СОДЕРЖАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
картотека по окружающему миру на тему

Филиппова Антонина Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no_2_poznavatelnogo_razvitiya_detey.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

 НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД

ЦЕЛИ:

  1. Развитие поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  2. Расширение представлений детей о живой и неживой природе, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости;
  3. Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе.

Песок

       Песок бывает сухой и мокрый, влажный и мокрый: сухой – светло-желтого цвета, сыплется струей, нельзя лепить; сырой – по цвету значительно темнее, лепится в комки, не сыплется, с ним легко играть. В аквариуме песок нужен рыбкам.

Немного математики в песке и в воде. Выясним, что такое  размер и форма предметов, что значит «много – мало». Используя формочки контрастных размеров,  предложим сделать большие и маленькие куличики. Отметим, для какого куличика потребовалось много песка, а для какого  - мало. Покажем детям, что ведерко может быть наполнено песком, водой, камешками, шишками.  Испечем для игрушек печенье разной формы: круглое, квадратное, треугольное. Предложим  ребенку подобрать подходящий по величине куличик для игрушки: мишке – большой, мышке – маленький. В песке для медвежонка выроем большую берлогу, а мышонку – маленькую норку.

Экспериментирование с нестандартными предметами. Познакомим детей с конусом, используя для куличика воронку.

Игры с песком: «Угощение», «Булочная», «Горка для зайчика», «Дом для собачки, кошечки», «Гараж для машины», «Зоопарк»,  «Песочный город», «Канавка» - пустим кораблик, «Кондитерская», «Аэродром для бумажного самолета», «Бассейн для рыбок», «Дорога для автомобиля» и др.

Конкурс на лучшую постройку.

Рассматривание песчинок через лупу.

Свет – тень.

Тень от предметов – форма, размер, «привязанность» к предмету, перемещение тени в пространстве. Можно ли играть с тенью, солнечными зайчиками в пасмурную погоду. Солнечный зайчик – это луч солнца, отраженный в зеркале.

Наблюдения за солнцем, загадки про солнце.

Игры с тенью: «Убеги от тени», «Подними тень», «Спрячься от тени», «Отгадай чья тень».

Загадки про тень: «Лежит на земле – ни закрасить, ни соскоблить, ни завалить», «Видать глазами, да не взять руками», «Что с земли не подымешь?», «Что на воде лежит да не тонет».

Загадки про луч солнца: «Золотой мост на сотню верст», «Из окна в окно – золотое веретено», «Что в коробейку не запрешь?».

Игры с солнечными лучами: «Найди лучом (окно, игрушку, забор)», «Догони зайчика», «Убеги от зайчика», «Нарисуй зайчиком круг, квадрат ит.д.»

Опыт: с закрытыми глазами постоять в тени, а потом на солнце, почувствовать разницу, рассказать о своих ощущениях.

Вода.

Вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). Поговорим о том, кому и для чего нужна вода? Нужно ли беречь воду?

Опыт. Рассматривание капель через лупу.

Загадывание загадок о воде.

Беседа «Кому нужна вода».

Рассказ воспитателя о празднике Ивана Купалы.

Где «работает»вода?

Игры с водой. Игра с мыльными пузырями. Развлечение с водой.

Наблюдение: ветер колышет воду в луже, определить какой ветер – сильный или слабый.

Человек и природа.

Правила поведения в природе.

Беседа «Какого цвета лето?». Чтение книги О. Солопова «Приключения кота Леопольда и его друзей в лесу».

Беседа «Природу нужно беречь».

«Уроки доброты». Приветствие «зеленых друзей» - заучивание стихотворения Берестова «Хоровод». Вручение медалей «Другу природы».

Камни.

Классификация. Предложим сгруппировать их по цвету, форме, размеру. Разложим камешки от самого маленького до самого большого, от самого светлого до самого темного. Сравним их по округлости, гладкости, тяжести. Свойства: твердые, прочные.

Вопросы к детям: Где вам приходилось видеть камни? Что вы чувствовали, наступив на камень? Приходилось ли лежать (сидеть) на камнях? Какими они были? (твердые, мягкие, холодные, теплые). Какого размера найденный камешек? Какого он цвета: одноцветный или многоцветный? Приложим к щеке: холодный или теплый, можно ли камень согреть? Понюхаем камешек, есть ли запах? Может ли камень издавать звуки? Что мог бы рассказать камень, если бы умел говорить? (Что видел? Где побывал? Чем камень хотел бы стать?)

Поговорим с камнем. Представим, что у камня есть ухо, найдем его. Скажите камешку тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей «тайной». Закройте «ухо» камня пальчиком, теперь он сохранит все в секрете.

Морские камни волшебные. Возьмем таз с водой. Стоит их опустить в воду, как они тут же меняют цвет. Какие узоры появились на поверхности камня.

Опыт. Сравнение камня и пластилина.

Сочинение сказки «Что рассказал речной камень рыбкам в аквариуме?»

Рассматривание камней через лупу. Игры: «Дорожка из камней», «Выложи фигуру из камней (цифру, букву)».

Животные.

Внешний вид. Среда обитания. Приспособление к среде обитания. Чем питаются. Значение для человека..

Чтение худ. литературы: В. Бианки «Хвосты», рассказы Е. Чарушина.

Беседа «Полезные или вредные?»

Занятие «О животных, которых не любят».

Информация «Как прячутся животные».

».

Загадки о животных.

Ягоды-грибы.

Земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, малина. Съедобные и несъедобные грибы. Знакомство с внешним видом. Где растут? Стадии роста и развития. Целебные свойства. Народные названия грибов, их своеобразие.

Рассматривание иллюстраций, открыток. Рассказы воспитателя. Чтение художественной литературы о ягодах и грибах. Загадки о грибах. Заучивание стихотворений и пальчиковых игр.

Овощи-фрукты.

 Знакомство с внешним видом. Где растут? Стадии роста и развития. Целебные свойства. Значение для человека и животных.

Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи», отгадывание загадок: «Узнай по описанию», «Узнай на ощупь», «Что попало к нам в роток», «Какой, какое, какая».

Мел .

Твердый, но хрупкий, легко ломается, оставляет следы, им можно рисовать на полу, на асфальте, на доске, на бумаге.

Свободное рисование на асфальте.

Творческий поединок  «Рисунок на асфальте».

Деревья.

Тополь, береза, сосна, рябина, ель. Название. Особенности внешнего вида. Строение (кора, ствол, ветки, листья, корни). Кто живет на деревьях? Кто ползает по веткам и стволу? Ценность дерева. Предметы из древесины.

Экскурсия в парк.

Наблюдение за деревьями на участке. Погладим ствол дерева и ощутим его поверхность. Прижмемся щекой и почувствуем тепло. Вдохнем запах – закроем глаза и послушаем шелест листьев. Полюбуемся голубым небом, бегущими облаками сквозь ветки дерева.

Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.

Чтение художественной литературы, заучивание стихов о деревьях. Загадки о деревьях.

Птицы.

Расширение представления о птицах. Названия. Внешний облик. Повадки. Какие звуки издают птицы? Как птицы летают? Слышат ли птицы?

Наблюдение за поведением птиц.

Драматизация стихотворения С. Маршака «Где обедал воробей?».

Слушание голосов птиц.

Рассказы воспитателя о птицах.

Подвижные игры: «Птицелов», «Птицы и кот», «Воробушки и автомобиль».

Насекомые. Путешествие в микромир.

Комары, бабочки, жуки, муравьи, стрекоза, пчела и др. Окраска. Особенности передвижения. Чем питаются. Среда обитания.

Наблюдения. Присядем на корточки и представим, что мы маленькие звери. Что у нас под ногами? Что нам здесь кажется очень большим? Есть ли здесь какие-либо насекомые? Попробуем их осторожно рассмотреть. Куда они спешат? Где их дом? Чем они могут питаться? Кто что видит и слышит? Кого и чего могут бояться насекомые? Кем бы из них вы хотели бы стать, если бы жили на этой полянке?

Наблюдения и рассказы педагога. Заучивание закличек «Божья коровка» и др. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок:

Красная капелька в черную точку

К солнышку в гости ползет по листочку. (божья коровка).

Летит через сад и гудит,

Мохнат, полосат и сердит. (шмель)

На лугу выступает все лето

Попрыгунчик зеленого цвета.

В цирке есть акробат цирковой –

На лугу – акробат луговой. (кузнечик)

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно-пребольно кусаются…

Даже на взрослых бросаются. (комары)

 

Экологические игры «Летает, бегает, прыгает», «Птицы, звери, рыбы».

Цветы.

Одуванчик, незабудка, ромашка, василек, ноготки и др. Знакомство с внешним видом и строением растений: какой стебель, цветы, их форма, окраска. Где растут? Когда появляются?

Определение условий роста. Стадии роста и развития. Целебные свойства.

Рассматривание цветов на клумбе, на лугу.

Экскурсия в парк, к фонтану, в школьный двор (клумбы).

Наблюдение за цветами на участке детского сада.

Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Корзинка», Л. Герасимов «Цветы». Заучивание стихов о цветах.

Опыт-занятие «Кто посеял одуванчик».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы в логопедической разновозрастной (5 - 7 лет ) группе по социально-личностному развитию на летний период 2013 г.

План составлен по неделям с подробным описанием игровых упражнений на снятие эмоционального напряжения и на развитие коммуникативных навыков, а также с  описанием сюжетно-ролевых игр....

Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД».

laquo;ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД»....

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период».

Консультация для воспитателей «Организация детской познавательной деятельности в летний период». Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через ...