Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Барлукова Любовь Алексеевна

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости. Растворы».


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkosti.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости. Растворы».

. 
Задачи: 
ОО «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. 
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. 
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. 
ОО «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире. 
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов. 
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. 
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. 
• Создать у детей радостное настроение. 
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 

ОО «Речевое развитие»: 
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 

Материал и оборудование:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды. 
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход НОД

Воспитатель: 
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. 
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Опыт № 1.

Ребята, скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?


Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
(Ответы детей)

Вывод: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель: 
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?


(Ответы детей).
Воспитатель:
 
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
(Ответы детей) 

Вывод: сахар исчезает, растворяется в воде.
Сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
(Ответы детей)


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. 
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
( Ответы детей).

 Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

(Ответы детей)
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Добавьте еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

(Ответы детей)
Вывод: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль 
Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Опыт № 5.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
(Ответы детей)
Вывод:
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой. 
Опыт демонстрируется без объяснения детям. 
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? 

Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.

Рефлексия.

Понравилось вам сегодняшнее экспериментирование?

Если да, положите в корзинку желтые улыбки, если – нет – зеленые.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия по опытно - исследовательской деятельности тема: "Морское путешествие".

Занятие с использованием технологии "Сендплей". Формирование внимания, жизненной компетенции детей, развитиеэмоционально – волевой сферы, монологической речи и словесноготворчества в игровой и ...

Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)

Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие»• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. • Уточнить и закрепить представления о свойствах...

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

Опытно-исследовательский проект по теме: «Развитие детского изобразительного творчества с помощью знакомства с нетрадиционной техникой рисования на различных жидкостях» 2020 год

    Работая в коррекционной группе, с дошкольниками с нарушением зрения постоянно сталкиваемся  с тем, что дети с патологией зрения испытывают определенные трудности. Наблюдается...

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...