседнем лесу? Кролики так остаются на зиму черными, серыми, белыми, с чем это связано?». Последний вопрос уточнение, он напоминает детям о разнообразной окраске шерсти у кроликов в отличие от зайцев-беляков.

      Вопросы могут задаваться на выяснение знаний детей: «Кто видел герань с другой окраской цветков?». На прогулке, чтобы выяснить наблюдательность детей и подвести детей к тому, что у нас живут два вида воробьев, воспитатель спрашивает: «Кто видел воробьев не в серой шапочке, а в шапочке другого цвета?», «Какого цвета еще бывает шапочка у воробьев?»(коричневая). Этот признак, цвет шапочки воробьев, является существенным. По нему отличаются два вида воробьев домовой (городской) и полевой (деревенский). У полевых воробьев шапочка коричневого цвета, а у  домовых – серого цвета. Если же зададим вопрос: «Какого цвета, окраски воробьев?». То мы выделим существенный признак отличия воробьев от других птиц. Существенным признаком воробьев является и способ передвижения – прыганье на двух ножках. Воробьи не могут ходить, они прыгают, как сороки.

        Итак, вопросы задаются на выделение существенных признаков, чтобы отнести предмет, явление к какой либо группе. Вопросы на выделение индивидуальных признаков такие нужны, чтобы подчеркнуть индивидуальные особенности, увидеть отличие.

       Во время наблюдения педагог использует загадку, стихотворение, чтобы подчеркнуть своеобразие, красоту. Художественное слово является образцом описания предмета, явления. Педагог накануне читает произведение, чтобы затем проверить, так ли это на самом деле. Например, прочитать рассказ М.Пришвина «Золотой луг», чтобы выяснить, когда спят одуванчики. Рассказать легенду о цикории, затем проверить, правда ли эти растения больше растут вдоль дорог. Выучить приметы о растениях, животных, а затем проверить: «Ласточки, стрижи летают низко, жди дождя». Для формирования отношения к животному, растению читают потешку. При рассматривании коровы воспитатель с детьми вспоминают потешку: «Уж как я свою коровушку люблю».

       Итак, наблюдения дают возможность не только узнавать новые предметы явления, но и понимать причинно-следственные связи, наблюдаемые в природы, развивать у детей наблюдательность, умение увидеть необычное, рассказать об этом другим в рисунке, в сказке, рассказе, загадке, понять окружающий мир, сделать его близким детям, развивать экологическое сознание на основе чувственного опыта.

         Циклические наблюдения. Это распознающее наблюдение, но при этом наблюдении рассматривается не весь предмет сразу, а постепенно. С малышами рассматривают предмет дробно не только по отдельным органам, а даже по отдельным признакам или функциям. Со средними детьми уже рассматривается группа признаков и функций отдельных органов. Со старшими детьми мы можем рассматривать сразу отдельные органы и их признаки, функции. Можем выходить на обобщение, находить общее среди других растений. В ходе проведения циклических наблюдений можно поставить с детьми опыты, дать им задания на решения поисковой задачи, проблемного вопроса. Почему у бальзамина листья повяли, а у толстянки нет, хотя оба растения были политы одновременно? Какое из этих растений влаголюбивое, какое засухоустойчивое? Как об этом можно узнать? Прочитать в справочнике о комнатных растениях, как надо поливать эти растения, выяснить родину растений, где он растут в сухих или влажных местах, посмотреть на физической карте мира. Сравнить листья этих растений на ощупь, какие из них более толстые. Покрыты более плотной кожицей. Можно подойти и косвенным путем, проделав опыт с тряпочками разной толщины, один кусочек из тонкой ткани, другой из плотной. Оба кусочка одновременно замачивают в воде, не отжимая, раскладывают рядом на окне. Дети следят, какая ткань быстрее высохла, выясняют почему, сравнивают с листьями растений. Делают вывод, что растения с тонкими, гладкими листьями надо поливать чаще, у них быстрее испаряется вода, как из тонких гладких тряпочек. Растения с толстыми, гладкими листьями надо поливать реже, как из плотных тряпочек из них дольше будет испаряться влага.

      Циклические наблюдения проводятся как на прогулке, так и в утренние, вечерние часы, при рассматривании растений, животных, предметов природы. Особенно это важно для установления различных связей, обобщений, для  занятий изобразительной деятельностью, чтобы дети смогли увидеть своеобразие каждой части. Каждого органа организма, форму, окраску, относительность размера и т.д.

     Например, рассматривание бальзамина в утренние часы можно провести в течение семи дней:

  1. Как называется это растение?  Почему бальзамин в народе называют огоньком, Ванькой – мокрым?
  2. Рассматривание листьев. Какие листья у огонька?
  3. Почему огонек надо поливать чаще, чем сансевьеру? Чем отличаются листья этих растений. У какого растения листья более плотные?
  4. Рассматривание стеблей бальзамина. У каких растений такой же прямостоячий стебель? У какого еще растения стебель прозрачный водянистый? (традесканция). А еще чем они похожи с традесканцией? (листья гладкие, с тонкой кожицей). Что находится у бальзамина на черешке листа? Этого нет на других растениях? (сахаристые выделения).
  5. Рассматривание цветков и бутонов бальзамина, огонька. На что они похожи? Какой они  формы, окраски? Есть ли другие комнатные растения с такой окраской цветков?
  6. Огонек – комнатное растение. За что его любят люди? Почему его разводят в домах?
  7. Размножение огонька.

      Циклические наблюдения обязательно проводятся перед занятиями.  Их цель сформировать у детей представления о данном объекте, а на занятии подводится итог, заостряется внимание на причинно – следственных связях, на выводах.

        Наблюдения за ростом и развитием растений, животных, грибов. Дети этого возраста обладают длительной памятью, они могут запомнить события, происходящие в течение нескольких месяцев. Поэтому включаются длительные наблюдения за ростом и развитием растений, грибов, животных.

        Наблюдение за ростом и развитием позволяет детям увидеть постепенность происходящих событий, их цикличность, общее между детенышами и взрослыми животными, между маленьким растением и  большим. Дети видят, как разные животные по-разному заботятся о своем потомстве, как человек проявляет заботу о растениях, животных, помогает им расти: подкармливает, ухаживает, создает необходимые условия для их жизни. Дети старшей группы, наблюдая за ростом и развитием растений должны выделять 5-6-7 стадий, заканчивая наблюдения образованием плодов или семян.

      Педагог организует наблюдение за следующими группами растений:

  • Однолетними растениями, садовыми растениями (календулой, тагатисом, космеей);  овощными растениями (огурцами, томатами); за дикими травами (спорышем, Куринным просом);
  • Двулетними растениями (свеклой, морковью), дети должны увидеть, откуда у них берутся семена, поэтому сажают корнеплод на семена;
  • Многолетними растениями (деревьями, кустарниками, садовыми растениями, овощными растениями, многолетними травами).

      Дети должны знать, что кроме семян растения размножаются клубнями (георгины, картофель), корневищами (хрен, флоксы, ирисы). Деревья подбирают на прогулке такие у которых видны разные стадии роста и развития. Например, взрослый клен цветет по весне, созревают семена по осени, а весной появляются всходы, маленькие клены. Желательно видеть подростки. Можно все это увидеть в питомнике, как из семян плодов появляются всходы, как укореняются черенки и деревца или кустик начинают расти (смородина, тополь. Ива). Они не только наблюдают, но и зарисовывают увиденное на отдельных карточках, которые помещают в конверт, для каждого растения свой. Отмечают и деятельность человека в этот период. Зимой они будут играть в эти карточки: «Что сначала, что потом», закрепляя стадии роста и развития растений.

       Детям нужно дать возможность самостоятельно сеять различные семена растений в баночке, сажать клубеньки, черенки, корневища. Семена могут быть самые разнообразные: найденные в плодах (апельсине, мандарине), в чае (каркаде), семена, плоды и корневища, клубеньки диких растений: клена, дуба, ели, одуванчика, комнатных растений (фуксии, герани). Предлагая детям выращивать растения, педагог развивает у них исследовательскую  деятельность, интерес к опытничеству, любознательность: «Как выглядит растение, из которого вяжут веники? Как выглядят листья апельсинов?...»

        Подобное наблюдение ведется за животными. Для этого организуют целевые прогулки на луг, чтобы понаблюдать, как растут козлята, телята… Наблюдение проводят и на соседнем дворе за наседкой с цыплятами, за уткой с утятами… Можно организовать наблюдение в уголке природы, за ростом моллюсков, мальками рыб, за развитием гусениц бабочек в садках. Например, в банку помещают листья крапивы с гусеницами, каждый день убирают съеденные и подкладывают свежие кустики крапивы. Дети увидят, как растут гусеницы. Как они превращаются в куколки, а затем из них выходят бабочки. Дети увидят великое чудо – рождение бабочки. Они наблюдают самостоятельно и под руководством воспитателя, родителей за ростом и развитием животных, в ходе наблюдений увидят не только степень роста и развития, но поймут, как разные родители заботятся о своем потомстве, как много сил приходится тратить им. Насекомые заботятся своеобразно о своем потомстве. Они откладывают яички на растения, которыми будет кормится потомство, гусеницы, личинки. Бабочки крапивницы откладывают свои яички  только на листья крапивы, так как ее гусеницы кормятся только этими растениями. Божья коровка откладывает свои яички среди кладок яичек других насекомых, среди тли. Муравьи. Пчелы усердно заботятся о совеем потомстве. Они кормят личинок, согревают, убирают в гнезде.

      Дети наблюдают самостоятельно или с воспитателем за размножением птиц. Если рядом есть гнезда скворцов, воробьев, ласточек, грачей, ворон, сорок. Отмечают в рисунках период строительства гнезда, как  птицы сидят на яйцах, как кормят птенцов. Вылет птенцов из гнезда. Можно увидеть молоденьких воробушков, как их кормят взрослые птицы, а так же галчат, воронят, как их защищают родители, с двумя последними надо быть осторожными. Хорошо бы иметь в саду семью каких-либо птиц: декоративных кур, перепелов, волнистых попугайчиков, канареек, чтобы дети не только наблюдали, но и ухаживали за ними, за этими маленькими существами. Радовались встрече с ними.

        Дети в ходе наблюдения за ростом и развитием животных, должны научиться выделять характерные признаки детенышей: у млекопитающих – игривость и у всех животных – беспомощность. Все родители по-своему заботятся о совеем потомстве. Но надо доказать детям, что у многих животных, у которых нет стадии метаморфозы, детеныши похожи на родителей, но имеют и свои индивидуальные признаки. У котенка, кА и у мамы, зеленые глаза, есть усы, четыре ноги с лапками – царапками. Шерстка у него мягкая, пушистая, но может быть другой окраски и т.д.

       У бабочек, гусеницы не похожи на нее, у земноводных, головастики тоже не похожи сначала на взрослых животных. Если рядом есть пруд, то дети могут увидеть все стадии превращения головастиков в маленьких лягушат.

    Итак, наблюдение за ростом и развитием, развивает у детей чувство доброты, дают возможность увидеть происходящее рядом с нами. Понять, что в природе есть обязательно родители и дети. Они должны осознать. Как много препятствий и законов экологии: «Ничего не дается даром, за все надо платить».

        Наблюдения за сезонными изменениями в природе, это тоже длительные наблюдения. Они дают понять детям возможность, что в природе все циклически изменяется, повторяется (рис.6,7). Все это зависит от  тепла поступаемого от солнца. Для этой цели педагог с детьми ведет ежемесячные наблюдения за его положением относительно выбранного ориентира в утренние часы, когда дети приходят в сад, в полдень, когда возвращаются с прогулки, в вечерние часы, когда уходят домой. Наблюдения желательно проводить в одни и те же часы, в одни и те же даты (14-17 числа) каждого месяца. Наблюдение за Солнцем дает возможность наглядно представить, что от положения Солнца зависит долгота дня и ночи, с этим связана и сменяемость времени года, количество тепла поступаемого на Землю.

       Дети должны понять, что каждое время года прекрасно по-своему, оно характеризуется своей погодой, своей жизнью, трудом людей, детскими забавами, спортивными играми, развлечениями. Поэтому желательно вести календарь за изменениями погоды, за жизнью растений, животных, деятельностью людей. Работа с календарем дает возможность понять детям причинно-следственные связи, наблюдаемые в природе и в жизни людей. Дети видят из рисунков календаря, что зимой не видно беспозвоночных животных, поэтому и нет перелетных птиц. Они начинают понимать, почему зимой идет снег, только иногда дождь, почему деревья и кусты сбрасывают листву. Что могло бы произойти с деревьями, кустами, если снег выпал на их листву? Где и как «спрятались» будущие листочки, побеги, цветки у разных растений? Почему у зверей на зиму подшерсток становится более густым, чем летом. Почему воробей насчитал у себя больше перьев к зиме?

      Дети раскладывают связанные со временем года картинки в той последовательности, которые происходят в природе, раскладывают изменения в жизни деревьев и кустов, даже целые пейзажи по временам года. Работая с детьми мы слушаем музыкальные произведения, рассматриваем пейзажные картины художников, читаем художественные произведения, чтобы раскрыть детям красоту, своеобразие жизни животных, растений, людей по временам года.

     Итак, наблюдение за сезонными изменениями в природе позволяет понять детям, что в природе происходят все время циклические изменения, одно время года сменяется другим. Каждое время года хорошо по-своему. Человек свою деятельность связывает с этими изменениями. А все это связано с количеством тепла, поступающего на Землю от Солнца.

       Репродуктивное наблюдение, оно основывается на знаниях  детей, памяти, умение рассуждать. Дети должны по отдельной части представить и узнать кто это, что это и обязательно описать. Например, по листу, плодам, цветкам, запаху узнать какое это растение и описать, как оно выглядит. По следам, оставленным на снегу, на песке, на плодах, листьях, коре, узнать, кто это сделал, описать. Это развивает наблюдательность, дает возможность активизировать имеющиеся знания, развивать воссоздающее воображение.

       В ходе наблюдений мы часто используем прием  сравнения. Выделяем несколько видов сравнений:

  • Сравнение видимых предметов друг с другом. Сравнивать можно, как живые объекты, предметы, явления так, изображенных на картине. Нам важно в ходе сравнений учить сопоставлять одинаковые признаки; вычленять разные, существенные, индивидуальные признаки;
  • Сравнение видимого с картинкой;
  • Сравнение по памяти.

       Сравнение видимых предметов, явлений  наиболее часто применяют воспитатели в  деятельности с детьми. В ходе этого сравнения дети учатся отличать предметы, явления друг от друга, выделять индивидуальные.

       Сравнение  позволяет подвести детей к классифицированию, обобщению, умению делать выводы, умозаключения. На основе анализа или на основе синтеза учить детей вглядываться в окружающий мир. Если с детьми выделяют  признаки, то должны подобрать к ним соответствующие названия, слова, определения, синонимы или антонимы, метафоры, что развивает речь детей.

      С детьми младшей группы сравнивают предметы, относящиеся к одной группе. Например, растение с растением, птицу с птицей и т.д.  в средней группе, и частично уже в младшей можно сравнивать предметы, явления, относящиеся к разным группам. Например, себя человека, и птичку; себя и кошку; себя и растения; особенно, когда нам надо подвести их к понятию, что птичка, кошка, растение, как и я, человек, живые. Можно использовать сравнения и как прием в ходе наблюдений «Сколько глаз у птички, посчитайте, сколько глаз у вас, у тебя …? Учить детей на основе этого делать вывод, суждение, умозаключение. «У меня два глаза и у птички тоже два глаза».    

   

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Воспитание у детей любви к природе»

Под экологическим воспитанием понимают воспитание любви детей к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приемы, которыми воспитывают такую любо...

Апробация конспекта НОД. Познание и речевое развитие. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Прохождение экологической тропы».2016г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка-детский сад № 14 «Аленький цветочек» Истринского муниципального района с.Павловская СлободаПрограммное со...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание особенностей экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...