Главные вкладки

    Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему: «Весенние приключения по дороге к азбуке»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Макаренкова  Елена Михайловна

    Представлены виды игровых упражнений по закреплению и формированию звукобуквенного анализа слов, развитию связной речи, профилактике оптической дисграфии. Для детей подготовительной группы с ТНР.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_dlya_attestatsii_2013.doc77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного  вида Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

    Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Солнышко» на тему:

    «Весенние приключения по дороге к азбуке»

    Составитель:

    Макаренкова Е.М.

    учитель-логопед ГБДОУ детский сад №78

    комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Санкт-Петербург 2013

    Цель: закрепить знания у детей по звукобуквенному и звукослоговому анализу слов. Закрепить знания детей о весне.

    Задачи:

    Развивающие задачи:

    I. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза:

    1.Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа

    • Закрепить понятие звук, способы его произнесения, его условные обозначения, акустические характеристики (гласные-согласные, твердые-мягкие)
    • Развить фонематическое восприятие: закрепить умение выделять в словах заданные гласные, согласные, твердые и мягкие звуки.
    • Закрепить навык звукового анализа: закрепить умение выделять заданный звук в слове (начало, середина, конец).
    • Закрепить умение проводить звуковой анализ слов и слогов.
    • Развивать умение читать и составлять из слогов новые слова.
    • Закреплять умение восстанавливать нарушенную последовательность звуков или слогов в структуре слова.

    2. Коррекция произносительной стороны речи

    • закрепить правильное произношение сформированных звуков,
    • автоматизировать поставленные звуки в чистоговорках, музыкальных распевках.

    3.Развитие просодической стороны речи:

    • формировать у детей правильное речевое дыхание, речевой выдох
    • воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

    II. Развитие психических функций.

    1. Развивать слуховое и зрительное внимание и память в игровых упражнениях;

    2. Развивать творческое воображение, креативность;

    3. Развивать тактильные ощущения детей при использовании различных по структуре материалов.

    4. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, отсчитывать нужное количество клеточек.

    Обучающие задачи

    III. Обучение грамоте

    1.Закрепить знания детей об изученных ранее буквах.

    2.Уточнить знания детей о различии звуков и букв.

    3.Закрепить знания о согласных и гласных буквах.

    4.Закрепить навык правильного написания букв, профилактика дисграфии.

    IV. Развитие связной речи и речевого общения.

    1.Уточнить и расширить запас представлений о весне, ее характерных признаках, разнообразии природных явлений и сезонных изменений.

    2. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

    3.Расширить объем правильно произносимых существительных, прилагательных, глаголов по теме «Весна».

    4.Закрепить навыки составления связного рассказа с использованием мнемотехнических таблиц по теме «Весна».

    V.Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

    1.Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.

    2. Закреплять навыки словоизменения и словообразования.

    Воспитательные задачи

    VI Cодействовать воспитанию собственной активности, инициативности, самостоятельности, чувства значимости (формирование положительной «Я-концепции»);

    VII формировать навык сотрудничества, воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи.

    Использование современных образовательных технологий :

    • наглядные (показ, демонстрация);
    • словесные (чтение стихов, беседы, диалоги);
    • технологии использования в обучении игровых методов(формирование различных умений и навыков, расширение кругозора, развитие познавательной сферы).
    • обучение в сотрудничестве( учить ребят добиваться единой цели, работая в группе)
    • проектные методы обучения (развивать индивидуальные творческие способности каждого ребенка).
    • игровая деятельность;
    • использование ИКТ.

    Здоровьесберегающие технологии:

    • дыхательная гимнастика
    • динамические паузы
    • профилактика нарушения зрения и осанки.

    Оборудование:

    -мольберт с зеркалом и пластмассовыми буквами.

    -рассказ-схема по теме «Весна»

    -прямоугольники со слогами

    -изображение избушки, выполненной из букв;

    -ребус-картина с буквами, которые спрятаны в ней.

    -ковролин

    -игра «Составь слово»

    -чудесный мешочек с буквами А,З,Б,У,КА.

    -ленточки, счетные палочки, камешки для выкладывания букв.

    -ежики-массажеры для снятия напряжения с мышц кистей рук.

    -мягкие игрушки Ежик и Лисенок(персонажи сказок «По дороге к азбуке»).

    -картины,изображающие символы гласных и согласных звуков.

    -предметные картинки с изображением видов Санкт-Петербурга

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Здравствуйте, ребята! Познакомьтесь и поздоровайтесь с гостями и мы

    начнем наше путешествие, а помогут нам в этом наши старые друзья –

    Ежик и Лисенок. С ними мы путешествовали по городу звуков на нашем

    волшебном поезде, который умеет перемещаться по воде, воздуху и земле.

    Пока машинист готовит поезд к путешествию, давайте посмотрим карту

    города звуков:

    Основная часть:

    Логопед: Какие звуки изображены на карте города звуков?

    -Какие звуки изображены на левом заборчике?(На левом заборе вывешены

    картинки с изображением сказочных персонажей, произносящих гласные

    звуки: А,О,У,И,Э,Ы.)

    Дети:- гласные

    Логопед: Почему эти звуки называются гласными?

    Дети: -потому что они легко и свободно поются, во рту для воздуха нет

    преграды.

    Логопед: Давайте назовем хозяев этих домиков и споем их песенки.

    В этом домике живет Аня, ее песня звучит так -АААААААААААА.

    Логопед: Что Ежик и Лисенок увидели у Ани в гостях?

    Дети: игрушки увидели аиста, астры, арбуз.

    Логопед: Что увидели игрушки во дворе девочки Оли?

    Дети: Оля показала игрушкам ослика и обруч.

    Логопед: дети, что случилось с погодой, пока Ежик и Лисенок гостили у

    Оли?

    Дети: Наступила оттепель и Оля открыла окна.

    Логопед: Какой первый звук слышится в словах: Оля, оттепель, окна, ослик,

    обруч.

    (ответы детей)

    Логопед: Как охала Оля, когда открывала окна?

    Дети: -Ох! Ох! Ох!

    Логопед: Теперь посмотрим, что увидели игрушки в гостях у девочки Ули?

    Дети:- игрушки увидели уток и улиток, укроп, утюги.

    Логопед: Какой общий звук стоит  в названиях этих слов?

    (ответы детей)

    Логопед: Что игрушки делали в гостях у тетушки Тыквы?

    Дети: Ежик и Лисенок пили с ней чай.

    Логопед: Чем угощала гостей тетушка Тыква?

    Дети: Она угощала гостей сыром и дыней.

    Логопед: Где находится звук Ы в этих словах?

    Дети: Звук Ы в этих словах находится в середине слова.

    Логопед: О чем напомнила игрушкам Мудрая сова?

    Дети: Мы услыхали от совы, что нету слов на букву Ы.

    Логопед: Где может находится эта буква?

    Дети: В середине или конце слова.

    Логопед: Вот мы и подошли к домику Эскимоса. Что интересного увидели

    Игрушки в его доме?

    Дети: Этажерку, игрушечный экскаватор, книги про страуса Эму и эльфов.

    Логопед: Чем угостил эскимос своих гостей?

    Дети: Он угостил Ежика и Лисенка эскимо.

    Логопед: Повернем на улицу согласных звуков.

    Логопед: Объясните, почему у каждой согласного звука по два домика?

    Дети: Потому что согласные звуки могут быть твердыми и

    мягкими.

    Логопед: Произнесите ряд твердых звуков, произнесите ряд мягких звуков,

    Придумайте слова, начинающиеся на звук[Ф].

    Ответы детей (факел, фабрика, фартук).

    Логопед: придумайте слова, начинающиеся на мягкий звук Ф.

    (ответы детей –Федя, Филин, фигура).

    (звучит мелодия песни « По городу»-слова и музыка Галины Вихаревой, ж-л

    «КОЛОКОЛЬЧИК»,1999 г.

    Логопед: мы хорошо и внимательно изучили карту города звуков, можем

    смело отправляться в путь в страну АЗБУКУ, где живут буквы.

    Рассаживайтесь по местам и давайте посмотрим, какие картины с видами

    нашего города проплывают за нашими окнами. Напоминаю, что поезд у нас

    необычный, он может перемещаться по земле, воздуху и воде.

    (дети имитируют звуки движущегося поезда: -ЧЧЧЧЧ).На экране под

    музыку появляются виды Санкт-Петербурга- Эрмитаж, Сад, Исаакиевский

    собор, Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Нева.

    Логопед: Дети, что вы увидели из окна поезда? (ответы детей)

    Логопед: Чтобы поездка  была нескучной, мы взяли с собой в дорогу Волшебный мешочек с буквами-ключами от страны АЗБУКИ.  Смотреть на эти буквы нельзя, нужно узнать букву, ощупав их, и назвать слово, начинающееся на эту букву. Потом из этих букв мы сложим название страны, в которую едем. (дети угадывают на ощупь букву, достают ее и придумывают слово, начинающееся на узнанную букву).

    (дети выкладывают из угаданных букв слово АЗБУКА ,приклеивая буквы водой к стеклу).

    Динамическая пауза «Ежик»

    Логопед:

    Пока мы ехали, Ежик уснул. Дети, давайте попробуем его разбудить (дети подходят и берут массажеры и произносят текст).

    Ежик, спрячь свои иголки,

    Мы же дети, а не волки,

    Мы хотим с тобой поладить,

    Мы хотим тебя погладить,

    Еж иголки отряхнул,

    Повернулся и заснул.

    Логопед: Не хочет просыпаться ежик, давайте попробуем его разбудить, включив волшебный телевизор. Что он показывает, можно узнать по  первым звукам названных мною слов: (молоко, аист, капля)-МАК; (собака, окунь, кот)-СОК;(рыба, облако, зубы, астра)-РОЗА.

    Ежик проснулся, посмотрел в окно, а там весна во всю вступила в свои права

    Он взял карандаш и зарисовал  небольшой рассказ о весне .

    Логопед демонстрирует мнемотаблицу о весне и дети составляют рассказ по ней: Весной солнце светит ярче, с крыш капает капель, это тают сосульки. На дорогах появляются лужи, девочки и мальчики пускают в ручейках кораблики. Пушится верба, весной мы отмечаем мамин праздник, с юга к нам прилетают птицы.

    Динамическая пауза: игра «Веснянка».

    Логопед: Мы сейчас порадуемся приходу весны и споем песню.

    Солнышко, солнышко

    Золотое донышко

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    (дети идут по кругу, взявшись за руки)

    Побежал в саду ручей (бег по кругу)

    Прилетели сто грачей(«летят»  по кругу)

    А сугробы тают, тают,(медленно приседают)

    А цветочки подрастают.(тянутся на цыпочках, руки подняты вверх)

                                                                                      ( Н.В.Нищева.)

    Логопед: Ребята, как вы думаете, почему весной к нам из жарких стран возвращаются птицы?

    Дети: потому что становится тепло и для птиц появляется много корма- просыпаются насекомые – мухи, комары.

    Сюрпризный момент:(Входит муха, поет частушки)

    А я муха-цокотуха не умею горевать,

    А я муха- цокотуха люблю петь и танцевать,

    Я умею веселиться, ползать, высоко летать,

    Меня бояться не годиться, я не буду вас кусать.

    По квадратам полетаю, влево, вправо, вниз и вверх,

    Того, кто меня поймает, в школе ждет большой успех.

    (Выносится лист бумаги, разделенный на девять квадратов. Муха подходит к нему и объясняет, что он поможет детям в школе легко отсчитывать любое количество клеточек, а это нужно для того, чтобы красиво писать, печатать буквы, решать задачи).Под музыку ???муха уходит, оставляя игрушечную муху логопеду для упражнений.

    Работа с «Волшебным квадратом».

    Логопед держит в руке игрушку-муху и переставляя ее по квадратам, задает детям вопросы:

    Где находится муха?

    Ребенок: Муха сидит в левом центральном квадрате, в правом нижнем квадрате и т.д.(опрашиваются все дети поочередно)

    Логопед: (переворачивает лист бумаги и показывает детям прямоугольники,

    которые делят его на девять частей, в каждом прямоугольнике написаны слоги, прочитав которые в определенной последовательности, можно узнать слово-(РЫБАКИ,БАНАНЫ,БАКИ.)

    Логопед: Как можно одним словом назвать муху, бабочку, кузнечика, жука?

    Дети:-Насекомые

    Логопед: Ребята, подойдите к фланелеграфу и выложите на нем это слово.

    (дети выкладывают слово НАСЕКОМЫЕ).

    Логопед: Сейчас мы посоревнуемся и узнаем, кто сможет придумать как можно больше слов, используя буквы входящие в слово НАСЕКОМЫЕ.

    (вызываются двое детей).

    Остальные восстанавливают правильное написание названий насекомых:

    (ЖКУ,ХУМА,САО, МАРКО.)

    Логопед: Давайте прочитаем слова, которые вы сложили из букв слова НАСЕКОМЫЕ?

    СМЕНА, СЕМЕНА, МЫ, ОН, КОМ, НОС, СОН, МЫС, СЕНО, ТЫ, ОСА, КОСЫ, КОСА).

    Логопед: Мы продолжаем наше путешествие, но посмотрите, что за избушка стоит на краю дороги?

    Дети: Эта избушка бабушки Маланьи.

    Логопед: Давайте посмотрим, из каких букв она состоит?

    (дети рассматривают нарисованную и состоящую из букв избушку и называют буквы).

    Динамическая пауза: Бабушка-Маланья.(русская нар.потешка.)

    Давайте поиграем с сыновьями бабушки Маланьи!

    (дети поют песенку и показывают какое-либо движение)

    У Маланьи у старушки жили с маленькой избушке

    Семь сыновей все без бровей,

    Вот с такими ушами, вот с такими носами,

    Вот с такой головой, вот с такой бородой.

    Они не пили, не ели, на Маланью все глядели

    И делали вот так…

    (ребенок придумывает движение и все за ним повторяют)

    Логопед:

    Сыновья бабушки Маланьи хотят у вас, ребята, спросить, о чем это говориться, о звуках или о буквах?

    -их можно слышать?

    -их  можно видеть?

    -их можно читать?

    -их можно штриховать?

    -их можно выкрикивать?

    -их можно раскрашивать?

    -их можно шептать?

    -их можно вырезать?

    -их можно рисовать?

    -их можно петь?

    -их можно печатать?

    (ответы детей).

    На фланелеграфе появляется нарисованная страна «АЗБУКА».

    Логопед: Вот мы и добрались до страны АЗБУКА, посмотрите, здесь нарисованы целые улицы с домами, состоящие из букв. Посмотрите внимательно и назовите все буквы, спрятавшиеся в ней.

    -сколько букв Ю вы видите на рисунке?

    (дети отыскивают в изображениях знакомую букву).

    Дети: из буквы Ю сделан фонтан.

    Логопед : Сколько букв О вы увидели в стране АЗБУКЕ?

    Дети: Из букв О сделаны окна в доме, их два.( И.т.д.)

    (иллюстрация -Методические рекомендации Т.Р. Кисловой « По дороге к азбуке».Москва, Баласс  2002.

    Подведение итогов

    Логопед: дорогие ребята, мы побывали в интересной стране АЗБУКЕ, где живут буквы. Наши друзья –Ежик и Лисенок решили в ней остаться, чтобы часто встречаться с вами, но уже в школе на уроках русского языка и чтения.

    Игрушки вам передали небольшой пакет, а что в нем- вы узнаете , если сложите вместе первые звуки слов, которые я назову: Портфель, Ручка, Игрушка, Загадка)

    Дети: Это- приз!

    Логопед раздает детям призы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

    Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

    Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности в средней группе по теме: "Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём!"

    Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности в средней группе по теме: "Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём!"...

    Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в национальный парк Саванны Африки – Серенгети»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 56 «Искорка»       Конспект открытого мероприятия непосредственно об...

    Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.

    Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Развивать у детей способности в установлении причинно-...

    Конспект открытого мероприятия по проектной деятельности в старшей группе "Лабиринты сказок".Тема: «Волшебный цветок».

    Конспект открытого мероприятия по проектной деятельности в старшей группе "Лабиринты сказок".Тема: «Волшебный цветок»....