Главные вкладки

    Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Ерисова Ирина Вячеславовна

    В данном материале представлено планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе детского сада. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе

    Месяц

    Совместная деятельность взрослого и ребенка

    Сентябрь

    Наблюдение и опыты:

    • Ежедневно во время прогулки отмечать с детьми состояние погоды (солнечная, пасмурная, дождливая).
    • Проводить наблюдения за солнцем. Обратить внимание , где светит солнышко утром, куда садится вечером. Отметить, какие места участка освещены солнцем во время утренней прогулки, а какие – во время вечерней, сравнить. После многократных наблюдений сделать вывод: солнце совершает определенный путь. Закрепить представления о свойствах солнечных лучей.
    • Опыты: а) Солнце высушивает предметы. б) Солнце прогревает предметы.
    • Наблюдения за ветром (по каким признакам можно узнать, есть ли ветер: качаются ветви деревьев, бегут облака). Предложить детям побегать против ветра и в ту сторону, куда он дует, и сделать вывод, когда бежать легче и почему. Игры с флажками, султанчиками, вертушками.
    • Наблюдения за облаками. Сравнить облака по цвету в солнечный и пасмурный дни. Предложить детям представить, на что похожи облака, каким окажется облако, если его потрогать.
    • Наблюдения за дождем. Дожди идут часто. Ввести понятие «моросящий дождь». Предложить детям сравнить, какой дождь холоднее – летний или осенний.
    • Наблюдения в живой природе: за деревьями и кустарниками. Обратить внимание  на то, что цвет листьев на деревьях и кустарниках  постепенно меняется: береза желтеет, клен краснеет, а дуб и тополь пока остаются зелеными. Рассмотреть растения на клумбе, вспомнить, какие растения цвели летом. Привлечь детей к сбору семян в цветнике, научить их делать это аккуратно, не сгибая стебли.
    • Наблюдение за пауками и насекомыми. Объяснить детям, что паучок свернется под засохшим листом и проспит всю зиму. Рассказать, что пауки полезны, они уничтожают мух – разносчиков болезней.
    • Наблюдение за птицами.

    Экологические игры:

    «Кто скорее соберет», «К дереву беги», «Что сажают в огороде», дидактическое упражнение «Раньше – позже», «Подскажи словечко», «Загадайте, мы отгадаем», «Опиши, я отгадаю», «Чудесный мешочек», хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

    Чтение художественной литературы:

    В.Бианки «Паучок-пилот»; Г.Глушнев «Стихи о насекомых», «Кузней и кузнечики»; А.Майков «Пейзаж»; Э.Машковская «Осень»; М.Михайлов «Лесные хоромы»; Э.Успенский «Как растили капусту».

    Беседы:

    «Почему осень называют золотой», «Куда и почему улетают птицы», «Что нам дарит осень», «Что бы ты увидел, сидя на облаке».

    Художественное творчество:

    Рисование «Золотая осень».

    Аппликация: «Разноцветная осень» (использование нетрадиционных методов).

    Изготовление поделок из природного материала.

    Проектная деятельность  (с привлечением родителей) «Живая книга леса».

    Октябрь

    Наблюдения и опыты:

    • Сравнение комнатных растений (сравнивать листья по признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству; упражнять детей в обследовательских действиях).
    • Продолжать отмечать состояние погоды, наблюдать за солнцем, ветром, небом, осадками. Отметить резкое сокращение светового дня. Сравнить с прошлым месяцем и сделать вывод о том, что день стал короче.
    • Опыт. Выявление зависимости состояния почвы от погодных условий (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», 2014г., стр.77).
    • Продолжить наблюдения за контрастными по окраске листьев деревьями, ввести понятия «листопад», «золотая осень». Провести длительное наблюдение за «любимой веточкой». Длительное наблюдение за гроздьями рябины (как постепенно меняется окраска). Определить с детьми, какое дерево осыплется раньше остальных, какие деревья долго не осыпаются. По возможности наблюдать за отлетом птиц.

    Экологические игры:

    «К дереву беги», «Кто быстрее соберет», «Найди дерево по описанию», «Найди листок, как на дереве», «Найди пару», «Кто знает, пусть продолжает», «Третий лишний», «Что изменилось», «Волшебный цветок», дидактическое упражнение «Раньше – позже».

    Чтение художественной литературы:

    Е.Благинина «Улетают, улетели…», «Осень»;  Э.Машковская «Дело к зиме»; А.Блок «Зайчик»; Г.Скребицкий «Лесной голосок»; К.Ушинский «Бишко»; загадки, скороговорки, песенки-потешки.

    Беседы:

    «Почему деревья осенью раздеваются», «Что ты видел по дороге в детский сад», «Осень – это хорошо или плохо», «Где рыбке лучше живется» (в реке или в аквариуме).

    Художественное творчество:

    Изобразительная деятельность: Рисование «Приметы золотой осени». /Выложить разнообразный природный материал для самостоятельного изготовления детьми поделок.

    Ноябрь

    Наблюдения и опыты:

    • Наблюдения за небом, ветром. Объяснить детям понятие «пронизывающий ветер» (продувает насквозь).
    • Наблюдения за первым выпавшим снегом (первый снег выпадает, но быстро тает). Обсудить с детьми, почему он тает.
    • Наблюдения за льдом. Знакомство со свойствами льда. Провести исследовательские действия: в прозрачную емкость положить мелкие предметы, залить водой и положить на ночь за окно. Утром рассмотреть с  детьми, какие предметы видны через лед.
    • Наблюдение за инеем. Объяснить детям, что такое иней, и чем он отличается от снега.
    • Обратить внимание на перемены в одежде людей, с чем они связаны.
    • Наблюдения за живой природой.
    • Провести опыты по выявлению потребности растений во влаге. Цель опытов: подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Содержание опытов: 1. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой. 2. Проследить изменение во внешнем виде комнатного растения до поливки и после нее.

    Экологические игры:

    Дидактические упражнения «Раньше-позже», «Подскажи словечко»; дидактическая игра «Знаешь ли ты?»; подвижные игры «Беги в дом, какой назову», «Все по домам», «Покажи без слов» (с элементами пантомимы); словесные игры «Кто знает, пусть продолжает», «Повторяй друг за другом», «Волшебный цветок».

    Беседы:

    «Что ты видел по дороге в детский сад» (проводится в начале и конце месяца в сравнении), «Почему звери меняют шубки», «Как медведь готовится к зиме», «Нужно ли человеку готовиться к зиме», «Что нам осень принесла» (с помощью моделей сравнить с детьми признаки осени в сентябре, октябре и ноябре).

    Чтение художественной литературы: Н.Сладков «Почему ноябрь пегий», «Лесные шорохи»; Н.Некрасов «Заунывный ветер гонит….»; Е.Благинина «Огонек», «Улетают, улетели…», «Стрижи»; А.Пушкин «Унылая пора…»; Л.Толстой «Волк»; В.Зотов «Лесная мозаика» (рассказы о диких зверях).

    Художественное творчество:

    Аппликация (коллективная композиция) «Корзина грибов».

    Рисование «Мышь и воробей».

    Декабрь

    Наблюдения и опыты:

    • Наблюдение за воробьем и вороной.
    • Как живут растения зимой.
    • Наблюдения за снегом (рассмотреть снежинки, уточнить, что они разной формы). Через элементарную поисковую деятельность знакомить детей со свойствами снега: холодный, рассыпчатый, липкий, белый, грязный. Устанавливается зависимость свойства снега от температуры.
    • Опыт. В морозный день предложить детям вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить почему снег стал липким.
    • На улице рассмотреть следы птиц, сравнить их. Наблюдать за поведением птиц у кормушки.
    • Опыт. Выяснить потребность растений в свете. Два одинаковых растения поместить: одно – в темное место, другое – в светлое.

    Экологические игры:

    Дидактические игры «Собери цветок» (на материале зимующих птиц); словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю» (на материале комнатных растений), «В магазине комнатных растений», «Кто знает, пусть продолжает»; подвижные игры «Беги в дом, какой покажу», «Лиса в курятнике».

    Чтение художественной литературы:

    Я.Аким «Первый снег»; Е.Трутнева «Первый снег», «Елка»; Г.Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Воробей», «Ворона»; Э.Успенский «Проказы старухи зимы»; В.Калинина «Про снежный колобок».

    Беседы:

    «Как помочь птицам зимой», «О чем грустит растение», «Почему люди зимой не мерзнут», «С кем дружит ель».  

    Художественное творчество:

    Рисование «Кто в каком домике живет».

    Лепка «Девочка в зимней одежде».

    Январь

    Наблюдения и опыты:

    • Наблюдение за снегом. В морозный день послушать, как скрипит снег, определить, в какую погоду скрипит снег. Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду при ярком свете, в пасмурный день не блестит.
    • Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый. Подвести к выводу о связи свойств снега с температурой воздуха.
    • Наблюдение за птицами. Устанавливать связи между поведением птиц и состоянием погоды: в мороз птицы сидят нахохлившись, крупные птицы прячут клюв под крыло. Познакомить детей с народной приметой – если вороны сидят на верхней ветке и нахохлившись – это к морозу.
    • В уголке природы. Понаблюдать движение листьев растений к свету. Подвести к выводу о потребностях растений в свете.

    Экологические игры:

    Дидактические игры «Опиши, я отгадаю», «В магазине растений», «Кто в домике живет?», «Кто кем будет?», «Бывает – не бывает»; подвижные игры»Льдинка», «Четвертый лишний»; игровые упражнения «Догадайся, о ком рассказываю», «Кто кричит, а что трещит?».

    Чтение художественной литературы:

    И.Суриков «Белый снег пушистый»; К.Ушинский «Лиса Патрикеевна», «Жалобы Зайки»;  К.Бальмонт «Снежинка»; С.Маршак «Январь»; М.Садовский «Снегопад»; В.Берестов «Гололедица»; М.Пришвин «Ночевка зайца»; Г.Снегирев «Звери наших лесов»; Гаплина «Как лиса в лесу живет».

    Беседы:

    «Где найти медведя зимой», «Зачем белке пушистый хвост», «Холодно ли птицам зимой», «Живые ли деревья зимой», «Если дома живет птичка».

    Художественное творчество:

    Рисование «Развесистое дерево», «Маленькой елочке холодно зимой».

    Лепка «Птичка», «Девочка в длинной шубке».

    Февраль

    Наблюдения и опыты:

    • Наблюдения в неживой природе. Февраль – месяц частых метелей и сильных ветров. Охарактеризовать погоду: снежная, вьюжная, холодная. Ветер злой, ледяной, колючий. Объяснить, что именно из-за такой погоды февраль называют «лютым». Определить с детьми состояние земли под снегом (замерзла, твердая), вода превратилась в лед. Сделать вывод, что растениям зимой не хватает тепла, воды. но они живые и зимой как бы спят.
    • Опыт. Цель: закрепить представления о том, что растения зимой живые. Провести опыты по проращиванию срезанных веток. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев. Показать детям движение листьев по направлению к свету на примере комнатных растений.

    Экологические игры:

    «Зоологическое лото». «Что изменилось», «Найти по названию», «Когда это бывает?»; подвижные игры «Четвертый лишний», «Мышеловка».

    Чтение художественной литературы:

    С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?»; Н.Павлова «Белые шубки» (из книги «Четыре времени года»); К.Ушинский «Лошадка»; В.Кондратьев «Метель»; В.Степанов стихи «Большая пурга»; Н.Пожарицкая «Путешествие к домашним животным».

    Беседы:

    «Что будет, если не убирать снег зимой»,  «Почему люди зимой мерзнут, а звери нет», «Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе. Почему?», «Мой домашний любимец».

    Художественное творчество:

    Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости» (воробушки на кормушке).

    Рисование гуашевыми красками «Мышка и мишка».

    Март

    Наблюдения и опыты:

    • Неживая природа. Наблюдение за погодой (солнцем, небом, снегом).
    •  Наблюдения за растениями. Обратить внимание, что с появлением тепла оттаяла почва и появилась мать-и-мачеха. Подвести к выводу, что изменения в неживой природе приводят к пробуждению растений.
    • Наблюдения за птицами. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.
    • Посадка гороха в уголке природы.
    • Опыты. !. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений: внести корневище мать-и-мачехи в группу. понаблюдать. где скорее зацветет: в группе или на улице (спросить. с чем это связано). 2. Предложить ребятам потрогать воду в луже. Сделать вывод, что вода еще очень холодная, поэтому растения только просыпаются после зимы, но не растут.

    Экологические игры:

    Дидактические игры «Помоги малышам»,  «Магазин цветов». «Четвертый лишний», «Съедобное – несъедобное». «Зоологическое лото»; игра с элементами драматизации «Зайчик в беде»; подвижные игры «Мышеловка», «Хитрая лиса».

    Чтение художественной литературы:

    С.Маршак «Весенняя песенка»; Л.Толстой «Пришла весна», «Как волки учат своих детей»; Н.Сладков «Весенние радости»; В.Алферов «Март»; В.Зотов «Заяц-беляк», «Еж», «Бурундук»; В.Бианки «Лесная газета»; заклички. загадки о весне.

    Беседы:

    «Кто просыпается весной», «Чему учит мама своих малышей» (поведение диких зверей весной), «Что ты видел необычного по дороге в детский сад».

    Художественное творчество:

    Аппликация с элементами рисования «Сосульки на крыше», «Воробьи в лужах».

    Апрель

    Наблюдения и опыты:

    • Продолжать вместе с детьми наблюдать и отмечать путь солнца. Солнце все выше, светит ярко, ослепительно. Каким стало небо? Что изменилось по сравнению с зимой? Уточнить, что оно было серое, а теперь часто ярко-синее, на нем белые закругленные облака – кучевые. Почему они так называются? (Держатся на небе кучками). Понаблюдать с детьми за их движением, уточнить, почему облака движутся.
    • Отметить повышение температуры днем, которое приводит к появлению ручьев, таянию сосулек.
    • Обсудить с детьми, что значит «звенит капель». Отметить появление первых проталин.. Предложить понаблюдать путь одного из ручейков, который соединяется по дороге с другими ручейками. Рассказать детям, что ручьи впадают в реки, в озера, и вода в них поднимается, иногда возникают наводнения.
    • Продолжать наблюдения за пробуждением растений (мать-и-мачеха, первая травка). Отметить, что растения появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва (у заборов, у стен домов). Рассмотреть почки на ветках, уточнить их форму и размеры. Отметить, что они с каждым днем набухают. Рассмотреть, как они расположены на ветке. Сделать вывод. что у всех деревьев кустов есть почки и они разные.
    • Обратить внимание на поведение птиц: они стали звонко щебетать, летать парами, высматривать места для гнезд, собирать и носить в клюве веточки, пушинки (обсудить с детьми, зачем они это делают). По возможности отметить прилет грачей, скворцов.

    Экологические игры:

    Дидактические игры «Найди дерево по описанию», «Загадай – мы отгадаем». «Съедобное – несъедобное», «Помоги малышам»; подвижные игры «Все по домам», «Мышеловка», игры с элементами драматизации «Ручейки и озера», «Времена года» (из книги А.Молодовой «Экологические игры»).

    Чтение художественной литературы:

    Л.Аким «Апрель»; В.Бианки «Последняя льдинка»; Н.Павлова «Ранней весной»; И.Беляков «Подснежник проснулся; К.Ушинский «Пчелки на разведках».

    Беседы:

    «Кто весной возвращается домой» (беседа о перелетных птицах), «Почему весной бывают наводнения», «О чем рассказал корень» (зачем мы пересаживаем комнатные растения), «Опасный лед» (можно ли выходить на весенний лед).

    Художественное творчество:

    Обводка трафаретов птиц: грачей, скворцов, ласточек, книжки-раскраски.

    Аппликация обрывная «Живые» облака».

    Лепка с элементами конструирования «По реке плывет кораблик».

    Рисование «Кошка».

    Май

    Наблюдения и опыты:

    • Неживая природа. В теплый солнечный день описать состояние природы и погоды. Отметить цвет неба, какой дует ветер.
    • Наблюдение за первой весенней грозой. Уточнить, что после грозы бурно растут растения.
    • Наблюдение за появлением одуванчиков. Сравнить с мать-и-мачехой (у одуванчиков первыми появляются листья, а у мать-и-мачехи – стебель). На что похож одуванчик? Как он раскрывается и закрывается, с чем это связано. Длительное наблюдение за одуванчиком в течение месяца. Отметить его изменения.
    • Наблюдение за цветущими деревьями и кустарниками на участке (рассказать о народной примете: когда цветет черемуха – это к холодам). В течение месяца наблюдать за распусканием почек. появлением и ростом листьев.
    • Наблюдение за насекомыми.
    • По возможности отметить прилет ласточек, стрижей. Объяснить. почему  эти птицы прилетают позже всех (насекомоядные).
    • Продолжать наблюдение за домашними животными: кошками. собаками, которые греются на солнышке. Обращать внимание на появление у них детенышей.

    Экологические игры:

    Дидактические игры «Магазин «Цветы», «Четвертый лишний», «Путешествие по времени»; дидактическое упражнение «Отбери и назови цветы, которые знаешь»; подвижные игры «»Кто быстрее найдет березу, тополь, клен», «У медведя во бору»; игры с элементами драматизации «Ласточки и мошки», «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики», «Козы, кыш от березы».

    Беседы:

    «Правила друзей леса» (с использованием моделей), «Дома появились малыши» (рассказать о рождении котят, щенят. птенцов, использовать картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами»), «Что изменилось в жизни человека с приходом весны», «Что хорошего и что плохого бывает весной».

    Чтение художественной литературы:

    Н.Павлова «Находка» (сказка), «Под кустом» (сказка), «Подножная травка» (сказка); Г.Серебрицкий «Счастливый жучок»; В.Степанов «Летающий цветок»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Воробей»; В.Бианки «Первая охота».

    Художественное творчество:

    Рисование «Радуга-дуга. не давай дождя».

    Аппликация «У солнышка в гостях».

    Лепка сюжетная коллективная «Муха-цокотуха».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы с детьми по профилактике плоскостопия в средней группе

    Перспективный план составленный мною поможет другим педагогам в проведении занятий по профилактике плоскостопия. План занятий составлен на год для средней группы....

    Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников (старшая группа).

    Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....

    Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе

    В данном материале представлено перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию во второй младшей группе. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспе...

    Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада

    Перспективное планирование кружка "Родничок" по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе детского сада...

    Перспективный план воспитательно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей средней группы

    Перспективный план воспитательно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей средней группы...

    Перспективное планирование работы с родителями и законными представителями детей средней группы на 20176-2017уч.год

    Перспективное планирование работы с родителями и законными представителями детей средней группы на 20176-2017уч.год...

    Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию на группе раннего возраста.

    В данной теме разработан материал работы  с родителями по экологическому  воспитанию на учебный год....