Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» по теме: «Жидкости. Растворы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Болотова Ирина Семёновна

закрепление  представлений о свойствах жидких и сыпучих веществ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhidkost_i_rastvory.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Непоседы» по теме: «Жидкости. Растворы»

Задачи:

- Уточнить  и  закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).

- Закрепить  умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.

- Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.

- Способствовать  расширению  кругозора  детей.

- Развивать  мыслительную  активность, умение  наблюдать.

- Пополнить  словарный  запас  детей  за счёт  слов: раствор, частица, кристаллы, рафинад, эмульсия.

- Активизировать  детей  на  разрешение  проблемной  ситуации.

- Продолжать  учить  подбирать  прилагательные  к  существительному, использовать  сравнительные  обороты речи.

- Продолжать  учить детей  во  время  опытов  соблюдать  правила  безопасности.

- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.

- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.

Оборудование:

бутылка, воронка,  воздушный  шарик, сода, уксус, тарелка, молоко, пищевые  красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для  мытья  посуды;

на каждого ребёнка: 5стаканов, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход:

Воспитатель:

Собрались мы снова вместе, чтобы было интересней!

Много нового узнаем, что ж, ребята, начинаем!

Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.

В лаборатории  ничего не нюхать, а если это необходимо, поднести посуду с веществом  недалеко от себя  и махнуть  ладонью  в  сторону  носа, не шуметь.

Сегодня  мы  проведём  несколько опытов,  познакомимся  с  новыми словами.

Опыт № 1.

Многие  материалы  производятся  путем  смешивания  разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем.

Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

(ответы  детей)

Воспитатель:

Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?   (ответы детей) 

Вывод: как  бы  не смешивали  масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.

Воспитатель: 

Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель: Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?  (ответы детей)

Воспитатель:

Правильно – рафинад. Для опыта  нам  понадобится  вода  и  сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?  (ответы детей)

Воспитатель: Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?

Дети:  Сахар исчезает, растворяется в воде.

Воспитатель: сахар  разделяется  на  маленькие  частички, которые смешиваются  с  водой. Такая смесь называется раствором.

Физминутка:

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(вращение головой в стороны).

Раз-два-три-четыре-пять, ноги надо нам размять.

(приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

(ходьба на месте).

От разминки польза есть? Что ж, пора на место сесть.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?  (ответы  детей)

Воспитатель: Возьмите стакан  с водой и добавьте полную ложку муки.

Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?  (ответы детей). 

Вывод: все перемешалось, получилась  непрозрачная, липкая  жидкость.

Воспитатель: Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

Воспитатель: Скажите  соль  это жидкость или сыпучий материал?

(ответы  детей)

 Нам понадобится поваренная соль и вода. Возьмите чистый  стакан  с водой, добавьте соль  и размешайте ее. Что происходит?

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель:

Добавь еще пять полных ложек и продолжайте размешивать. Добавляйте соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?

Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль

Воспитатель: Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Воспитатель: Ребята, мы много работали  и  наши пальчики устали, чтобы отдохнуть,  давайте  сделаем  пальчиковую  гимнастику:

Вот помощники мои, их  как  хочеш  поверни  (смотрим на раскрытые ладони).

И  вот  эдак, и вот так, не обидятся никак   (потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши).

Не сидится им опять  (встряхиваем кистями).

Постучали, (стучим по столу)

Повертели,  (круговые вращения кистью)

И работать захотели.

Опыт № 5.

Воспитатель:

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?  (ответы детей)

Давайте проверим ваши предположения.

Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить?  

Молоко  начинает  двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии.

А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим?

Красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Как вы думаете, почему так получается?  (ответы  детей)

Воспитатель: 

Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

Ребята, вы сегодня провели  опыты  и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.

Вставляю воронку в горлышко шарика, насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус  около 2 см, затем закрепляю  шарик  на  горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? (ответы детей)

Воспитатель:

Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар  надулся?  А завтра нам расскажите.