Конспект ООД "Птицы - наши друзья!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Киселева Кристина Юрьевна

Конспект организованной образовательной деятельности "Птицы - наши друзья!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_nashi_druzya_kiseleva_kyu.docx422.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Конспект организованной образовательной деятельности

Для детей старшего возраста 6-года жизни

 «Птицы – наши друзья!»

Воспитатель: Киселева Кристина Юрьевна

                                               группа №13

Излучинск, 2016 г.


Тип ООД: комбинированное занятие по сообщению новых знаний, закрепление знаний, умений и навыков, а также обобщению и систематизации знаний.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, изобразительная, конструирование из различных материалов, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Метода и приемы:

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: подвижная игра.

Практический: решение поставленных задач.

Работа над словарем: «Вороний день», «Талты-юх».

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Прием постановки цели.
  2. Прием организации практической деятельности: беседа, показ, объяснение.
  3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка

Программное содержание:

Цель: обобщение представления детей о птицах.

Задачи:

  • Познавательное развитие: дать представление о роли птиц в народной культуры ханты, манси и славян (загадки, верования, праздники, фольклор);
  • Познавательное развитие: расширять и уточнять сведения о многообразии видов птиц;
  • Речевое развитие: развивать внимание, речь, память и слух дошкольников, продолжать учить их воспринимать окружающую природу при помощи слуха;
  • Социально-коммуникативное развитие: развивать наблюдательность, умение делать умозаключения, саморегулировать собственные действия;
  • Социально-коммуникативное развитие: воспитывать бережное отношение к природе в целом и к птицам в частности, эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания;
  • Социально-коммуникативное развитие: формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;

Предварительная работа:        знакомство с птицами, рассматривание иллюстраций методического пособия        «Птицы»; проведение детского праздника «Заклички весны», чтение наизусть «Ласточка, ласточка, милая касаточка», организация подвижных игр «Летает, не летает, «Птицы, рыбы, звери, организация настольных игр в домино и лото по теме, разукрашивание по теме «Птицы», рисование и лепка птиц, выполнение подготовительных работ для поделки (украшение СБ диска пластилином, веточками, цветами, гнездами, куда впоследствии «прилетят» птицы), изготовление театральной маски «Ворон».

Оборудование: иллюстрация из пособия «Птицы», аудиозаписи птичьих голосов, звуков леса, атрибуты для игры «Талты юх», заготовки для выполнения творческого задания,        костюм ворона, мольберты, гимнастическая палка.

Воспитатель: (Под музыку «Звуки леса» дети заходят в группу) Ребята, мы с вами сегодня оказались в сказочном лесу. В этом лесу множество обитателей. Как вы думаете, кого мы обязательно встретим? Правильно птиц! Их в лесувсегда много, и каждая птичка поговорит с нами на своем языке. (Воспитатель включает запись голосов птиц).

Давайте послушаем, как они разговаривают. Слышите? Давайте попробуем угадать, каким же птицам принадлежат эти голоса?

- Правильно - это кукушка! Если мы внимательно послушаем. То мы сразу поймем почему ее так называют (выслушивает ответ детей и крепим изображение кукушек к мольберту). Как вы думаете, чем питается эта птица? Правильно насекомыми! А что еще вы знаете об этой птице? (подкидывает свои яйца в другие гнезда и может питаться ядовитыми гусеницами, пожирающими листву, без вреда для своего здоровья, никакая другая птица не может больше съесть этих гусениц).

- Угадайте, чей это слышится стук? Правильно, это дятел. Увидеть его непросто, т.к. он силен в маскировке, а вот услышать его можно в любом лесу. Ребята, кто знает что-нибудь про дятла? (Ответы детей). Дятла еще называют «санитаром леса», в Росси живут 13 видов дятлов и все они полезные птицы. (Крепится изображение дятла к мольберту).

А сейчас, чей слышен голос? Правильно, совы. (Изображение совы крепит к мольберту). Ребята, чем питаются совы, какой образ жизни ведут?

Посмотрите внимательно на мольберт. Скажите, что общего между этими птицами? Они все обитают в лесу? Лесные птицы, очень важны: приносят пользу, являются санитарами леса и важным звеном в пищевой цепочке.

Ребята, а вы знаете как называют еще природу? Ее называют природа матушка. Она очень мудра! Все в природе взаимосвязано и человек часть этой сложной системы. В природе существуют пищевые цепочки., где каждое звено связано неразрывно с другим. Сейчас посмотрите внимательно на доску, я покажу вам пример пищевой цепочки:

1

http://sistertosisterlifecoaching.weebly.com/uploads/1/0/8/4/10847390/656472485.jpg?406

http://www.stihi.ru/pics/2015/01/26/8640.jpg

http://lightsup.ru/wp-content/uploads/2013/01/samye-krasivye-pticy-mira-13.jpg

2

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=352f63030d01b260703d9ad6b7789c92&n=33&h=215&w=323

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=fd2da599b35674150b869d3c8e10662a&n=33&h=215&w=322

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=be4f94f7715278220a99072e9b2e57f7&n=33&h=215&w=382

3

https://health.mail.ru/pic/news/2015/07/07/ef/dd/efdd0272a6e8f8f94ff153f52c7863df.jpg

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2542ee097fd1ca6b12414b7a8af8428c&n=33&h=215&w=318

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1b594f1814dbbf860451a713b4b311ae&n=33&h=215&w=371

(Воспитатель проговаривает особенности пищевых цепочек, взаимосвязи в природе, которые нужно беречь). 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужно беречь только птиц? Надо охранять и растения, и птиц, и животных! Они приносят огромную пользу и не всегда могут защититься!

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни!

Ребята, а кроме лесных, вы знаете еще каких-нибудь птиц? Сейчас мы это проверим. Послушайте внимательно загадки и дайте правильный ответ:

Птица слов немало знает,

Всё на свете повторяет!

Сюртучок на птице пестрый,

Клюв - изогнутый и острый! (Попугай)

Мерзнет желтенькая пташка,

Накорми ее, бедняжку.

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)

Я вчера гулял в пургу,

Видел веточку в снегу,

А на ветке красный шарик.

Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)

Уж таков порядок древний –

Я давно живу в деревне,

Там будильником служу,

Свой курятник сторожу. (Петух)

Вот пернатый городской,

Всюду жмется к людям.

Мы голодною зимой

С ним делиться будем,

Просит серый озорник:

"Дайте хлеба крошку!

Я устал, чирик-чирик,

И замерз немножко!" (Воробей)

Воспитатель: А вы знаете, что означает название птицы «воробей»? Многие считают, что оно произошло от словосочетания «Вора бей!», но это не так. Есть версия, что от слова «Ворота», т.к. эта птичка большая любительница посидеть на воротах и понаблюдать за людьми. Некоторые думают, что от слова «ворк», т.е. «ворковать». Вот какое интересное название.

Люди давно заметили, что по повадкам этих птиц можно предсказать погоду. Например, чересчур тихое поведение воробьев кода их не видно и не слышно предвещает снегопад. Если они громко раскричались будет потепление.

Наши предки были очень мудры, наблюдательны. Еще столетия назад, они поняли, какое важное место в природе занимают птицы. У многих народов мира есть традиции, приметы и даже целые праздники, посвященные этим удивительным созданиям. Например, мы с вами проводили зиму и звали весну. Подскажите, как называется этот славянский праздник. Правильно, «Заклички». А как мы «закликали» весну? (водили хороводы, сами изготавливали птичек, вешали скворечник, учили народные потешки). Давайте, вместе вспомним потешку про птицу ласточку.

- Ласточка, ласточка, милая касатка,

Где ты была, с чем ты пришла?

- За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу весну-красу!

Воспитатель: А, кто-нибудь еще знает праздники, где главные герои птички? (Ответы детей). Есть такой христианский праздник - «Пасха», один из главных символов, которое является - ...? Правильно, яйцо - символ

продолжение жизни, ведь внутри яйца есть аленький птенчик.

У других народов - ханты и манси, существует по сей день праздник «Вороний день». «Вороний день» - день прихода весны, день прилёта ворон. В представлениях северных народов ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день ходили, друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также танцы - изображавшие весеннее поведение птиц. (Прилетает ворон и проводит хантыйскую народную игру под звуки народных хантыскиех напевов).

Воспитатель: Здравствуй, ворон! Зачем же ты прилетел к нам, ведь весна уже пришла!

Ворон: я прилетел к вам детишки поиграть с вами в народную игру перетягивание палки «Талты юх». (Выбирает двух участников и рассказывает). Два игрока садятся на пол или землю напротив друг друга и, вытянув ноги вперед, упираются друг в друга ступнями ног, а руками берутся за палку. По моей команде игроки начинают тянуть на себя палку, стараясь оторвать соперника от земли (пола). При этом нельзя было сгибать ноги в коленях. Если кто-то из игроков не выдержит борьбы и расцепит пальцы, то он будет считаться побежденным. Победитель состязался со следующим игроком.

Воспитатель: Спасибо тебе, Ворон! Давайте скажем до свиданья этой мудрой птице!

- А мы с вами ребята, сейчас займемся творчеством. Используя пластилин, мы будем создавать чудесные сюжеты. Раскрашивание пластилином – новый, замечательный по своим развивающим свойствам вид творческой деятельности для детей. Он совмещает в себе все достоинства обычных раскрасок и работы с пластилином: раскрашивание стимулирует творческое мышление, а работа с пластилином помогает развить мелкую моторику рук. Картинки, раскрашенные пластилином, получаются объемными и рельефными, будто «живыми». Возможность смешивать цвета позволяет добиваться новых цветовых решений. А яркий задний фон, который в идеале должен быть у раскрасок, дополняет пластилиновую картинку и позволяет быстро создать настоящий шедевр.

- В нашей поделке осталось только украсить птиц, рассадить их на веточки и положить яйца в гнезда (подробно, поэтапно проговаривает весь процесс совместно с детьми, опираясь на образец). Под звуки мелодии «Лесная музыка» дети приступают к выполнению работы.

Воспитатель: Итак, ребята, расскажите о ком мы сегодня с вами разговаривали? Что нового вы узнали? Что особенно понравилось? Каким образом мы можем сохранять природу, окружающую нас? Молодцы! Давайте стараться не только беречь, но и помогать птицам: изготавливать с родителями кормушки, сажать деревья - дома птиц, любить окружающую нас природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект "Птицы наши друзья"

Закрепить умения координировать речь с движениями. Формировать обобщенное предстовление о зимующих птицах. Упражнять умение отгадывать загадки....

Конспект НОД « Наши друзья рядом с нами! »

Цель данной непосредственной образовательной деятельности направленна на :Развиватие у детей социального поведение, навыков правильного общения. Развитие мышления, речи....

Конспект "Птицы наши друзья. Зимой их забывать нельзя"

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи:Обучающие:Расширить и закрепить представление детей о зимующих птицах (внешнем виде, повадках, питании)Развивающие: Развивать логическое мышлен...

Конспект НОД "Наши друзья-комнатные растения"

закрепление представлений о комнатных растениях и их существенных признаках....

конспект занятия "Наши друзья на улице"

Учить внимательно слушать взрослого и друг друга, отвечать на вопросы. • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива....

Конспект занятия "Наши друзья прекрасные растения".

Задачи:▪ продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;▪ подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые; организмы, требующие определенного ухода;▪ учить детей наход...

конспект занятия "Наши друзья-фруктовые человечки"

конспект занятия по здоровьесбережению...