Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Харисова Инга Тависовна

Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных. Развивать у детей способности в установлении причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nevedimka-vozduh.docx1014.37 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

                               учреждение «Детский сад №56».

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности с детьми по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Неведимка-воздух» в старшей группе компенсирующей направленности.

                                                                                                   

                                                                           Составила и провела воспитатель

первой квалификационной категории

                                                                                         Харисова Инга Тависовна

                                                                     Г. Зима 2016 год.

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи: 

1)         Обогащать и закреплять знания детей о свойствах воздуха, расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, растений, животных.

2)        Развивать у детей способности в установлении причинно-следственных связей на основе элементарного эксперимента и умение делать выводы.

3)        Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.

4)        Совершенствовать диалогическую речь (упражнять в умении отвечать на вопросы полными предложениями).

5)        Активизировать словарный запас: лаборатория, опыты, исследование, эксперименты, движение воздуха.

6)        Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружелюбие, взаимную поддержку.

Материалы и оборудование: карточки с изображением живой и неживой природы; 2 мольберта; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; карточки - обозначения свойств воздуха; игрушка Лягушонок; воздушные шары в связке; краски, по 2 листа бумаги на каждого; кружки зеленого и красного цвета на каждого.

Предшествующая работа: Беседы «Живая и неживая природа»; «Как воздух надо охранять», «О роли воздуха в жизни растений, животных и человека»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; чтение сказок В. Сухомлинского «Весенний ветер», Е. Пермяка «Мыльные пузыри»; наблюдения на прогулке за ветром; за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха; игры с ветром.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.(звучит мелодия)

Здравствуй небо! (поднять руки).

Здравствуй Земля (приседают).

Здравствуйте мои друзья (руки вперед).

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы рук).

Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Нам здороваться ни лень.

Воспитатель:

Ребята, хотите узнать о чем мы сегодня будем говорить?

Тогда внимательно послушайте загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

(Воздух)

Воспитатель: Правильно, это воздух.

 Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом.

Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери, в комнату на воздушных шариках залетает лягушонок).

В: Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, если вы хотите, то давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть.

Но для этого нам надо отправиться в «научную лабораторию».

Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования.

А на чем можно отправиться в лабораторию?

(ответы детей)

Давайте тогда представим, что мы с вами в поезде (дети встают по кругу друг за другом).

Приготовились, слушаем сигнал отправления(звучит гудок паровоза),( поехали.

Физминутка

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук. (Дети произносят звук - ту-туууууууууууу) Дыхательная гимнастика.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.

Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией? а вы будите научными исследователями.

  Оденьте белые халаты пройдемте в лабораторию к нашим исследованиям.

Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил. Давайте вспомним какие правила надо соблюдать.

Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Правило№5. Помни — некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Ну, что исследователи вы готовы к экспериментам? 

Давайте вспомним еще девиз нашей работы:

«Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать наша наблюдательность».

-Скажите ребята, а можем ли мы с вами увидеть воздух.

-Нет (ответы)

- Да вы правы ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории благодаря одному опыту мы постараемся увидеть воздух.

G:\фото эксперим\IMG_20160428_091956.jpgОпыт №1 «Как поймать воздух».

Возьмите полиэтиленовые пакеты. Посмотрите. Что в них? (пусто).

- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакеты воздух и закручиваем пакеты.  Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

G:\фото эксперим\IMG_20160428_092050.jpgЛягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку).

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». 

Опыт №2 «Что в стакане?»

G:\фото эксперим\IMG_20160428_092428.jpgВоспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан. 

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри).

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

G:\фото эксперим\IMG_20160428_092541.jpgВоспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Воспитатель:

Ребята давайте с вами сейчас поиграем и сделаем друг другу массаж спины:

G:\фото эксперим\IMG_20160428_092755.jpgФизминутка. 

Льется с неба синий свет,

И конца у неба нет… (Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинам друг друга)

Отчего оно такое? Кто нам сможет дать ответ? (Постукивают пальчиками)

Торопливый дождь косой скачет по полю босой. (Поколачивают кулачками)

Солнце небо разделило разноцветной полосой. (Растирают ребрами ладоней)

Где ложится ветер спать? Можно ль молнию поймать? (Кладут ладони на плечи и большими пальцами круговыми движениями растирают плечи)

До чего же интересно все на свете узнавать. (Поглаживание ладонями)

А теперь пройдем в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»

Лягушонок: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами

Воспитатель: Погоди, не спеши. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.

Лягушонок: Он еще и двигаться умеет?

Воспитатель: Скажи лягушонок, как ты сегодня оказался у нас в гостях?

Лягушонок: Меня ветер принес.

Воспитатель: Ребята, что такое ветер? Какой бывает ветер?

Ветер – это и есть движение воздуха. Мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

Опыт № 4 «Движение воздуха». А как вы думаете мы сможем почувствовать воздух?

-Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

G:\фото эксперим\IMG_20160428_093422.jpgА теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

-Ответы

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.

Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?

Воспитатель: Правильно лягушонок!

Дети, какой можно сделать вывод?

Мы дышим воздухом. Он часть природы. Ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.

G:\фото эксперим\IMG_20160428_093733.jpgВоспитатель: Ребята, а хотите поиграть в интересную игру «Живое-неживое». 

Тогда нам с вами надо разделиться на две команды. Одна команда будет называться «Живая природа», вторая команда «Неживая природа». У меня в конверте лежат карточки с изображением живой и неживой природы. Они все перемешались и ваша задача найти карточки с изображением соответствующим названию ваших команд.(карточки ребята размещают на мольбертах)

Молодцы!

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

G:\фото эксперим\IMG_20160428_094106.jpgВ: Хотите попробовать? 

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Ребята мы сегодня провели с вами опыты. А скажите вам понравилось проводить опыты? (ответы детей), а тебе лягушонок?

Лягушонок: Спасибо вам ребята. Теперь я самый умный лягушонок на свете!

В: Ну что ж ребята нам пора возвращаться в детский сад.

Физминутка

Вагончики весёлые

Бегут, бегут, бегут.

Их круглые колёсики

Всё тук, да тук, да тук. (Дети произносят звук - ту-туууууууууууу) Дыхательная гимнастика.

В: Ребята, где мы с вами побывали ?что мы там делали?а какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Воспитатель:  Ребята, а хотите еще поиграть?

 Игра называется «Условные знаки», у каждого из вас по два кружка зеленый и красный.

С помощью «светофорчиков» мы закрепим то, что узнали сегодня о свойствах воздуха. Я буду говорить утверждения. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

•        Воздух окружает нас со всех сторон.

•        Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

•        Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

•        Человек может жить без воздуха.

•        Ветер – это движение воздуха.

•        Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.

•         Воздух легче воды.

Воспитатель: «Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Лягушонок: мне очень понравилось с вами играть, заниматься, но мне пора идти и я хочу подарить вам эти шарики. Теперь я знаю, почему их называют воздушными!!!

До свидания, дети!

Воспитатель: Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ с детьми подготовительной логопедической группы в области коммуникация и познание.Тема:Зимняя сказка.

Интегрированное занятие по развитию речи Включает в себя образовательные области:коммуникация,познание,музыка,социализация,здоровье.В занятие включены презентации с иллюстрациями зимних пейзажей и зим...

Непосредственно-образовательная деятельность. Комплексное занятие по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со свойствами воды»

Непосредственно - образовательная деятельность в области "Познания"  .Комплексное занятие по позновательно-исследовательской деятельности для подготовительной группы....

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности в средней группе по теме: "Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём!"

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности по пожарной безопасности в средней группе по теме: "Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём!"...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по познавательному развитию (познавательно-исследовательская деятельность) детей старшей группы ТЕМА: «Научная лаборатория Фиксиков» («Воздух-Невидимка»)

Расскажи - и я забуду,Покажи - и я запомню,Дай попробовать -  и я пойму.Слайд 1.Ход непосредственной образовательной деятельностиОрганизационный момент:Воспитатель: Здравствуйте дети! Какое прекр...

Конспект непосредственной образовательной деятельности По образовательной области познавательно - исследовательской деятельности На тему «Опыты со снегом» в старшей группе

Конспект НОД на тему: «Опыт со снегом» Старшая группа.Бутакова Елена АлександровнаОбразовательная область: познавательное развитиеИнтеграция видов деятельности – социально ...