Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы» для детей разновозрастной группы (5-7 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цветкова Светлана Владимировна

Задачи: 
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. 
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. 
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. 
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире. 
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов. 
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. 
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. 
• Создать у детей радостное настроение. 
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 

Образовательная область «Речевое развитие»: 
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_zhidkosti.rastvory.docx125.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Ёлочка» Старооскольского городского округа

Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности

Тема «Жидкости. Растворы»

для детей разновозрастной группы

(5-7 лет)

Подготовила воспитатель:

Цветкова С.В.

г. Старый Оскол,

2018

Задачи: 
Образовательная область «Познавательное развитие»
• Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом. 
• Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. 
• Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов. 
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. 
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире. 
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы. 
• Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов. 
• Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности. 
• Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. 
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность. 
• Создать у детей радостное настроение. 
• Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности. 

Образовательная область «Речевое развитие»: 
• Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
• Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи. 

Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды. 
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.

Ход эксперимента.

Воспитатель: 
Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию. 
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!

Опыт № 1.

Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_6ea3355e4fe9c6096efbe48c0bd21d9c.jpg.jpg


Дети: Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети: ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель: (дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Опыт №2.

Воспитатель: 
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_8f3fef48164cfd1927dc3f5d754cbaf4.jpg.jpg


Дети: ответы детей.
Воспитатель: 
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.

Опыт №3.

Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети: Сыпучий.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/1_aa781450c01e628a6a4f524729f87956.jpg.jpg


Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки. 
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.

Опыт №4.

Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_07888e4fcd680de0a4e3bf25c3624f5b.jpg.jpg

Дети: Сыпучий.
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль 
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.

Опыт № 5.

Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.

Ход опыта:

В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33151_0111b99f193ef8236ece195d6ad5af96.jpg.jpg


Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой. 
Опыт демонстрируется без объяснения детям. 
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком? 
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы для детей разновозрастной группы «Путешествие на остров Радости»

Можно использовать данный конспект в качестве итогового или открытого занятия по развитию эмоциональной сферы детей...

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности Тема «Жидкости. Растворы».

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельностиТема «Жидкости. Растворы».....

Конспекты физкультурных занятий на прогулке в детском саду для детей разновозрастной группы

Конспекты физкультурных занятий на прогулке в детском саду для детей разновозрастной группы...

Конспект спортивного досуга ко Дню космонавтики «Школа космонавтов» для детей разновозрастной группы

Сценарий конспекта спортивного досуга ко Дню космонавтики "Школа космонавтов" Цель:Сохранение и укрепление физического здоровья детей;совершенствование двигательных умений и навыков, ос...